Социологи перевели в цифры, как решать демографическую проблему. 51 % российских семей должны быть многодетными, чтобы остановить снижение населения страны. Для сохранения количества жителей страны необходимо 35% трехдетных семей, 14% четырехдетных и 2% семей с пятью и более детьми. Если уже сейчас приступить к реализации такой эффективной демографической политики, то на обеспечение устойчивого роста населения России понадобится порядка 30-ти лет - полтора поколения.
Сергей Михеев: Это не так много с исторической точки зрения. К сожалению, разрушать гораздо легче, быстрее, а созидать труднее - люди не растут за два дня. А если не начинать, тянуть и думать, то на 130 лет растянется или будет уходить в минус. Я думаю, что проценты, которые Вы привели, - это реальные вещи.
Больше трех детей. Мне кажется, сейчас меньше таких семей.
Сергей Михеев: Сейчас меньше, но это реалистично. Если людям донести светлые мысли и помочь материально, то трое - это подъемная история. Больше уже сложнее. С этим надо работать, поставить себе цель и планомерно принимать решения, стараться их выполнять. Плюс, вопрос о семейных ценностях касается огромного количества разводов. Понятно, что не будет многодетных семей, если больше половины людей, заключающих браки, разводятся, и браки распадаются. Одна из проблем заключается в культурной политике, в ценностных ориентациях. Чуть что не так: «Надоело, напрягаться не хочется, развлечения закончились - разбегаемся в разные стороны». Есть над чем работать, объяснять людям, что развлечения - это интересно, но «делу время, а потехе час». Не хотите - будете вымирать.
Говорят: «А если он пьет, бьет, наркоманит». Такие разводы даже Церковь позволяет. Но, если взять общую массу разводов, то криминальные случаи составляют, думаю, 2% от общего количества разводов. В основном, всё от инфантильности, от незрелости. Это надо преодолевать - конечно, всё делается небыстро. Кто не начинает, тот никогда не дойдёт до финиша.
Ещё про алименты. Как больше детей заводить, когда многие после развода не платят алименты? Статистика от Росстата не самая свежая, но актуальная: 13% детей, кому положены алименты, их не получают. Почти каждый седьмой, восьмой ребенок положенные алименты не получает. По переписи 2020 года, в России насчитывалось чуть более 15 млн семей с детьми младше 18-ти лет. Из них почти 6 млн - матери-одиночки и больше миллиона - отцы-одиночки.
Сергей Михеев: Это очень тяжелая проблема, потому что в неполных семьях вырастают дети с проблемами. Долго их в себе преодолевают, потому что они не видели модели благополучной семьи, и им самим очень тяжело к этому подойти. По поводу алиментов - это вопрос к правоохранительным органам, они должны лучше работать. И вопрос к морально-нравственному климату в обществе. В основном, бросают свои семьи мужчины и не заботятся о своих детях. Это означает полное атрофирование мужских качеств и понимания о чести, о долге. В нравственной сфере полная люмпенизация. Но это лечится, если начинать лечить. От чего? От крайнего индивидуализма; от убеждения, что я никому ничего не должен, а мне все должны; если мне хорошо - это правильно, а если мне не очень хорошо или я должен напрячься, потрудиться, - это неправильно; необходимость нести ответственность за свои слова, поступки, за людей, если ты за них отвечаешь.
Это лечится постепенным изменением общественного климата, культурного климата и всего остального. Как сделать, чтобы завтра всё изменилось? Никак. Если ничего не делать и катиться по наклонной, то будет только хуже. Если хотите, чтобы было лучше, надо предпринимать усилия. Вопрос: к чему стремиться? Что поощрять, а что не поощрять? Это важно. Нам надо определиться и занимать четкую позицию.
Важная дискуссия, которая бурно обсуждается, но к окончательному выводу не пришли: в каком возрасте создавать семью и рожать детей? Если вспомнить советское время: заканчивали институт или среднее образование, получали профессию, устраивались на работу и заводили семью. С приходом либеральных западных ценностей в 1990-е, в 2000-е годы насаждалось, что «ничего страшного! И в 30 лет еще молодородящие - делайте карьеру». С другой стороны, у нас много телевизионных программ: родила в 14, в 16 лет. Тоже, мне кажется, это неправильно. Есть ли золотая середина?
