Найти в Дзене
Ля Фам шуршит

Как я была футбольным мячиком между медучреждениями

Меня просто отфутболивали от одного медработника к другому. Оказалось, никто мне не смог (или не захотел) помочь, кроме меня самой.

Изображение создано с помощью MyCollages.ru
Изображение создано с помощью MyCollages.ru

Думаю, каждая мама, выбравшая путь грудного вскармливания, сталкивалась с тем, что называют страхами или тревогами. Они общеизвестны.

Для меня многие тревоги и непростые решения были уже позади. Грудное вскармливание наладилось на третий день в роддоме. Сын это дело любил, никакой прикорм не смог пошатнуть его прежние пищевые пристрастия в моём лице. И вдруг примерно в возрасте полутора лет сынишки со мной приключилось что-то странное и нетипичное для такого срока вскармливания - лактостаз!

Это был пренеприятнейший опыт, в котором, как оказалось, никто мне не смог (или не захотел) помочь, если говорить о бесплатной медицине.

Казалось бы, давно остались позади приливы молока и чувство распирания в груди. Моя "фабрика" давно наладила производство молока в нужном для ребёнка объёме. "Ëмкости" регулярно опустошались сыном досуха. И вдруг - лактостаз!

Сначала я не придала значения какому-то дискомфорту в правой груди. Но во время следующего кормления я уже забеспокоилась: дискомфорт в груди усилился, железа по окружности обмякла, но в одной доле с внутренней стороны обозначилось явное и уже болезненное нагрубание.

Я воспользовалась всеми простыми способами решения проблемы, связанной с застоем молока: массаж под тёплым душем, частое прикладывание с последующей попыткой сцеживания, в том числе с помощью давно позабытого-позаброшенного молокотсоса, приняла известный спазмолитик, разрешённый при ГВ. Ситуация только ухудшалась.

Не прошли и сутки после обнаружения первых симптомов, а нагрубание стало таким, что больная грудь едва ли не в полтора раза стала больше, чем здоровая. Честно, я даже не предполагала, что у меня до сих пор было столько молока! Температуры пока, к счастью, не наблюдалось, значит, не мастит. Но тянуть с этим всем тоже не стоит.

Я поняла, что самостоятельно не справляюсь с лактостазом, и стала звонить в нашу детскую поликлинику, вспомнив, что именно там ультразвуком "разбивали" мастит моей родственнице.

При моей попытке записаться к нашему участковому педиатру через регистратуру, меня вежливо, но решительно отшили:

- Сколько месяцев, Вы говорите, ребёночку? Полтора года! Тогда это не к нам. Вот если бы он был новорождённый... К кому Вам обратиться? Вам надо в ЖК. Теперь Вы их пациент с подобными проблемами.

Звонок в регистратуру в ЖК получился по сценарию предыдущего разговора, то есть меня попытались перенаправить в детскую поликлинику, но узнав, что там меня уже отфутболили, переадресовали к хирургу в городскую поликлинику.

Моя попытка достать талон к хирургу через Госуслуги не увенчалась успехом. Тогда я попыталась записаться на приём через регистратуру. Там мне предложили ближайший визит через два дня. Я попыталась воззвать:

- Но как же так! Я, можно сказать, с острой болью, у меня, судя по всему, сутки, как начался лактостаз. Через два дня будет уже мастит. Что мне делать, если за эти два дня наступит ухудшение и появится температура?

- Вызывайте скорую помощь.

- А чем мне поможет скорая помощь? Температуру снизит?

- Доставит в хирургическое отделение. Там решат, что с вами делать. А вообще Вам в нынешнем состоянии не совсем к хирургу. Обратитесь в ЖК, там есть свой маммолог.

Итак, меня опять отфутболили в ЖК. Позвонив ещё раз туда в регистратуру, объяснила, что несколько часов тому назад я уже общалась с ними по своей проблеме, их совет неосуществим: попасть к хирургу в ближайшие два дня я не смогу, и вообще сейчас я, по их словам, не вполне пациентка хирурга. Меня работники поликлиники переадресовали к их маммологу в ЖК.

- У нас талонов к маммологу в ближайшие дни нет...

- Подождите, - перебила я работницу регистратуры, - Вы ведь понимаете, если я буду ждать визита по талону, для меня всё закончится гнойным маститом и в лучшем случае дренажем.

В ответ прозвучали общие фразы про "почаще сцеживаться, делать массаж, прикладывать ребёнка к больной груди".

- Скажите, с кем я сейчас разговариваю? Представьтесь, пожалуйста.

- А Вам для чего? - насторожились с той стороны.

- Ну, когда меня через день-два повезут с маститом на скорой помощи в хирургию, я буду знать, на чьë имя потом писать жалобу в Минздрав за бездействие в период, когда я обращалась в ЖК за помощью и можно было обойтись без хирургического вмешательства.

Оборона по ту сторону баррикады стала ослабевать.

