Говорят, что психоаналитик Зигмунд Фрейд как-то ответил девушке, которая спросила его о значении увиденного во сне банана, примерно следующей фразой: «иногда банан — это просто банан». История, понятное дело, вымышленная, один из бесконечных мемов, из серии «цитаты речей великих людей, которые они никогда не произносили».
Эээ … а при чем здесь упомянутый выше тропический фрукт, если разговор пойдет о «яблоке»? — вполне возможно спросите вы
Да, действительно, но идея вот в чем: довольно часто история возникновения известных брендов обрастает подробностями, о которых сами создатели компаний или девайсов даже не подозревали.
Если вы не видели старый, первоначальный логотип компании Apple, то, возможно, вам как минимум уже не нравится название этой публикации. Потому что легенда ведь гласит, что именно яблоко, упавшее на голову Ньютона с ветки старого дерева в его усадебном саду, стало причиной размышлений ученого о сути вещей, приведших к открытию закона всемирного тяготения. То есть на самом деле последовательность должна быть «от яблока к Ньютону», и никак иначе. Но тут есть несколько нюансов:
- говорят, что вся эта история со судьбоносным фруктом придумана самим ученым для своей племянницы Катерины Кондуит;
- на роль той самой знаменательной яблони претендуют как минимум три дерева;
- если вы вдруг отвлеклись, речь идет о логотипе Apple
А он выглядел вот так
Такой славной, детально проработанной картинке место на какой-нибудь средневековой карте сокровищ. Очень красиво, но слишком сложно, особенно если вы хотите, чтобы ваш бренд был узнаваем с одного взгляда. Потенциальный покупатель и пользователь должен мгновенно распознать продукцию Apple и таким образом увеличить ее шансы на победу в конкурентной борьбе. И Стив Джобс понимал, что в данном случае «чем проще, тем лучше».
Джобс поручил дизайнеру Робу Яноффу нарисовать для компании гораздо более лаконичный логотип с напутствием «нужно что-то не слишком чтобы прям красивое». Тот отлично справился с заданием. Если вы называетесь Apple, но почему бы не сделать изображение этого всем известного фрукта вашим лого? Сказано — сделано! И все бы хорошо, но некоторые пользователи стали задавать странные вопросы. Что-то вроде: «Ой, какая симпатичная вишня у вас на логотипе! А почему не яблоко, вы же типа Apple, нет?»
Да, так бывает, и вместо яблока некоторые люди увидели на логотипе вишню. Ну или черешню, в зависимости от того, какая ягода им нравилась больше. Ситуация так себе, особенно если ваша задача состоит в увеличении узнаваемости бренда. Нужно было что-то делать.
И снова Янофф справляется с задачей невероятно простым и элегантным способом. Логотип превращается в «надкушенное яблоко». И теперь уже без вариантов. Даже если вы предпочитаете вишню яблоку, сомнения о том, что именно изображено на логотипе Apple уже не возникает.
И тут на сцене появляется еще одна легенда. Она гласит, что на самом деле с перерисовкой логотипа все было не так просто. В изображении заложен некий новый смысл, игра слов, которая «многое объясняет». Самое интересное, что игра действительно есть, но, по словам дизайнера Роба Яноффа, она несет лишь нечаянный лингвистический смысл, не более того.
Речь идет о шутке английского языка, в котором некоторые слова пишутся по-разному, никак не связаны друг с другом по значению, но при этом звучат одинаково. В данном случае у нас есть «bite» и «byte». Первое слово переводится на русский язык как «укусить, кусать», второе же — байт, знакомое и без перевода как единица измерения информации. Сторонники теории «все не так просто» решили, что новый логотип Apple тонко обыгрывает два эти понятия. Однако Янофф вполне категоричен и описывает игру слов «bite-byte» как абсолютно случайную:
«Боюсь, что не имею к этому никакого отношения. Это просто небольшое, но очень удачное совпадение, вот и все»
Вспоминая анекдот про Фрейда, можно сказать, что «иногда надкушенное яблоко — это просто надкушенное яблоко», и ничего более.
Теперь вы знаете.