Евгений Печёнкин — легенда криминального мира. Но известность ему принесли не его преступления, а дерзкий план побега из колонии общего режима в Новосибирске. Украденные им 1 миллиард 200 миллионов рублей, так и не нашли. Почему же сейчас он живёт в подвале и выращивает кур на продажу?
История Евгения Печёнкина началась около 30 лет назад. Аферист решил, что честным трудом заработать денег не сможет и создал компанию, которая специализировалась на продажах квартир. Компания действовала в нескольких регионах России и предлагала выгодно купить квартиру в строящихся домах. Правда, квартир на самом деле не существовало.
Со своих клиентов Печёнкин брал 20% предоплаты, а остальные деньги можно было внести в течение 15 лет. но ни один из покупателей квартиры так и не увидел. Но и самому аферисту не повезло: в 1998 году его арестовали и приговорили к девяти с половиной годам заключения в колонии в Новосибирске.
Кстати, украденные деньги, а сумма, по тем временам, просто астрономическая — 1 миллиард 200 миллионов рублей, так и не нашли.
Дерзкий план побега
Но свою известность мошенник приобрёл не за обман граждан, а хитрый и тщательно продуманный план побега. Сначала он втёрся в доверие к руководству колонии и предложил отремонтировать старый барак, стоящий в полукилометре от лагеря. Тут как раз и пригодилось его образование инженера-проектировщика. В помощь Печёнкину выделили бригаду из 120 заключённых.
Рядом с бараком построили небольшой сарай для хранения инструмента, около которого поставили контейнер для песка. После этого Печёнкин приступил к выполнению плана — прокопать тоннель на волю. Об этом знали ещё несколько зеков, осуждённых за кражи со взломом. Они помогали аферисту копать, а он за это обещал каждому купить по квартире, когда они выйдут из тюрьмы.
Свой план Евгений продумал до мелочей и за четыре месяца выкопал тоннель длиной 113 метров и один метр в диаметре. Причём инженер умудрился даже установить освещение и вентиляцию.
Дата побега тоже была тщательно подобрана — 31 декабря 2000 года. Под прикрытием новогодней суеты Печёнкин пробрался в туннель и исчез. Заметили пропажу только вечером, но панику поднимать было уже поздно и найти беглого заключённого не удалось. Тогда “подвиг” афериста назвали побегом из сибирского Шоушенка, а самого зэка окрестили графом Монте-Кристо.
Снова за старое
А спустя несколько месяцев в Ульяновске появилась фирма по продаже квартир в рассрочку. Но довольно быстро она прекратила работу, а её директор, некий Юрий Малахов, исчез, прихватив с собой два миллиона рублей.
Когда оперативники взломали дверь в его кабинет, то нашли только большой чёрный стол, на котором стояла пустая бутылка водки. А оставленные на ней отпечатки пальцев принадлежали Евгению Печёнкину.
Нашли махинатора в Волгограде. Во время суда Евгений рассказал о том, как готовил побег из новосибирской колонии.
Сначала вырыл лаз на 5 метров вниз, чтобы под землей обойти защитные сооружения и средства охраны, потом вырыл вперед еще 100 метров, каждый пройденный метр отмечал на стене мелом. А потом пришлось прорыть еще 8 метров под углом, чтобы выбраться на поверхность,
— так рассказал Евгений суду.
Бетонные стены и курицы
Печёнкина снова отправили в колонию, но в этот раз строгого режима. Где он и находился до 2013 года, пока не освободился и не уехал в родной Новосибирск. Там он поселился в подвале двухэтажного дома на улице Гэсстроевской в Кировском районе. Примечательно, что этот дом он когда-то построил сам, ещё до первого ареста. Здание было спроектировано под офисы и на верхних этажах нынешние соседи Печёнкина ведут свой бизнес.
Но присутствие Евгения их не радует. Он периодически пытался им насолить и даже перекрывал канализацию, пока офисные работники не провели себе отдельную.
Тогда Печёнкин отгородился ото всех бетонными стенами, поставил видеонаблюдение и начал разводить кур, которых продаёт дачникам. Но общаться ни с кем не хочет, особенно с журналистами.
Я очень не люблю журналистов. Вы мне ничего хорошего не сделали. Живу себе спокойно, никого не трогаю. Даже пенсию не оформляю. Не хочу ни с кем дело иметь. Курочки нужны будут — приходите,
— так он заявил корреспонденту “КП-Новосибирск”, постучавшему в его дверь.