Найти в Дзене

Договор франшизы

Оглавление

В последние несколько лет предприниматели всё чаще обращаются к такой форме развития бизнеса, как франшиза. Её использование выгодно, так как владельцу франшизы не нужно вкладывать ресурсы в открытие новой точки, а также не нужно придумывать новую концепцию и набирать аудиторию с нуля.

Иллюстрация: Яндекс.Шедеврум, автор запроса: Максим Сагайдачный.
Иллюстрация: Яндекс.Шедеврум, автор запроса: Максим Сагайдачный.

Поэтому данный вид сотрудничества на самом деле выгоден для обоих сторон, но вот его оформление является непростой и очень объёмной юридической задачей, которая часто осложняется заблуждениями предпринимателей в юридической части этой конструкции и ошибками, совершаемыми в процессе оформления.

Для этого разберём основные моменты, связанные с юридическим оформлением франшизы.

Сам договор франшизы, ключевой документ в этой сфере, в законе именуется договором коммерческой концессии.

ВАЖНО:

такой договор могут заключать между собой только профессиональные участники – юридические лица или индивидуальные предприниматели. Ни самозанятые, ни физические лица без специального статуса сторонами такого договора быть не могут.

Ярким отличием от всех остальных договоров является то, что по данному договору необходимо обязательно передавать исключительное право на товарный знак и другие объекты интеллектуальных прав, поэтому данный договор также необходимо регистрировать в Роспатенте.

Если товарный знак используется, но не зарегистрирован (даже если разработан подробный бренд-бук), сделать франшизу тоже не получится. Знак должен быть зарегистрирован патентным ведомством.

Иллюстрация: Яндекс.Шедеврум, автор запроса: Максим Сагайдачный.
Иллюстрация: Яндекс.Шедеврум, автор запроса: Максим Сагайдачный.

Уточним:

отсутствие регистрации в Роспатенте не влечёт недействительности договора, в отношениях между сторонами вы вправе будете ссылаться на такой договор и в суде, однако регистрация позволяет удостоверить переход прав по такому договору перед третьими лицами.

СОВЕТ:

чаще всего франшизные договоры содержат в себе большое количество сложных юридических конструкций и объёмных условий, что является закономерным: по сути передаётся готовая бизнес-модель действующего предприятия, в которой необходимо предусмотреть все аспекты ведения деятельности франчайзи (пользователя правами).

Не стоит при этом забывать, что в Роспатенте работают эксперты, которые будут оценивать ваш договор в части передачи исключительного права, а вот остальные условия могут вызвать у них вопросы. Поэтому рекомендуем подготовить два договора: 1) полный и 2) его облегчённую версию для регистрации в Роспатенте, в которой будут содержаться лишь основные моменты, чтобы избежать лишних вопросов от ведомства.

Расскажем про обязательные элементы этого договора и дадим несколько рекомендаций на их счёт.

Как правило, передаётся сразу комплекс исключительных прав (КИП):

· товарный знак (как говорилось ранее, должен быть всегда, без него договор не может считаться договором франшизы, остальные объекты – по желанию) – укажите номер в реестре товарных знаков и перечень товаров и услуг, в отношении которых вы передаёте право;

· патенты - укажите номер в реестре патентов, сферу применения;

· программы – укажите название и её функционал, приложите свидетельство о регистрации ПО в Роспатенте (если регистрировали, это добровольно);

· ноу-хау – укажите название и сферу применения, состав секрета производства;

· коммерческое обозначение – приложите к договору его изображение, а также варианты исполнения.

Далее в договоре необходимо прописать способы использования каждого элемента вышеуказанного комплекса, например, возможность при предоставлении услуг общественного питания размещать товарный знак на вывеске и прочих элементах декора или возможность использования программного обеспечения в заведениях франчайзи.

Иллюстрация: Яндекс.Шедеврум, автор запроса: Максим Сагайдачный.
Иллюстрация: Яндекс.Шедеврум, автор запроса: Максим Сагайдачный.

Следующим необходимым условием является вознаграждение. Самыми распространёнными являются фиксированный разовый платёж (паушальный взнос) или периодические платежи (роялти), которые привязывают к доходам пользователя (франчайзи). Но зачастую данные варианты комбинируют: первоначально вносится паушальный взнос, затем с определённой периодичностью платится роялти.

СОВЕТ:

при периодических платежах советуем предусмотреть условие о порядке и сроках предоставления отчётности для франчайзи, чтобы имелась возможность производить расчёты.

Далее необходимо определить срок действия договора. Учитывайте, что срок действия договора не может превышать срок действия исключительного права.

СОВЕТ:

во избежание споров с Роспатентом, ограничивайте срок действия договора конкретной датой. Возможны также варианты не указывать срок действия договора (тогда по аналогии с лицензионным договором он будет действовать в течение 5 лет), либо поставить срок в зависимость от срока действия исключительного права на переданный в составе франшизы товарный знак с учётом его продления (исключительное право на товарный знак действует 10 лет и может быть продлено).

Желательно также указать территорию, на которой франчайзи может вести свою деятельность, так как в противном случае суд признает такой территорией всю Российскую Федерацию, а это может внести неопределённость в отношения сторон договора относительно конкуренции на одной и той же территории.

Подводя итог

Расширение бизнеса при помощи франшиз является хорошей идей, но в свою очередь необходима крайне сложная и кропотливая юридическая работа, так как по сути вы передаёте часть своего бизнеса в чужие руки и рискуете репутацией собственного бренда, поэтому необходимо всё подробно урегулировать. С этим вам поможет команда юристов CreatioConsult.

Актуально на 06.03.2024.

Кораблин Артем, Максим Сагайдачный©

CreatioConsult@yandex.ru

#юристы

#франшиза

#товарныйзнак