Найти в Дзене

С какими трудностями сталкивается врач-гомеопат при выявлении жалоб

Жукова Елена, врач-педиатр, гомеопат, аллерголог-иммунолог, преподаватель РШГ В работе доктора-гомеопата очень важным моментом является опрос, включающий сбор анамнеза (истории болезни, рассказанной самим пациентом или его родственниками), выявление жалоб и их модальностей (от чего лучше, от чего хуже самочувствие). Хорошо, если у нашего пациента есть навыки самонаблюдения. Мои коллеги в курсе обучения в нашей школе (Русской Школе Гомеопатии, прим. ред.) проводят специальные занятия по обучению самонаблюдению. Ведь для пациента важно уметь наблюдать за своими ощущениями, объяснять свои жалобы, отвечать на вопросы врача, когда это необходимо. Далее жалобы (симптомы) переводятся врачом на язык репертория (специального инструмента для выбора лекарств в гомеопатической практике), преобразуясь в рубрики. Составляется совокупность симптомов, назначается лекарство.
Но (!) при сборе анамнеза (жалоб пациента) начинающему гомеопату надо быть внимательным.
Например: пациентка на приёме жалуется н

Жукова Елена, врач-педиатр, гомеопат, аллерголог-иммунолог, преподаватель РШГ

В работе доктора-гомеопата очень важным моментом является опрос, включающий сбор анамнеза (истории болезни, рассказанной самим пациентом или его родственниками), выявление жалоб и их модальностей (от чего лучше, от чего хуже самочувствие). Хорошо, если у нашего пациента есть навыки самонаблюдения. Мои коллеги в курсе обучения в нашей школе (Русской Школе Гомеопатии, прим. ред.) проводят специальные занятия по обучению самонаблюдению. Ведь для пациента важно уметь наблюдать за своими ощущениями, объяснять свои жалобы, отвечать на вопросы врача, когда это необходимо. Далее жалобы (симптомы) переводятся врачом на язык репертория (специального инструмента для выбора лекарств в гомеопатической практике), преобразуясь в рубрики. Составляется совокупность симптомов, назначается лекарство.
Но (!) при сборе анамнеза (жалоб пациента) начинающему гомеопату надо быть внимательным.
Например: пациентка на приёме жалуется на слабость, головные боли, боли в животе и тошноту. После уточняющих вопросов выясняется, что слабость более выражена перед вечерним приёмом пищи, тошнота наступает после еды.
Вроде бы понятно. Записываем симптомы, составляем совокупность, реперторизируем. И соответствующее лекарство почти выбрано. Но...
Все-таки следует уточнить.
Слабость и болевые ощущения перед едой возникают вечером. А утром и днем?
Выясняется, что утром лучше поспать, чем поесть, то есть завтрака нет, только чашка кофе. Днем много работы и поесть ну совсем некогда (нет, чай с печеньем конечно же бывает). А к вечеру начинает болеть живот, развивается слабость. А дальше по плану: вечеринка у друзей, пара бутербродов с икрой или солёной рыбой, бокал вина... И затошнило. Сильно. После еды.
Итак. Для начинающего врача гомеопата! Не надо лечить симптомы, которые явились следствием переутомления, погрешностей в режиме или качестве питания.
Ведь гомеопат — это не просто специалист, умеющий работать с реперторием и назначать гомеопатические лекарства. Гомеопат — это компетентный врач, внимательный терапевт. А терапевтическая консультация предполагает в первую очередь рекомендации по диететике и режиму дня. Без соблюдения этих правил любое лечение (даже гомеопатическое) может оказаться неэффективным. Доктор Ганеман в своей книге «Органон врачебного искусства» подробно описывает правила поведения, которых нужно придерживаться во время гомеопатического курса лечения.
Особенно это важно в педиатрической практике (при работе с детьми). Компенсаторные возможности у детей намного выше, чем у взрослых.
Если малыш заболел, хорошего ухода за больным, обильного питья и соблюдения режима дня, соответствующего возрасту, часто бывает достаточно для выздоровления (улучшения самочувствия).

Пример из современной практики на приёме детского врача:
Малышу 2 месяца. Жалобы на:

  • сухость кожи;
  • беспокойный сон;
  • постоянный плач (и днем и ночью);
  • стул через 1–2 дня.

Что нам следует сделать в первую очередь?
Записать жалобы? Составить совокупность? Начать реперторизировать?
Нет, сначала стоит ребёнка осмотреть. И взвесить. Выясняем, что за два месяца жизни малыш прибавил в весе 500 г (норма прибавки в весе за первые два месяца не менее 1500 г и это важно для здоровья!!!).
Знание основных вопросов педиатрии (возрастных особенностей развития человека) для гомеопата необходимо. Ведь мы помним, что гомеопат — это внимательный врач и компетентный специалист.

При первичном обучении в школе гомеопатии читается курс лекций по педиатрии, на котором подробно рассматриваются особенности детского организма на разных этапах его роста и развития.
Возвращаемся к нашему 2-х месячному пациенту. В данном случае, беспокойный сон и сухость кожи, склонность к запорам и недостаточная прибавка массы тела являются симптомами недостатка молока у мамы и не требуют назначения гомеопатического лекарства для малыша.

Определяем режим кормлений для данного возраста, питьевой режим с учётом физиологической потребности, даём рекомендации маме по увеличению количества молока, ведём пищевой дневник (весы, часы в помощь!) в течение 10–15 дней — и состояние здоровья малыша станет вполне удовлетворительным.
А лечебные мероприятия нужно использовать тогда, когда они действительно необходимы.