- Ну, хорошо, приходите. Я поговорю с маммологом про Ваш случай. Но сразу предупреждаю: будете сидеть в очереди.

Через час без особой, кстати, очереди я попала к маммологу. Это оказалась очень молоденькая девушка. Выслушав мои подозрения, жалобы и перечень предпринимаемых мер в попытках самостоятельно справиться с лактостазом, она заполнила свои бумаги, затем осмотрела меня и подтвердила мои предположения:

- Да, пока ещё лактостаз.

Её рекомендации меня безмерно удивили: массаж, сцеживание после кормления ребёнка, частое прикладывание.

Серьёзно!? Я возразила:

- Но я и так всё это делаю. Никакого улучшения, ситуация только усугубляется. Может, есть какие-то физиопроцедуры, в том числе платные? Может, есть какие-то медикаментозные способы решить мою проблему? Неужели совершенно ничего нельзя предпринять?

Маммолог развела руками: именно ЖК ничего предложить не может. Кое-что могли бы, наверное, сделать в детской поликлинике. Медикаментов никаких пока прописать она мне не может: нет признаков присоединившегося бактериального процесса. Последовал совет обращаться в платные учреждения города: вдруг у них что-то обнаружится по этой части.

Итак, лактостаз остался при мне, внятной терапии никакой мне не предложили. Я убила время на то, чтобы услышать рефрен: массаж, сцеживание, прикладывание... Нечего сказать: помогли!

Ночью я спать не могла. Малейшее движение вызывало прострелы в больной груди. Бюстгалтер усугублял страдания, но и без него было больно даже просто ходить. Я ходила, придерживая грудь рукой, - так становилось чуть легче. Правую руку поднять вверх я уже не могла, это тоже вызывало прострел в больной груди. Я едва сдерживала стон, когда сын в полусне прикладывался к груди. Затем всё по кругу: сцеживание руками и молокоотсосом, массаж под тёплым душем. Температуры пока не было, только сама грудь на ощупь была горячей.

На утро, чуть не плача, я поняла, что если я сегодня что-нибудь решительное не предприму, меня к ночи увезут на скорой. Я договорилась с мужем, что он посидит с сыном, и отправилась к хирургу в платный медицинский центр.

Осмотрев меня, хирург присвистнул. Подтвердил мои страхи, что нужно срочно решать проблему застоя молока, иначе скоро присоединится бактериальное воспаление. Сроку он мне давал - максимум - день. И вообще удивительно, что я всё ещё с лактостазом, а не с маститом.

Выслушав, какие меры я самостоятельно предпринимала, он призадумался и спросил, замужем ли я.

План он мне предложил такой: я обезболиваю себя (он выпишет мне рецепт), принимаю спазмолитик, делаю массаж под тёплым душем и иду к мужу. Если я ему дорога, то он согласится заменить ненадолго сына ради того, чтобы "пробка", закрывшая в груди млечный проток, сдвинулась с места.

Выписав мне рецепты, хирург пожелал мне удачи в моём нелёгком деле. Я было отправилась оплачивать услуги хирурга на ресепшн, как он меня нагнал и вновь пригласил в кабинет.

- Скажите, а УЗИ груди Вы давно делали?

- Давно, к сожалению. До родов.

- Я тут подумал... Не паникуйте, это просто предосторожность. Я бы на Вашем месте всё же сделал УЗИ груди, чтобы исключить вероятность, что млечный проток оказался блокированным из-за какого-то новообразования в груди. Понимаете, лактостаз после полутора лет вскармливания - это не совсем типично.

Я согласилась, что такая предосторожность не лишена смысла.

- К тому же УЗИ окончательно снимет вопрос, начался уже мастит или нет. При худшем раскладе надо начинать антибактериальную терапию.

Я решила не тратить время и сделала платное УЗИ в этом же медцентре. В ЖК просто так УЗИ всё равно не сделаешь: если срочно, то только платно: шило на мыло.

УЗИ показало, что никаких новообразований в груди у меня нет. Протоки на месте воспаленной и раздувшейся доли были широкими, переполненными, но признаков мастита, к счастью, не было.

Я заглянула к хирургу, быстро изложила результаты УЗИ, он выразил удовлетворение и повторил:

- Срочно к мужу!

И тут я выложила свой козырь.

- Раз нет пока мастита, могу я к Вашему лечению добавить компресс. Много лет назад фельдшер медпункта помогла мне за один день справиться с начавшимся процессом в груди, когда я кормила старшего сына. Компресс в течение ночи, плюс уколы - и уже через сутки всё у меня тогда прошло.

Хирург уточнил, что за компресс, согласился, что он не лишён смысла, и дал мне своё добро на эту меру в комплексе со всем остальным.

Я приобрела в аптеке все необходимое для лечения, купила широко известное масло для компресса, пришла домой и подступилась к мужу.

