Найти тему
Две Войны

«Шансы выжить практически нулевые!»- зачем в Люфтваффе готовили эскадру лётчиков-смертников?

Идею создания отрядов летчиков-самоубийц, которые для уничтожения противника обязаны были жертвовать своей жизнью, очень активно продвигала летчик-испытатель Ханна Райч. В конце 1943-го года с подобным предложением она обратилась к Генриху Гиммлеру. Рейхсфюрер СС инициативу, в принципе одобрил, но довольно вяло, предложив начать с заключенных, желающих кровью "смыть позор с фамилии".

В то же время командование военно-воздушный сил Третьего Рейха, в том числе главнокомандующий ВВС и рейхсминистр авиации Герман Геринг с генеральным инспектором люфтваффе Эрхардом Мильхом выступили категорически против этой затеи.

Тем не менее, на встрече с Гитлером 28-го февраля 1944-го года Ханне Райч удается убедить фюрера в необходимости создания подобного подразделения и получает на это разрешение. Это дало старт проекту «Зельбстопфер», что дословно переводится как «Самопожертвование». В рамках этого проекта была сформирована 5-я эскадрилья 200-й бомбардировочной эскадры, более известная как «Эскадрилья Леонида».

Основным оружием эскадрильи должны были стать самолеты, превращенные в управляемые бомбы. Наводил их на цель пилот-смертник, что должно было значительно повысить точность и эффективность.

Немецкие летчики, из которых формировалась группа смертников эскадрильи, при зачислении в состав давали письменную клятву:

«Здесь я добровольно соглашаюсь быть зачисленным в группу смертников как пилот управляемой бомбы. Я полностью осознаю, что мое участие в подобной деятельности приведет к моей гибели»

Для поражения вражеских кораблей и наземных стратегически важных объектов предполагалось использовать самолет-снаряд Fi 103R «Райхенберг», представляющий собой, по сути, крылатую ракету ФАУ-1, в которой автоматика наведения и управления были заменены человеком. Однако он был слишком ненадежен и управлялся отвратительно. Процент потерь по техническим причинам, в том числе и на старте, был не меньше, чем у его базы. Не получилось приспособить под этот проект и экспериментальный реактивный самолет Мессершмитт Ме-328.

В общем, проект провалился. Было подготовлено порядка 70-ти пилотов и сделано 175 "Рейхенбергов", в бой не пошел ни один. Кроме того, командующий 200-й бомбардировочной эскадрой Вернер Баумбах кровожадностью Ханны Райч не отличался, и предлагал применять проект «Мистель». По этому проекту на беспилотном бомбардировщике Ju-88, набитом взрывчаткой и превращенном в бомбу закреплялся истребитель, который и выводил его на цель. После выхода на боевой курс истребитель отцеплялся и возвращался на базу, сберегая жизнь пилота. В конце концов, Баумбаху удалось добиться закрытия проекта камикадзе и распустить группу смертников.

Самолет-снаряд Fi 103R «Райхенберг». Фото в открытом доступе.
Самолет-снаряд Fi 103R «Райхенберг». Фото в открытом доступе.

Однако, у Ханны Райч нашлись и последователи, причем действовали они в более крупных масштабах. К концу 1944-го года союзная авиация практически выбомбила Германию. Массированные налеты на немецкие города стали ежедневными. Эффективно противостоять армадам бомбардировщиков могли только реактивные истребители Ме-262. Но для того, чтобы нанести авиации союзников серьезный урон, который бы вынудил прекратить бомбардировки или хотя бы снизить их интенсивность, требовалось не менее двух тысяч перехватчиков. Такого количества, да еще и в предельно сжатые сроки, промышленность Германии произвести уже не могла. Надо было искать более простое решение.

Главный инспектор противовоздушной обороны Рейха полковник Хайо Херрманн предлагает формировать специальные истребительные части основной тактикой которых должен стать воздушный таран. Поскольку прорваться в строй американских и английских эскадр немецкие истребители практически не могли, по замыслу Херрманна они должны были набрать высоту около 12-ти километров, а оттуда пикировать на бомбардировщики, разбивая их тараном. По его мнению, для этих целей вполне подойдут легкие истребители «Мессершмитт» Bf-109G. Для увеличения скорости с них снималось все вооружение кроме одного пулемета.

