Москва - 9 и 13 сентября 1999 года:
В ночь на 9 сентября в Москве взорвался 9-этажный жилой дом на улице Гурьянова. Погибли 94 человека, 164 получили ранения. 13 сентября мощный взрыв уничтожил 8-этажный дом на Каширском шоссе, погибли 119 человек. В обоих случаях эксперты отметили, что взрыв планировали профессионалы - дома были разрушены до основания. Взрывы были настолько мощными, что обломки зданий раскидало на десятки метров, а грохот был слышен в соседнем районе. Тогда страна выучила новое слово - гексоген. Именно так называлось взрывчатое вещество, заложенное террористами в подвалах жилых домов. В Москве был усилен контроль за въезжающими в город автомобилями, проверялись все подвалы и чердаки, жильцы организовывали дежурство в подъездах собственных домов и сообщали в милицию о подозрительных автомобилях, припаркованных у многоэтажек.
В ходе следствия, которое длилось до апреля 2003 года, выяснилось, что взрывы в Москве и Волгодонске организовала одна и та же группа. Заказчики - арабские наемники Хаттаб и Абу Умар. Исполнители - Ачемез Гочияев, Хаким Абаев, Равиль Ахмяров, Денис Сайтаков, Адам Деккушев, Юсуф Крымшамхалов, Заур и Тимур Батчаевы.
Хаттаб, Абу Умар, Сайтаков, Ахмяров и Заур Батчаев были ликвидированы во время контртеррористической операции в Чечне. Тимур Батчаев убит на территории Грузии. Главарь террористической группы Гочияев, а также Абаев находятся на свободе, по некоторым данным, в Грузии. В 2002 году власти этой страны задержали Деккушева и Крымшамхалова и выдали их российскому правосудию. Они оказались на скамье подсудимых на процессе, который начался 31 октября 2003 года в Москве.
В Москве боялись новых взрывов. Жители столицы не надеялись на работу полиции или спецслужб, особенно после эпизода, произошедшего в Рязани 22 сентября, где в подвале жилого дома нашли мешки то ли с сахаром, то ли со взрывчаткой (сперва об этом будут сообщать как о предотвращенном теракте, потом — как об учениях). Поэтому москвичи взяли охрану своих домов на себя.
«Мы все дежурили, караулили по очереди, этажами. Недели три ходили вокруг дома. Закрыли наглухо все чердаки с подвалами», — вспоминает один из очевидцев
— Каждый день ходила к кинотеатру “Тула” и просматривала списки погибших, искала там знакомых. Переживала за тех, кто потерял близких, искала возможность им помочь».
А некая Наталья Владимировна со своим мужем переехали к сестре подальше от Каширского шоссе. Им казалось, что их дом тоже рухнет, что на его фасаде образовались какие-то трещины. «Только через несколько дней сын убедил нас вернуться домой», — вспоминает она.
Итоги:
В конечном итоге хочу почтить память всех погибших. Я не в коем случае не претендую на правдивость моих слов, это лишь вольный рассказ о событиях тех лет, споры о котором ведутся и по сей день.