Конец старого мира
Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война положила конец не только старому мировому порядку, но и многим старым отношениям, включая союз Клары и Розы. Муж Клары, художник Цундель, увлёкся девятнадцатилетней дочерью промышленника Роберта Боша, портрет которой он рисовал. По иронии судьбы либерал Бош был спонсором газеты Клары Цеткин и познакомился с Цунделем как раз благодаря ей.
Памятник на месте убийства Розы Люксембург на Ландвер-канале в Берлине / Надгробная плита в Кремлёвской стене. Фото © Wikipediа
Однако Клара наотрез отказалась давать молодому мужу развод, посчитав оскорбительным, что он уходит от неё к молодой девушке.
В знак протеста Цундель добровольцем ушёл на фронт (Клара была убеждённой противницей войны). Только за четыре года до смерти 71-летняя Цеткин согласилась на развод, и Цундель наконец женился на Паулине Бош.
Отношения Розы и Кости тоже были прерваны войной. К тому моменту он охладел к политэкономии и решил переучиться на врача. В 1915 году он был мобилизован в армию, отношения между ними прекратились.
Разрыв этих отношений ещё сильнее сблизил Клару и Розу, но вместе им оставалось быть недолго. Крушение старого мира принесло не только надежды на революцию, но и смертельную опасность. В 1919 году Роза Люксембург была убита солдатами фрайкора в ходе неудавшегося восстания спартакистов (примерный немецкий аналог большевиков), в котором принимала участие в качестве одного из руководителей. Цеткин уцелела и в дальнейшем неизменно сохраняла депутатское место в рейхстаге до прихода нацистов к власти. После запрета Коммунистической партии Германии Цеткин вместе с сыновьями уехала в СССР, где через несколько месяцев умерла. Костя Цеткин не захотел оставаться в СССР и в 1935 году уехал в Чехословакию, оттуда перебрался во Францию, а после войны осел в Канаде. Он прожил долгую жизнь и умер в 1980 году в возрасте 95 лет. Художник Цундель безбедно жил с дочерью Боша до самой смерти в 1948 году. Их сын стал известным немецким химиком.
Что касается Розы Люксембург, то её имя щедро увековечено в топонимике СССР и Восточной Германии. Она до сих пор остаётся культовой фигурой для многих европейских левых.