В декабре 1944-го года Херрманн становится командиром 9-й авиационной дивизии люфтваффе и возглавляет проект ВВС Германии «Rammjäger» (охотник на баранов). Позже этот проект получает название Sonderkommando Elbe (Зондеркоманда Эльба). Херрманн полагал, что, несмотря на неизбежные большие потери пилотов (шансы выжить практически нулевые), кроме материального ущерба будет оказано и серьезное психологическое воздействие на британских и английских летчиков, сродни того шока, который испытали американские моряки от действий японских камикадзе.

Хайо Херрманн. Фото в открытом доступе.
Хайо Херрманн. Фото в открытом доступе.

Герман Геринг не верил в то, что найдется достаточное количество добровольцев, сомневались многие и в среде командиров ВВС. Однако Херрманн в конце декабря пишет обращение к пилотам люфтваффе. В нем он довольно умело играет на патриотизме и идее самопожертвования, уходящими корнями в германскую мифологию.

И уже в первые дни заявление на перевод в его часть подают более двух тысяч пилотов. Разумеется, основную массу составляла молодежь, только что окончившие летные школы фанатики из гитлерюгнда. Отобрали полторы тысячи, которые и отправили на аэродром Штендаль недалеко от Берлина для обучения пилотированию на облегченном «Мессершмитте» Bf-109G и отработки тактики атаки. К апрелю удалось подготовить 250 летчиков, но и это было в избытке, так как успели переделать и оснастить всего полторы сотни истребителей.

Боевое крещение пилотов SKdo Elbe состоялось 7-го апреля. На перехват огромной группы самолетов 8-й воздушной армии США (более 1000 бомбардировщиков и истребителей сопровождения) поднялось 138 «Мессершмиттов» Херрманна. Результаты этого сражения и данные о потерях обеих сторон в разных источниках довольно различаются. Вероятно потому, что самолеты взлетали с разных аэродромов, бой оказался растянутым и по времени и в пространстве. Кроме того кроме «Мессершмиттов» Эльбы американцев атаковали еще и полсотни «Фокке-Вульфов» с реактивными истребителями Me-262. Как потом отмечалось в отчетах американских служб радиоперехвата, которые засекли массовый взлет, на немецкой волне звучал воинственный Вагнер вперемешку с женским голосом, напоминающий пилотам о погибших при бомбардировке Дрездена.

Потери соединения Херрманна в этот день оценивают приблизительно в 90 самолетов, погибло более 60-ти пилотов. Значительная часть была сбита еще на подлете, не успев совершить таран. Примечательно, но несколько немецких летчиков выжили и после тарана, некоторые приняли участие в следующих операциях. Американские потери от действий камикадзе составили от 15-ти до 23-х бомбардировщиков, что примерно укладывается в статистику обычных столкновений.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

Американские самолёты над Германией. Фото в свободном доступе.
Американские самолёты над Германией. Фото в свободном доступе.

Прославленный ас люфтваффе Адольф Галланд, который сам совершил более семи сотен боевых вылетов, назвал эту операцию «бессмысленным убийством мальчишек», а Херрманна «вторым военным преступником люфтваффе после Геринга».

На повторную операцию против бомбардировочных эскадр союзников сил уже не хватало. Но с 16-го по 19-е апреля 1945-го года немецкие камикадзе были брошены на атаку 32-х мостов и переправ, построенных солдатами РККА через реку Одер. Целью операции было замедление продвижения советских войск к Берлину. На этот раз использовали все самолеты, оказавшиеся под рукой. К оставшимся «Мессершмиттам» Bf-109 добавились «Фокке-Вульфы» Fw-190 и «Юнкерсы» Ju 88. Они были до отказа набиты взрывчаткой и заправлены топливом только на полет до цели, возвращение не планировалось.

Утром 17-го апреля «Фокке-Вульф» с подвешенной 500-килограммовой бомбой разнес понтонную переправу в Зеллине. Как утверждала нацистская пропаганда, в последующие три дня ценою жизни 35-ти пилотов было разрушено еще 17 переправ и мостов. Однако, в официальных документах подтверждается только один значительный успех, железнодорожный мост под Костшине.

Собственно говоря, продвижению советских войск это безумие особенно не помешало. 21-го был захвачен аэродром, откуда стартовали камикадзе, что сохранило жизнь многим из них. А 24-го первые части вошли на улицы Берлина. Впрочем, весной 1945-го Рейх уже не мог спасти даже фанатизм.

Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Порадуйте меня лайком👍

А как Вы думаете, почему эта тактика оказалась бесполезной?