Найти тему
Тверские ведомости

"Здесь не продают свечи..." Творение одного из талантливейших русских архитекторов в Тверской области еще можно спасти

Оглавление
Фото: Андрей Зубов
Фото: Андрей Зубов

Что общего между сельской церковью в Выдропужске и Фонтанным домом в Петербурге? Связь между архитектурными шедеврами Северной столицы и скромным деревенским храмом в сердце Тверской области крепче, чем кажется. Это – творения одного мастера.

Верхневолжье подарило России немало удивительных талантов. В их числе – Савва Чевакинский, архитектор, участвовавший в создании уникального ансамбля Царского Села, спасший для потомков Кунсткамеру и создавший один из прекраснейших символов России, Никольский морской собор в Санкт-Петербурге. Церковь в Выдропужске, неподалеку от своего родового имения Вешки, также построил он.

Под шпилем Адмиралтейства

Фото: Андрей Зубов
Фото: Андрей Зубов

Мы можем гордиться тем, что облик культурной столицы России во многом определили два гениальных сына тверской земли: Николай Львов и Савва Чевакинский. Причем имя Саввы Ивановича стоит в одном ряду с легендой Растрелли. Они вместе работали над перестройкой Екатерининского дворца в Царском Селе. Чевакинский много лет был главным архитектором Адмиралтейства, руководил архитектурным классом в Академии наук Санкт-Петербурга. Одно из его известнейших творений - Фонтанный дом (особняк графов Шереметьевых, сегодня в нем находится Музей музыки).

Савва Чевакинский занимался реставрацией Кунсткамеры после пожара 1747 года. Но главный шедевр гениального зодчего – Никольский морской собор, признанный символ российской воинской мощи и духовной культуры.

Основное наследие выдающегося зодчего сосредоточено в Санкт-Петербурге. А вот в Тверской области сохранилось не так уж много архитектурных памятников, про которые можно определенно сказать: это точно Чевакинский. Известно, что по его проекту построена церковь Михаила Архангела в селе Хотилово под Бологое. Считается, что Савва Иванович был автором плана генеральной застройки Вышнего Волочка в 1772 году. Возможно, ряд его идей воплощен и в старинной застройке Торжка. Словом, влияние творчества Чевакинского на архитектурный облик Верхневолжья – тема, которая подарит вдумчивым исследователям множество открытий.

По просьбе земляков

Фото: Андрей Зубов
Фото: Андрей Зубов

Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Выдропужске – как раз один из немногих доживших до наших дней памятников, строительство которого определенно приписывают Чевакинскому. Материалы «Дела по прошению Выдропужских священников о построении в том селе прихожанином бригадиром Саввой Чевакинским церкви», датированного 1773 годом, свидетельствуют: Савва Иванович взялся за эту работу по просьбе земляков, очевидно, занимался ей для души, в свободное от других обязанностей время (работы продолжались больше десяти лет). К сожалению, до освящения храма в 1784 году архитектор не дожил. Он был похоронен в приделе церкви, впоследствии там был устроен родовой склеп.

«Оная церковь трехпрестольная, строена по плану лучшею нынешнего века архитектурою», – писали современники (сегодня в храме уже шесть престолов). Фрески на сводах до сих пор не потеряли яркость и четкие очертания изображений. Узнаваемы фигуры евангелистов, Троица, сцены исцеления... Но значение сельских храмов – не только в старинной архитектуре и необычной истории.

– Знаете, что меня особенно поразило, когда я впервые зашла в эту церковь? Здесь не продают свечи. Вот они лежат, но не на продажу. Можно просто так взять свечу и затеплить ее за здравие своих близких или в память ушедших. Понимаете, какая тут атмосфера? Это островок доброты и надежности, удивительно светлое и теплое место. И да, с историей храма у нас многие знакомы, имя Саввы Чевакинского помнят. В престольные праздники сюда приезжают люди из окрестных деревень, из Вышнего Волочка, Торжка. То есть это место могло бы стать центром культурной и духовной жизни всего муниципального округа, точкой притяжения путешественников, студентов, молодых исследователей, – делится педагог Наталья Ельцова.

