- Зоенька, как ты?
- Нормально, Машенька. Как ты?
- А что ты давно не звонишь?
- Так Витька телефон отобрал. Так я на новый скопила, да купила. Теперь прячу от него.
- Вы же отдельно живете.
- Ой, Маша, сладу с ним нет. Кричит на меня, половину пенсии забирает. Говорит, чтобы я на ерунду не тратила.
- Так не отдавай.
- Ты же меня знаешь, когда на меня кричат, я столбенею, и делаю все, что мне говорят. Даже слова сказать не могу, киваю. Глупая такая становлюсь. Вот так, когда одна, вроде соображаю, все правильно думаю. А там ни мыслей, ничего.
- Ох, Зоенька. Приезжай ко мне, поживешь, отдохнешь. Посидим.
-Да я уже и не поеду, все же 74 года. Витька не отпустит, мало ли что. Кричит, что я квартиру кому-нибудь отпишу. Хочет меня к себе забрать.
- Ты квартиру-то не продавай.
- Пока держусь.
Зоя квартиру продавать не хотела, но Витя, сынок единственный, требовал:
- ты стареешь, уже забываешься. Одна жить не можешь. Продаем квартиру, переедешь к нам.
- Да куда к вам. Двое детей.
- Три комнаты – одна тебе, одна детям, мы в спальне. Устроимся.
Он повысил голос, и Зоя растерялась, и кивнула.
- Витька быстро вызвал нотариуса, громко и резко говорил с матерью, и она кивнула, лишь бы побыстрее все закончилось. Она не видела и не слышала ничего. Как сквозь густой туман голос – подпишите. Вам все понятно?
- Даааа, - проговорила Зоя
Она подписала все бумаги, куда-то съездили, опять все подписывали. Когда все закончилось, Витька привез ее домой:
- Ладно, собирай вещи, в выходные тебя к нам перевезу.
- А зачем, сынок? Мне и тут хорошо.
- Ничего не хорошо, поживешь у нас.
Он перевез мать к ним. Но там – другая хозяйка. Жена Витьки смотрит недовольно, ворчит:
- Еще и за бабкой ухаживай.
Посидела Зоя в комнатке, выйти боялась. Собрала вещи, и потихоньку ушла обратно к себе. Витька вечером примчался:
- ты что, мать?
- Ничего. Я вам мешаю. Никуда из своих стен не поеду.
И кричал Витька, и шумел. Зоя впала в ступор, но все равно отказалась уезжать.
- Ну и живи на улице, - сплюнул Витька и уехал.
Прошел месяц, деньги были у Зои. Новая собственница пришла:
- Выселяйтесь, Зоя Дмитриевна.
- Так куда же я пойду-то.
- Домой, к сыну. Он так сказал. А квартира теперь моя.
- Так я, может, тут поживу?
- А я где жить буду?
- Некуда мне ехать.
Подала новая собственница на выселение, и выиграла дело. Но Зоя решила не сдаваться. Хотела деньги отдать. Посмотрела в свое тайное место, а денег нет. Вызвала полицию, написала заявление.
Но тут примчался Витька:
- Мать, ты с ума сошла, деньги у меня. Ты что, родного сына посадить хочешь?
- Как же, Витенька, надо отдать, я не буду выезжать из квартиры.
- Я уже машину купил и долги закрыл. Нечего отдавать.
Забрала Зоя заявление из полиции, а сама посоветовалась с юристом, взяла в больнице справочку, да и подала в суд иск:
- Прошу признать сделку по продаже квартиры недействительной, и применить последствия недействительной сделки. На момент продажи квартиры я не была способна понимать значение своих действий и руководить ими, мне было 74 года, при этом я страдаю рядом заболеваний, вот справка. Возвратите мне квартиру.
Покупатель возражала:
- Да она все обманывает. Она сидела как мышь, пока я не подала иск о ее выселении. Тут же помчалась в полицию заявление писать, что деньги пропали, потом забрала. В больницу пошла обследоваться. Да она изначально хотела на деньги меня обмануть.
Суд привлек экспертов, чтобы оценить состояние здоровья бабушки, выяснить – отдавал она отчет в своих поступках или нет.
Эксперты сказали, что
У Зои обнаруживают признаки органического расстройства личности, обусловленного смешанными заболеваниями. В момент совершения сделки купли-продажи квартиры Зоя также страдала психическим расстройством в форме органического расстройства личности, обусловленного смешанными заболеваниями, и по своему психическому состоянию не могла понимать значение своих действий и руководить ими, а также осознавать последствия своих действий. Также в заключении указаны выводы психолога, согласно которым анализ материалов дела и экспериментально-психологического исследования позволяют прийти к выводу о том, что в момент совершения сделки Зоя не могла отдавать отчет своим действиям и руководить ими в силу индивидуально психологических особенностей личности (таких как эмоциональная лабильность, конформность установок, внушаемость, подчиняемость, боязливость, выраженная сензитивность (чувствительность) к критическим замечаниям в свой адрес, колебания внимания, быстрая истощаемость умственной работоспособности и функций внимания), а также особенности ситуации сделки (агрессивное давление со стороны сына и других авторитарных лиц, принуждение к быстрому решению), что вызвало сложность усвоения и осмысления информации, замедление процессов психической деятельности и как следствие – тревожно-личностную реакцию с мобилизацией внутренних сил и активным поиском выхода из сложной ситуации.
Суд согласился – да, это заключение полностью совпадает со справочкой. И иск удовлетворил, вернув Зое квартиру, и обязав ее вернуть 1,6 миллиона.
- Ой, я денюжек-то у меня нет, - растерялась Зоя.
Покупатель подала жалобу, и Апелляционная инстанция пересмотрела дело, заявив, что экспертное заключение носит вероятностный характер, а бабушка так-то на учете не состоит. И обменил решение, отказав Зое в иске.
Та обжаловала, и дело дошло до Верховного суда.
Верховный суд сказал:
- Неясно мне, почему апелляционная инстанция не согласилась с первым решением, не расписали мотивы, только сослались на вероятностный характер заключения у экспертов. С чего вы это взяли? Почему?
допущенные судом апелляционной инстанции и кассационным судом общей юрисдикции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Дело направили на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.
И она пересмотрела свое мнение:
Заключение эксперта соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ. Эксперты, проводившие экспертизу, имеют высшее медицинское образование, продолжительный стаж работы по соответствующей специальности. Заключение подготовлено компетентными специалистами в соответствующей области медицины, эксперты в установленном порядке предупреждены об уголовной ответственности, о чем имеются их подписи.
В распоряжение экспертов представлены материалы настоящего гражданского дела, медицинские документы Зои – амбулаторные медицинские карты и карты стационарного больного из лечебных учреждений, экспертами учтены показания допрошенных судом свидетелей.
И решила апелляция оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу покупателя – без удовлетворения.
Квартира вернулась к Зое, но она должна теперь вернуть 1,6 миллиона.
- Ой, а денюжек-то у меня нет, - всплескивала руками Зоя.
*имена взяты произвольно, совпадение событий случайно. Юридическая часть взята из:
Майкопский городской суд Республики Адыгея, Решение от 08.06.2022 по делу №2-244/2022
Определение Верховного суда РФ от 28.11.2023 по делу № 24-КГ23-23-К4
Апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея от 13.02.2024 по делу № № 33-460/2024
Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.