Выясняем, когда и зачем бизнесу стоит идти на радикальные изменения.
Пивот — это резкая смена бизнес-модели или самого продукта. Но создав что-то, большинство людей несмело решаются на изменения — они боятся прикоснуться к тому, что уже сделано. Боятся, что новое решение может всё испортить.
Однако бывают такие ситуации, когда возникает потребность в кардинальных изменениях. В эти моменты вы понимаете, что шли неверным путём и нужно делать что-то иначе. Об этой ситуации и поговорим в этой статье.
Как сказать инвестору, что нужны перемены?
Давайте представим. Месяцы работы без продыха. Оценка, планирование, разработка… Но в какой-то момент вы понимаете, что хотите всё кардинально изменить. Можете ли вы это сделать?
В такой ситуации вы должны понимать, что любые поворотные изменения — это решение не ваше, а вашего инвестора. Так как изначально он вкладывал деньги в опредёленную идею.
Когда вы осознаёте, что хотите поменять идею, нужно остановиться и подумать:
- Что это изменит в инвестициях, сроках и возможностях?
- Насколько сильно новая идея отличается от бизнеса, который планировался с самого начала?
- Какие могут быть несовпадения ваших идей с ожиданиями инвестора?
Когда соберёте все эти данные — идите к инвестору, высказывайте свою идею и обосновывайте, почему нужны изменения. Если пока не можете аргументировано объяснить, почему вы скорректировали план или придумали новый, то не делайте этого.
Есть такое понятие как эйфория от разработки нового продукта. В этом состоянии каждая идея кажется гениальной. Такого стоит опасаться — нельзя впадать в эйфорию.
Когда имеет смысл менять направление деятельности продукта?
→ Ситуация первая — когда на рынок у одной из крупных компаний выходит продукт, аналогичный вашему. И вы понимаете, что вашу идею забрали и сделали лучше. Или забрали, сделали хуже, но — сделали.
Тут нужно оценить риски и понять: идею действительно украли и реализовали в том же виде, что вы и планировали? Полностью ли она идентична вашей? Затем стоит подумать, что с этим делать. Возможно, ваша идея реализована не полностью и можно как-то изменить вектор движения.
→ Ситуация вторая — в мире могут произойти глобальные события, которые будут влиять на ваш бизнес. Возможно, в таких ситуациях стоит поставить разработку продукта на паузу. Не нужно этого бояться. Или наоборот — возможно, именно сейчас тот период, когда разрабатываемый продукт поддержит не только вас, но и окажется нужным другим.
→ Ситуация третья — резкое изменение конъюнктуры рынка. Например, когда специалисты начинают стоить намного дороже, чем вы рассчитывали. Но тогда должен быть негативный план с 20% запасом, который вы с инвестором должны были заранее утвердить.
В случае чего вы можете использовать его — когда поймёте, что идёте по негативному сценарию. Но если вы выбираете такой вариант, то должны чётко осознавать, что дальше у вас уже нет плана Б. Потому что планом Б как раз и был негативный сценарий.
→ Ситуация четвёртая — вы можете изменить вектор, когда нащупаете идею на миллион. Но тут важно разграничить чувство внутренней эйфории (плюс самодовольства) и то, насколько эта задумка объективно гениальна. И может ли она реально принести миллионы.
Когда вам в голову придёт такая идея, рационально обдумайте: это будет замещение вашей прошлой идеи, расширение продукта или заявка на параллельный проект?
Пивот — это смена пути, но не идеи
Обычно под пивотом понимается осознание того, что путь, которым вы шли, — неверный. Путь! Но не идея. Если меняется идея — то это уже другой стартап. В таком случае стоит остановиться и закрыть предыдущий проект, оценив все риски.
Если у вас есть кардинально другая идея, то для её реализации нужен новый стартап. Сначала вам нужно максимально честно убедить этой идеей себя, а затем своих партнёров и инвестора.
Примеры рационального пивота
Сюда можно отнести неправильно выбранную технологию разработки. Вы остановились не на том языке разработки, что впоследствии потянуло за собой проблему набора квалифицированных людей.
То есть изначально вы планировали стартануть небольшой командой, а в перспективе расшириться и продолжить развивать продукт дальше. Но вы не можете совершить этот переход от малой команды к большой, потому что на рынке просто нет специалистов под запрос. В такой ситуации изменения корректны.
Или пример из производства: вы начали выпускать лопаты из конкретного материала, а позже его признали химически опасным. Тогда нужно остановиться, оценить все юридические и экономические риски, а также новые требования к химическому составу материала. А затем понять, что с этим делать дальше.
Если же вы производили лопаты, а потом решили делать шахматные доски, то это не пивот. Это — принципиально другой бизнес. Проект, который совершенно не зависит от предыдущей идеи.
Чем так пугает пивот?
На словах звучит не так угрожающе, но на практике пивот — это страшно. И человеку, который впервые запускает свой стартап, это вывезти будет очень тяжело. Не только в рамках бизнеса и работы, но и психологически.
Это касается и создателя бизнеса, и инвестора, которому будет казаться, что он выкидывает деньги вникуда. Но нужно перебороть себя, взвесить все риски и принять продуманное решение, которое, возможно, может спасти ваш бизнес.
★★★★★
Есть вопросы? У меня есть ответы :) Спрашивайте в комментариях — я на связи.
Кстати, эта статья написана по мотивам третьего выпуска второго сезона нашего подкаста «Как там бизнес?» Послушать его можно по ссылке.
Подписывайтесь, читайте нас на Дзене и в соцсетях, смотрите на YouTube и слушайте в наушниках. Мы рады делиться полезным и интересным. Пока-пока!