Сергей Михеев: У нас есть закон, когда можно регистрировать официально брак? Для современности вполне себе оптимальная ситуация. Раньше и в 13 лет девочек отдавали... Я считаю, что это перебор. Сегодняшняя норма по закону заключения брака – это оптимальный возраст. Это и не уклонение в прошлое, но и не западные сказки, что можно и в 40, и в 50 лет, «главное - сделать карьеру». Не будет хорошо - и женщины это знают. Природой установлены оптимальные возрастные рамки. Всё остальное – «от лукавого».
Вы говорили о профессии: можно создать семью и продолжать учебу.
Сидеть на шее у родителей?
Сергей Михеев: Какое-то время можно и посидеть, если родители на это идут. Я думаю, допустимая модель: учеба, профессия, работа и взрослая жизнь. Другой вопрос, что у нас некоторые зависают в учебе лет на 20, «вечные» студенты. В Европе «вечные» студенты - это обычное дело, часть социальной политики. Чтобы не заморачиваться по поводу работы и снижать уровень безработицы, людям дают возможность учиться до 50-ти лет. Не надо искать рабочее место, не надо придумывать занятия! Я думаю, как нижний возраст, обозначенный сегодня в законах Российской Федерации, вполне приемлемый. Но лучше бы это не затягивать дальше, чем естественный детородный возраст, хотя бы для первого ребенка.
В Госдуме в помощь студентам-родителям предлагают дополнительные стимулы для создания семьи. Студентов, которые стали отцами, хотят переводить на бюджетные места. Аргумент тот же самый - непростая демографическая ситуация в стране. Как-то странно - отцов-студентов, а матерей-студенток не надо на бюджет переводить! Подразумевается, что, по плану, они к учёбе вернутся нескоро.
Сергей Михеев: В МГУ есть известное семейное общежитие - там живут молодые семьи, студенты, аспиранты. Оно было и в 1990-е годы, и в 2000-е годы, и сейчас есть. Ничего супер-невероятного, сверх-экзотического в этом нет, в это надо вкладывать деньги. Что касается привлечения бюджетными местами - это правильно, не вижу здесь никакого криминала. Есть люди, которых вы ничем не соблазните, а есть те, кто колеблются. Например, студент и студентка полюбили друг друга и думают: где жить? Как жить? Если бы у них это было, они создали бы семью, а у них этого нет. Есть много людей, которые пошли бы по этому пути, если им помочь.
До 2030 года по национальному проекту «Наука и университеты» в России будет создана сеть из 25-ти современных кампусов. Идея в том, чтобы создать студентам и молодым ученым комфортные условия для занятий, работы, жизни. Про эту тему президент говорил в Послании Федеральному собранию. Почему бы не предусмотреть общежития для молодых семей, чтобы было, где встретиться после занятий, после сессии?
Сергей Михеев: Встретиться после занятий - это до создания семьи. В семейных общежитиях селили тех, кто официально расписался, принес паспорта. Такие семейные общежития создавали у себя крупные ВУЗы и крупные предприятия, привлекая к себе работников. Понятно, что это не царские хоромы, но для старта с чего-то начать – это нормально.
В общественных местах предлагают создавать отдельные комнаты для грудного вскармливания. Был недавно скандал с фитнес-центром, где выгнали женщину, которая решила накормить таким образом ребенка. Эта тема вновь на волне: в ресторанах, кафе, ВУЗах такие помещения создавать.
Сергей Михеев: Не вижу проблемы с естественным кормлением. Не знаю, кого это шокирует. Надо одним и другим отнестись друг другу с уважением. Ребёнка надо покормить - что делать? Раньше кормили по часам, а сейчас в моде свободное кормление. Но если для этого будут специальные комнаты, то всем будет удобнее. Только не все заведения на это пойдут - это дополнительные траты.