Найти тему
Картины в деталях

"Голова Медузы" - самая страшная картина Рубенса

"Голова Медузы" Питер Пауль Рубенс 1618 год
"Голова Медузы" Питер Пауль Рубенс 1618 год

Всех приветствую на моем канале, и предлагаю рассмотреть немного жуткое, но в то же время впечатляющее полотно «Голова Медузы» Рубенса

Питер Пауль Рубенс один из самых известных фламандских мастеров периода барокко, чье творчество оказало значительное влияние на развитие мировой живописи и искусства. Его творчество выделятся разнообразием жанров. Рубенс великолепно писал как портреты, так и исторические картины, мифологические сюжеты и религиозные произведения. Рубенс славится своим мастерством в области композиции, использования светотени и выразительности движения в своих картинах. Его работы остаются одними из самых известных и значимых в истории европейской живописи.

Рубенс, часто вдохновляясь античными мифами, создавал такие произведения, которые не только отражали сюжеты и персонажей из греческой и римской мифологии, но и переносили зрителя в мир великих драм, мистики и божественных сущностей. Его картины становились своеобразными панорамами мифологических эпопей, где каждый кадр и каждый герой переплетался с человеческими эмоциями, страстью и трагизмом.

"Прикованный Прометей"  Рубенс 1612 год
"Прикованный Прометей" Рубенс 1612 год
"Венера и Адонис" Рубенс 1611 год
"Венера и Адонис" Рубенс 1611 год

В одном из своих писем художник писал: «Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по следам которого я пытался следовать, но сравняться с которым я даже не смел и помыслить».

Поскольку в эпоху Барокко зрителей часто привлекало все необычное и загадочное, а любые мистические превращения становились объектом особого внимания, то выбранный Рубенсом мифический сюжет о Горгоне с легкостью мог удовлетворить потребности публики и захватить ее воображение.

Согласно легенде Медуза была одной из самых красивых из всех горгон, существ из древнегреческой мифологии, дочерей морских богов. Ее прекрасные формы и длинные золотистые волосы восхищали многих мужчин, вызывая при этом ревность у женщин.

Посейдон, бог морей, испытывал страстное влечение к Медузе. В своих попытках укрыться от его преследования, Медуза спряталась в храме богини Афины. Однако, Посейдон, обернувшись птицей, нашел ее там и совершил насилие. Гневная Афина, в ревностном порыве превратила Медузу в ужасное чудовище с лицом покрытым чешуей, густыми волосами из змей и страшными клыками.

По легенде, взгляд Медузы превращал любое существо в камень мгновенно, абсолютно лишая возможности на выживание. Только Персей, смог победить чудовище. Чтобы не окаменеть, он смотрел на Медузу через отражение своего щита, затем поднялся в воздух на крылатых сандалиях и отрубил ей голову.

Но считалось что даже уже отрубленная Персеем голова Медузы, по прежнему могла заставить каменеть, всех кто осмелиться на нее посмотреть и согласно самому мифу, богиня Афина – богиня войны, поместила голову Медузы себе на грудь.

Голова горгоны, со смертельным взглядом изображалась на воинских доспехах, это позволяло заставить врагов бояться смотреть на воина. Ее изображение также можно было встретить над входом в задания как некий амулет, защищающий от опасности.

Но вот выдающиеся мастера эпохи Возрождения осмелились изображать голову Медузы просто как объект искусства, без желания вызывать страх, исключительно ради эстетических целей.

Известно, что Леонардо Винчи первым изображал отрубленную голову Медузы, но сама картина, к сожалению не сохранилась. Затем Караваджо в 1595 году создал копию этого сюжета, вдохновленный, по мнению историков, утерянной работой Леонардо.

"Медуза"  Караваджо 1597 год.
"Медуза" Караваджо 1597 год.

Однако самая известная и страшная версия головы Медузы написана Питером Паулем Рубенсом в 1618.

В отличие от Караваджо, который запечатлел Горгону в последнем мгновенье ее жизни, Рубенс изображает уже мертвую окоченелую голову.

На его полотне мы видим как на фоне угрюмого серого пейзажа, выделяется ярко освещенная голова Медузы. Она лежит на скалистом каменном утесе.

Ее мертвецки бледное лицо навивает ужас. Покрытые синевой смерти губы остались полуоткрытыми, отпустив последний предсмертный стон. Глаза, сулящие гибель всем кто попадёт под их пристальный взгляд, теперь закатились и застыли в неестественном и пугающем положении.

-5

Неподвижная мертвая голова полностью окружена запутанными змеями. Хотя Рубенс изображает совсем безобидных неядовитых змей, от их присутствия на полотне становиться как-то не по себе. Они изображены художником настолько реалистично, что кажется, как слышны звуки скольжения их влажных холодных тел.

Медуза уже мертва, но ее ужасные волосы-змеи все еще полны жизни: они двигаются, сплетаются друг с другом, и не перестают множиться из капель крови упавших на безжизненный камень.

-6

Все насекомые и пресмыкающиеся объединены в единую цельную композицию, они являются неотделимой частью человеческих страхов и антипатий, а в 16-17 веках они часто ассоциировались с греховным миром и самим дьяволом.

Художнику удается создать полотно ярким и насыщенным, что довольно сложно учитывая сам сюжет, наличие уже остывшей мертвой головы и ползающих мерзких гадов, но как раз это создает у зрителя незабываемые смешенные и противоречивые чувства.

Также не может не восхищать гибкость форм, которую мастер воплотил в этой работе, а также его волшебное владение светотеневой техникой. Таким образом, художник не просто повторяет шаблонные приемы, но стремится к глубокому осмыслению природы, будь то образ прекрасного ангела или отрубленная окровавленная голова Горгоны.

И мы видим, что Рубенсу действительно удалось достичь своей цели: он вызвал страх, шокировал и буквально поразил своих современников. Это было сделано с мастерством и убедительностью, которые как нельзя лучше характеризуют его творческий талант.

Голова Медузы, изображенная на полотне, не была предназначена для обычных галерей. Такие произведения чаще выставлялись в кабинетах редких и удивительных экспонатов. Пока остается неясным, кто именно заказал это шокирующее полотно. Известно, что в 1635 году его обладателем был герцог Бекингем. Также есть версия, что в последующем картина некоторое время принадлежала английскому королю Карлу I.

Сегодня это прекрасное и в то же время жуткое полотно Рубенса находиться в музее искусств, в Вене.

Надеюсь, что вам понравился данный разбор, а сама картина Рубенса смогла произвести незабываемое впечатление. Обязательно делитесь своими мыслями в комментариях, ставьте оценки и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые разборы самых интересных полотен мировой живописи.