Мотивация - это потребность человека достичь результата в каком-то деле. Почему этот результат становится важен? Он обрадует меня или маму? Он принесет мне деньги, чтобы порадовать себя покупкой чего-то желанного? Мне любопытно дойти до результата и узнать все секреты?
Вариантов, на самом деле, немало. Но их все можно свести к двум важным историям: получение удовольствия от результата, либо получение удовольствия в процессе дела. В учебе важно соединять оба направления. Ведь результат учебы ого-го как далеко (конец программы - четверти - учебного года - 11 классов, мама дорогая!). Но при этом сплошная "геймификация" тоже опасна. Да, она подкрепляет процесс освоения нового позитивными эмоциями, но если ребенок привыкает "играть в учебу" всегда, то постепенный переход к каким-то монотонным заданиям будет просто не понят и не принят. А развитие интеллекта - это выполнение новых, сложных ,непривычных действий, а не веселое развлечение. Главное - не впадать в крайности.
Вопрос мотивации, по существу, самый серьезный вопрос в обучении. Наверное, каждый из вас прекрасно помнит, как легко и просто давались предметы школьной программы, к которым был интерес, и как тяжело и нудно проходили уроки нелюбимого предмета. Хорошая новость: найдя правильную мотивацию (и меняя её в зависимости от развития ребенка и смены его интересов, приоритетов) можно научить маленького человека достигать вершин в учебе, тренировках и работе!
Как же можно мотивировать "в процессе"?
- Отмечать, что получилось лучше, "чем вчера". Предлагаем оценить, какой путь проделан и как многому уже научился ребенок!
- Сравниваем сложность текущих заданий с тем, что раньше казалось сложным. Хвалим за прогресс, он 100% есть!
- Не жалеем слов поддержки. Даже слова "Молодец!", сказанные с теплом, полезны, хоть и не совсем верны с точки зрения психологии. Рекомендуется хвалить за действия, поступки (а не человека в целом). Но лучше любая искренняя похвала, чем её отсутствие из-за опасения сказать неправильно.
- Ставим маленькие цели: дописать до конца строки, закончить упражнение, дочитать страницу. После выполнения подчеркиваем значимость: "Ты закончил, не сдался, не бросил на полпути! Я горжусь твоей целеустремленностью, силой воли!".
А как мотивировать результатом?
- Тут и просто, и сложно одновременно. Можно заинтересовать какими-то материальными наградами, но чем дольше путь, тем чаще меняются приоритеты, и первоначальная награда уже может не радовать ребенка. Возможный минус - привычка делать только "за деньги" (например, когда родители поощряют "4" и "5" деньгами). В этом случае внешняя мотивация не переходит во внутреннюю, для себя.
- Хорошо работает мотивация эмоциями ("Мы все хорошо потрудимся на этой неделе, сделаем 1, 2, 3... дела и на выходных пойдем в парк развлечений", к примеру). Здесь важно обязательно выполнить обещание!
- И мне нравится заход через увлечения ребенка. К примеру, я знаю, что ребенок любит что-то мастерить и снимать об этом видео. Можно зайти с позиции "что важно для будущего блогера" - красивая речь, нестандартное мышление, скорость реакции, художественная насмотренность, умение делать сложные изделия и т.д. А развить эти ценные навыки как раз можно благодаря... И делаем привязку к той учебной деятельности, в которой важно сохранить интерес.
Напоследок, еще несколько советов для сохранения интереса ребенка к учебе.
Подкреплять теорию практичностью применения знаний (например, переформулировав какой-то бытовой вопрос на математическом языке и показав его простое решение).
Давать позитивное подкрепление. Вместе с ребенком преодолеть психологический барьер, связанный со страхом, что решить задачу он не сможет.
Включать соревновательный момент в обучение.
Открыть для ребенка удовольствие от самостоятельно найденного правильного решения.
Верить, что у ребенка есть способности и поощрять их проявление и развитие.
Подготовить "почву" для развития и реализации интереса - книги, энциклопедии, игры.
А если с мотивацией и учебой всё непонятно и сложно, приводите ребенка на занятия к нам. Подскажем, как изменить ситуацию к лучшему!