Когда я объяснила, что ему - по рекомендации хирурга - надо сделать, чтобы мне помочь, у него округлились глаза. Я пояснила:

- Пробую ещё компресс. Если к ночи и он мне не поможет, то либо ты меня пытаешься спасти, либо я очень скоро покидаю вас в карете скорой помощи.

Итак, я сделала сама себе укол с прописанным обезболивающим, приняла спазмолитик, сделала очередной массаж под тёплым душем, покормила грудью сына и перемотала грудь компрессом с маслом.

Через минут тридцать предпринятые мной меры ослабили мои страдания: укол сделал своё дело, а перехваченная повязкой с компрессом грудь, согретая приятным теплом, стала меньше беспокоить.

Часа через два я сняла компресс, хорошенько отмылась от масла и пошла за помощью к сыну. К тому времени я начиталась советов на мамских пабликах и постаралась сына приложить к груди так, чтобы "подбородочек был направлен на место нагрубания". Когда сын насытился, впервые за три дня мне показалось, что наметилось улучшение. Визуально отёк тоже немного уменьшился.

Это меня очень обрадовало, и я сообщила мужу, что, похоже, я со своей проблемой справлюсь без его помощи. Но я также принимала в расчёт, что на меня действует обезболивающее, а также я очень большие надежды возлагала на компресс из масла. Да, возможно, я занимаюсь самовнушением, надо продолжать наблюдение.

Я вновь наложила компресс, а спустя 2-3 часа опять повторила приём с прикладыванием сына в положении, описанном выше. О, чудо! Ком в моей груди в самом деле заметно обмяк, и она наконец-то стала уменьшаться! Забегая наперёд, скажу: всего через сутки я была в порядке, лишь лёгкая боль напоминала о том, чего мне все-таки удалось избежать.

А в тот день, укладываясь спать, я от души мысленно благодарила Татьяну Михайловну, фельдшера из поселкового медпункта, которая много лет назад очень оперативно избавила меня от начинающегося лактостаза. Через много лет её простенький приём вновь спас меня от серьёзной беды. Я просто уверена, что именно компресс из масла, подсказанный ей, помог мне вновь избежать мастита.

Ах, Татьяна Михайловна, прошли добрые времена, когда я с любой бедой могла приехать к Вам сама или со своим заболевшим ребёнком из города. Поселковый медпункт уж лет десять как закрыт, а Вы ушли на пенсию. Вы не просто фельдшер - Вы суперпрофессионал и человечище! 20 лет назад Вы одна в своём маленьком медпункте сделали для меня больше, чем нынешние ЖК, детская поликлиника и городская поликлиника, вместе взятые.

Не буду скидывать со счётов и помощь платного хирурга. Мужчины, кстати! Почему-то мужчины-врачи ко мне всегда добрее относились, чем врачи-женщины. Хирург хотя бы догадался, что мне больно, и выписал рецепт на обезболивающее, ну и в комплексе его терапия тоже вполне могла помочь мне справиться с лактостазом.

Итак, в течение тех трёх дней я поняла, что в нашем городке в принципе никто не будет возиться с женщиной, у которой приключился лактостаз. Я вполне допускаю, что добрая половина кормящих мам в результате такой политики - отфутболить мамашку куда-нибудь подальше - оказывается через несколько дней в хирургическом отделении.

В некоторых городах есть консультанты по грудному вскармливанию. Мне попадалась информация, что они тоже довольно эффективно помогают в решении проблем с лактостазом, но поручиться за достоверность этой информации не могу. В нашем городке нет ни одного такого консультанта. Во всяком случае никакого упоминания о таковых ни на одном местном мамском форуме я не нашла.

Метод, который я тогда выстрадала, рабочий. Когда у знакомой египтянки, живущей в нашем городе, случилась эта же беда, я купила всё, чем лечилась сама, пришла к ней, всё показала, рассказала - через пару дней она была опять весела и здорова: всё прошло.

Я не могу всë называть здесь своими именами, иначе статья просто будет ограничена в показах из-за грифа "медицинская тематика". По этой же причине я местами использую зачеркивания.

Я не собираюсь хранить в тайне, что именно использовалось для компресса при лактостазе. Описание компресса будет помещено в комментарии. Хочу лишь дополнить, что этот компресс из-за его согревающих свойств я бы поостереглась делать, если бы у меня начался мастит. В моём случае мастита не было, что выяснилось в ходе УЗИ. Ещё раз подчеркну: компресс помогает именно при лактостазе.

Приходилось ли вам сталкиваться с лактостазом?

Помогли ли вам в решении этой деликатной проблемы медработники из детской поликлиники или ЖК?

В чем заключалось ваше лечение?

Сталкивались ли вы, будучи кормящей мамой, с ситуацией, что от вашей проблемы медработники отделываются общими фразами или стремятся отфутболить к другому специалисту?

Встретилась ли вам своя Татьяна Михайловна?