Эрик Хомбургер Эриксон, являясь последователем Зигмунда Фрейда, расширил психоаналитическую теорию, создав свою схему развития ребёнка. Он стал рассматривать развитие в широкой системе социальных отношений, выделил 8 стадий психологического развития (у Фрейда их 5).
Эриксон считал, что формирование личности зависит от культурного и экономического контекста общества, а также от исторического периода, в котором ребенок вырос. Например, дети, живущие в Нью-Йорке в середине 20 века, будут иметь отличное развитие по сравнению с детьми из индейских резерваций. В процессе воспитания дети усваивают нормы, ценности и культурные традиции своего общества.
Развитие личности определяется тем, какие ожидания общества предъявляются к человеку на разных этапах его жизни. Генетическая программа также влияет на последовательность стадий развития человека. Человек проходит через различные этапы жизни, на каждом из которых он приобретает новые личностные характеристики, которые формируют его личность и сохраняются на следующих этапах жизни.
Периодизация развития личности
Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности: младенчество (орально-сенсорная), раннее детство (мышечно-анальная), детство (локомоторно-генитальная), школьный возраст, отрочество и юность, ранняя зрелость, средний возраст, поздняя зрелость.
Стадия 1: Младенчество - (0-1 год)
(орально-сенсорная стадия)
Предмет конфликта развития: Могу ли я доверять миру?
На данном этапе ребенок формирует доверие или недоверие к окружающему миру. Положительное доверие проявляется в спокойном поведении, уверенном сне и отсутствии стресса. Малыш доверяет всем, кто его окружает, не испытывая гнева или страха, и уверен, что его потребности будут удовлетворены. Мать обеспечивает ему заботу, внимание и знакомство с миром, что формирует у него чувство надежды и веры. В это время ребенок поглощает образ матери и начинает формировать свою личность.
Стадия 2: Раннее детство - (1 - 3 лет)
(мышечно-анальная стадия)
Предмет конфликта развития: Могу ли я управлять собственным телом и поведением?
В этот период дети начинают исследовать мир, приобретают навыки движения и начинают проявлять свою независимость. Родители должны поощрять развитие самостоятельности у детей. Однако ограничения, установленные родителями, должны быть разумными, чтобы не вызывать у ребенка чувство сомнений и стыда. Если родители слишком строги, это может привести к постоянному страху неудач и чувству тревоги, что в результате может привести к чувству нерешительности и замкнутости у ребенка.
Стадия 3: Детство - (3-6 лет)
(локомоторно-генитальная стадия)
Предмет конфликта развития: Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?
В этот период, который приходится на дошкольный возраст, дети активно исследуют мир вокруг себя, учатся быстро и принимают новые роли и ответственности, играя взрослые ситуации. В этот период происходит формирование половой идентичности, дети учатся и понимают мужское и женское поведение. Они становятся более самостоятельными, развивается инициатива. Если поведение ребенка становится агрессивным, его инициатива может быть подавлена взрослыми, возникает чувство вины и тревоги. В результате формируются внутренние регуляторы — совесть и моральная ответственность за свои мысли, желания и действия.
Родители не должны переусердствовать в наказаниях и обязывать совесть ребенка, так как это может вызвать постоянный страх перед наказаниями, возникновение агрессии и подавление инициативы, что в итоге может привести к пассивности.
Стадия 4: Школьный возраст - (6-12 лет)
(латентная стадия)
Предмет конфликта развития: Способен ли я?
Этот период препубертатный (предшествующий половому созреванию ребёнка). Эта стадия связана с воспитанием трудолюбия и овладением новыми знаниями и умениями, постигаются основы трудового и социального опыта, появляется возможность признания окружающими и приобретение чувства компетентности. Если успехи невелики, ребёнок остро воспринимает свою неумелость или неспособность, неуверенно себя чувствует среди сверстников. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности. Этот период является своеобразным началом профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определённых профессий.
Стадия 5: Отрочество и юность - (12-20 лет)
Предмет конфликта развития: Кто я есть?
В переходный период от подросткового возраста к юности происходит серьезный кризис. Ребенок покидает детство, начиная формировать свою идентичность. Она объединяет все предыдущие идентификации ребенка, добавляя к ним новые, так как начинается взросление, меняется внешность, происходит вхождение в новые социальные группы и формируются новые представления о себе. Наличие устойчивой идентичности, самостоятельности, инициативности и компетентности помогает молодым людям определить свое место и выбрать свой путь в жизни.
При неудачной самоидентификации возможно появление диффузной идентичности, когда у человека нет четкого понимания о себе и своем месте в обществе. Это может сопровождаться инфантильным желанием избегать взрослой ответственности, стойкими ощущениями тревоги, чувством изоляции и пустоты.
Стадия 6: Ранняя зрелость - (20-25 лет)
Предмет конфликта развития: Могу ли я иметь интимные отношения?
В ранней зрелости человек сталкивается с важной проблемой интимности и появляется настоящая сексуальность. Он готов к близким отношениям как в сексуальном, так и в социальном плане. После того, как сформирована его собственная идентичность, он готов поглотиться в идентичности любимого человека. Близкие отношения требуют преданности, моральной силы и самопожертвования. Однако это стремление не должно подавляться страхом потерять себя. Это время, когда создается семья, которая приносит любовь, как понимал Е. Эриксон, в романтическом, эротическом и моральном аспектах. В браке любовь выражается через заботу, уважение и ответственность перед партнером по жизни. Однако, если человек не в состоянии любить и поддерживать близкие отношения с другими, это может привести к чувству изоляции и одиночества.
Стадия 7: Средний возраст - (25-65 лет)
Предмет конфликта развития: Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?
В периоде зрелости, который считается самым продолжительным, человек ориентируется на свои трудовые достижения и заботу о своих потомках, думая о будущем человечества. Он стремится к производительности и творчеству, а также желает передать свой опыт и идеи следующему поколению. Желание оставить след в жизни будущих поколений реализуется через взаимодействие с собственными детьми. По словам Эриксона, старшее поколение нуждается в младшем, чтобы чувствовать свою ценность и полезность. Однако, если человеку не предоставляется такая возможность, это может привести к равнодушию и сосредоточенности только на себе.
Стадия 8: Поздняя зрелость - (после 65 лет)
Предмет конфликта развития: Доволен ли я прожитой жизнью? Имела ли моя жизнь смысл?
Последняя стадия интегративна: «созревают плоды семи предшествующих стадий». Человек принимает пройденный им жизненный путь как должное и обретает целостность личности. Появляется мудрость, взгляд в прошлое даёт возможность сказать: «Я доволен». Дети воспринимаются как продолжение себя, страх смерти исчезает. Если же человек недоволен своей прожитой жизнью, считает её чередой ошибок, появляется раздражение и отчаяние от приближения к концу.