Опасность от воды

Фото: Андрей Зубов
Фото: Андрей Зубов

Сегодня этот уникальный памятник находится под угрозой разрушения. Как рассказывают местные жители, стены храма подмывают дожди и половодье. Уже пошла трещина в фундаменте, осыпается штукатурка и лепнина с карнизов. А на днях обрушился довольно крупный участок штукатурки, сильно пострадали фрески.

– Сейчас из-под фундамента вымывает грунт, уже провисает колонна над склепом, где похоронен архитектор и члены его семьи. Нам жизненно необходима для начала надежная система водоотведения, а потом – комплексная реставрация. Но прежде чем приступить к таким работам, нужны археологические исследования. Тщательного изучения требует семейный склеп Чевакинских. По архивным данным, там похоронен не только архитектор, но и несколько его родственников, необходимо исследовать это захоронение и привести его в порядок. Важно законсервировать потолочную роспись, то, что еще уцелело. И конечно, исправить урон, нанесенный водой, не допустить дальнейшего разрушения церкви. Пока еще храм можно уберечь, но с каждым годом, с каждым ушедшим сезоном это будет все сложнее, – рассказывает настоятель церкви отец Александр Клишин.

О силе, вере и надежде

Фото: Андрей Зубов
Фото: Андрей Зубов

Отец Александр приезжает в Выдропужск из Вышнего Волочка. Как говорят прихожане, они не припомнят случая, чтобы служба не состоялась. Сегодня батюшка делает все возможное для сохранения храма.

– Когда со стороны придела, где находится фамильное захоронение Чевакинских, появилась промоина, отец Александр привез и подсыпал грунт, сделал дощатый навес над склепом... Он искренне болеет душой за храм. Но своими силами здесь не обойдешься: приход небольшой, в основном пожилые люди. А каждая новая дождливая осень и весеннее половодье сводят усилия на нет. Мы хотим, чтобы о судьбе нашей церкви узнали и приняли меры к ее спасению, – рассказывает ветеран Олег Ельцов.

Надо сказать, текущие проблемы с помощью Спировского благочиния и неравнодушных людей удается в какой-то мере решать. Так, в этом году в храме наладили отопление.

– С Божьей милостью установили твердотопливный котел, приобрели дрова. Службы идут в одном из шести приделов храма, в Никольском, сейчас там тепло, – рассказывает священник.

Но чтобы приблизиться к решению главной задачи – сохранению уникального памятника, этого мало. Нужна поддержка областных властей, возможно, участие в федеральных программах.

– Будет просто замечательно, если наша история заинтересует специалистов – археологов, реставраторов, архитекторов. Чем скорее вокруг храма начнутся работы, тем больше шансов его сохранить для потомков, – говорит отец Александр.
Фото: Андрей Зубов
Фото: Андрей Зубов

Напомним: в Верхневолжье насчитывается больше 10 тысяч памятников истории, архитектуры и археологии, у нас самое крупное культурное наследие в ЦФО. Тверская область активно участвует в государственной программе по его сохранению, популяризации и охране. Эти вопросы как раз недавно обсуждали на заседании областного правительства, наметив планы до 2029 года.

– Глава государства отмечал необходимость активнее вести работу по реставрации объектов культурного наследия и их вовлечению в хозяйственный оборот в регионах. Наша область по праву гордится тем, что в Верхневолжье находится большое количество таких объектов. Это серьезный ресурс для работы, в том числе по духовно-нравственному воспитанию. Важно, чтобы каждое новое поколение не только строило новое, но и сохраняло наше богатое наследие, – подчеркнул тогда губернатор Игорь Руденя.

То есть сохранение нашей истории, возрождение мест, которые по праву считаются душой и сердцем различных уголков Верхневолжья, сегодня в приоритете. А значит, у сельского храма есть надежда.

Фото: Андрей Зубов
Фото: Андрей Зубов