Приобретение квартиры в новостройке - это всегда радостное событие, шаг к новой жизни. Однако, иногда радость от получения ключей омрачается некачественным ремонтом, который был выполнен застройщиком. В такой ситуации каждый дольщик имеет право потребовать возмещение убытков от застройщика, который не выполнил свои обязательства. В этом материале я расскажу о том, как правильно действовать в такой ситуации.
Шаг 1: осмотр квартиры и выявление дефектов.
После получения сообщения от застройщика о готовности объекта долевого строительства, вам необходимо явиться в офис к застройщику и с его представителем осмотреть объект долевого строительства. Осмотр лучше всего производить со специалистом-приемщиком, предварительно обратившись в соответствующие компании для получения данной услуги.
Специалист-приемщик проведет детальный осмотр каждого помещения в квартире на предмет выявления недостатков в качестве ремонта и соответствии отделочных и строительных работ всем нормам ГОСТ и СНиП. Он также подготовит для вас подробный отчет (ценообразование на данную услугу варьируется в Москве и Московской области от 3000 до 5000 рублей).
Если вы решите принимать квартиру самостоятельно, то важно внимательно осмотреть помещение на наличие дефектов. Отмечайте все недостатки, которые вы видите: неровные стены, трещины на потолке, некачественная сантехника, отсутствие розеток и т.д. Чем больше дефектов будет зафиксировано, тем выше шансы на взыскание убытков с застройщика.
Важно! Постарайтесь записать все недостатки, которые вы можете самостоятельно обнаружить, в дальнейшем доказать в суде недостатки, которые не были указаны в акте осмотра, будет непросто.
Шаг 2: Составление акта осмотра.
После осмотра квартиры необходимо составить акт осмотра. Акт должен быть подписан представителем застройщика и вами. Если представитель застройщика отказывается подписать акт, обязательно укажите это в документе. Важно, чтобы акт был составлен в присутствии двух свидетелей, которые также должны подписать документ.
Важно! Обратите внимание, чтобы в акте осмотра не было пункта о том, что собственник принимает квартиру без претензий к качеству. Если в акте есть такой пункт или подобные ему, смело можете его зачеркнуть. Сверху у перечеркнутого пункта поставьте свою подпись, фамилию и инициалы.
Шаг 3: Проведение экспертизы.
Если застройщик не устранил дефекты в указанный срок (обычно это 60 календарных дней) или отказывается их устранить, необходимо провести экспертизу. Экспертиза должна быть проведена организацией, имеющей соответствующую лицензию. Заключение эксперта будет являться основанием для предъявления претензий к застройщику.
Важно! После проведения экспертизы обязательно возьмите у экспертной организации следующие документы: договор на производство экспертизы, чек об оплате экспертизы и акт приемки-выполненных работ по экспертизе. Эти документы понадобятся вам в суде в качестве доказательства понесенных расходов, которые можно будет взыскать с ответчика.
Шаг 4: Предъявление претензии к застройщику.
С копией заключения экспертизы подтверждающими наличие дефектов и суммой на их устранение, а также другими документами (актом осмотра, актом приема-передачи объекта долевого строительства, выпиской из ЕГРН о праве собственности, реквизитами для получения суммы для устранения недостатков указанной в экспертизе и т.д.) направьте претензию к застройщику с требованием возместить убытки, связанные с устранением дефектов. Укажите срок для ответа на претензию 10 календарных дней с момента получения претензии. Претензию направляйте Почтой России заказным письмом с описью вложения.
Важно! Претензия должна быть составлена с грамотной описательной частью, со ссылками на нормативно-правовые акты, а также судебную практику.
Шаг 5: Обращение в суд.
Если ответ на претензию не получен или застройщик отказался возмещать убытки, обращайтесь в суд. Подготовьте исковое заявление и все необходимые документы. На основании решения суда и исполнительного листа вы сможете взыскать с застройщика убытки в судебном порядке.
Если дело дошло до суда, то помимо требования о возмещении убытков на устранение недостатков, истец может потребовать от ответчика штраф в размере 50% от присужденной суммы (на основании п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей), сумму на возмещение моральной компенсации (в соответствии с п. 45 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 17 от 28.06.2012 при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя), неустойку в размере 1 % от суммы исковых требований за отказ от добровольного исполнения требования истца в досудебном порядке, возмещения судебных расходов, таких как: расходы на составление экспертного заключения, расходы на юридическое сопровождение судебного процесса и расходы на отправку досудебной и судебной корреспонденции ответчику.
Важно! Не стоит рассчитывать на полное возмещение в суде расходов на оплату услуг юриста, штрафа в размере 50% от суммы ущерба, неустойки в размере 1 % от суммы исковых требований за отказ от добровольного исполнения требования истца в досудебном порядке и большой суммы моральной компенсации.
На практике суды обычно уменьшают размер штрафа, неустойки и затраты на услуги юриста в среднем на 40-60%, а требования о возмещении моральной компенсации удовлетворяются судами в среднем на 5-10% от суммы исковых требований.