В статье расскажем:
- Когда необходимо корпоративное обучение;
- Виды обучения сотрудников;
- Методы оценки результатов обучения персонала;
- Как организовать обучение персонала и какие нужны документы для обучения в учебном центре;
- Кто отвечает за развитие персонала.
Бизнес-окружение постоянно меняется: на российском и международных рынках появляются новые тенденции, продукты и технологии.
Важно оперативно осваивать новые направления работы, чтобы поддерживать и развивать деятельность компании.
Обучение сотрудников является одним из способов повышения производительности команды.
Регулярно обучаемые сотрудники обладают более высоким уровнем профессионализма, совершают меньше ошибок и быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.
Виды обучения сотрудников
Корпоративное обучение персонала может иметь разнообразные форматы. Среди наиболее распространенных очных форм можно выделить следующие:
- Лекции: преподаватель представляет материал, позволяя быстро передать информацию большой аудитории. Однако отсутствие обратной связи может снизить активность слушателей.
- Семинары: участники обсуждают тему, ищут решения проблемы в диалоге с преподавателем. Это эффективный формат благодаря свободе действий и контролю над полученными знаниями.
- Тренинги: объединение теории и практики для использования знаний в работе и обмена опытом с коллегами. Это интенсивный и дорогостоящий, но эффективный формат обучения.
- Коучинг: развитие компетенций сотрудника с помощью коуча.
- Наставничество: передача опыта более опытным работником, способствующая развитию корпоративной культуры и сокращению периода адаптации новичка.
- Инструктаж: информирование о технике безопасности и особенностях профессиональной деятельности.
- Деловые игры: моделирование ситуаций из рабочей практики для поиска решений с применением знаний и навыков.
- Баскет-метод: имитация типичных ситуаций практической деятельности для более глубокого понимания профессиональных аспектов работы
Существует несколько классификаций корпоративного обучения, которые определяются в зависимости от рассматриваемых критериев:
- По длительности: долгосрочное и краткосрочное.
- По количеству обучаемых людей: индивидуальное и групповое.
- По цели обучения: направленное на подготовку новых сотрудников, переподготовку текущего персонала, повышение квалификации или развитие компетенций.
- По уровню вовлеченности обучаемых: пассивное (например, лекция) и активное (например, деловая игра).
- По месту проведения занятий: на рабочем месте и вне его.
- По совместимости с работой: обучение без отрыва от производства и с ним.
Когда необходимо корпоративное обучение
Если в вашей компании:
- Много новых сотрудников;
- Общее количество персонала превышает 100 человек;
- Сотрудники работают в разных городах и странах, в том числе, и в удаленном формате;
- Вы стремитесь назначать на руководящие должности внутренних кандидатов;
- У вас развита корпоративная культура;
- Наблюдается низкая текучесть кадров;
- Продукт компании требует глубоких знаний для работы с ним;
- Планируется выпуск нового товара/услуги;
- Открывается новый отдел;
- Происходит расширение территории деятельности или выход на новые рынки сбыта.
Если ваша отрасль подвержена частым изменениям, обучение персонала становится необходимостью для успешного решения новых задач.
📌 Скачайте бесплатно направление на обучение сотрудников
Как организовать обучение персонала
Для корпоративного обучения сотрудников компания может выбрать либо готовые образовательные продукты на рынке, либо разработать программу внутри собственных ресурсов, что обычно требует больше времени и финансовых затрат.
Обычно подбор подрядчиков и организация обучения лежат на плечах HR-специалистов, которым помогают руководители подразделений, точно знающие, что нужно их сотрудникам.
Если обучение будет проходить в очном формате, необходимо определить место проведения занятий, подобрать преподавателей и составить расписание.
Для дистанционного обучения требуется создание электронного учебного портала, что может занять несколько месяцев, требует финансовых и временных ресурсов, а также привлечения профильных специалистов. Другой вариант - воспользоваться готовым облачным сервисом.
Если обучение будет осуществляться через учебный центр, у них уже есть учебный портал, различные программы и профессиональные преподаватели.
При таком подходе компании требуется меньше забот, важно лишь правильно выбрать подрядчика.
Например, ЕВИДПО проводит онлайн обучение по 98 направлениям. У нас есть Образовательная Лицензия №9667 и возможность обучения экстерном!
Документы для обучения в учебном центре
План обучения персонала формируется на основе анализа кадрового потенциала и оценки эффективности сотрудников компании.
Составленный в соответствии с ГОСТом Р ИСО 10015-2007, он учитывает фактический уровень компетенций, потребности компании, ее стратегические задачи и кадровую политику.
План обучения персонала включает:
- цели,
- потребности организации,
- список обучаемых сотрудников,
- методы обучения,
- график проведения,
- требования к ресурсам,
- оценку результатов.
Этот план может быть дополнен с учетом специфики работодателя и объединен в сводный документ для утверждения руководителем компании.
Приказ на обучение персонала оформляется на основании служебной записки, составленной руководителем структурного подразделения.
Он содержит информацию о планируемых сроках, форме и содержании обучающей программы.
Приказ состоит из двух частей:
- в констатирующей обосновывается необходимость образовательных мероприятий, указываются цели, задачи и причины повышения квалификации;
- в распорядительной части даются указания на прохождение обучения.
Договор на обучение персонала регламентирует срок отработки сотрудника после оплаты образования работодателем.
Ученический договор определяет условия обучения, включая:
- наименование сторон,
- название профессии,
- специальности,
- размер заработной платы и стипендии, если они предусмотрены.
📌 Скачайте бесплатно Ученический договор с сотрудником
Методы оценки результатов обучения персонала
Одним из самых распространенных методов оценки эффективности обучения персонала является модель Киркпатрика, включающая в себя четыре уровня:
- Оценка реакции учащихся на процесс обучения, включая оценку манеры преподавания, интерес к учебе и условия обучения, часто осуществляемую через опросы.
- Оценка уровня усвоения знаний и навыков, происходящая через тестирование и наблюдение за изменениями в поведении участников.
- Оценка изменений в поведении сотрудников после обучения и их применения полученных знаний на практике.
- Оценка конечных результатов обучения, которая включает в себя измерение влияния обучения на бизнес-показатели, такие как снижение расходов или увеличение объема продаж.
Модель Джека Филлипса, основанная на модели Киркпатрика, дополнена пятым уровнем - окупаемость инвестиций.
Модель Джоша Берсина предлагает 9 параметров для оценки эффективности обучения:
- Адаптированность метода обучения к особенностям аудитории.
- Уровень вовлеченности учащихся.
- Рентабельность программы обучения.
- Соответствие обучения бизнес-задачам компании.
- Соответствие ограничениям, таким как сроки.
- Уровень удовлетворенности участников обучения.
- Изменения в продуктивности сотрудников.
- Личные результаты обучения для каждого сотрудника.
- Общие результаты для организации
Кто отвечает за развитие персонала
В крупных компаниях есть специалисты по профессиональному развитию, такие как тренеры, коучи и менеджеры по персоналу.
Если в компании нет отдельного подразделения по развитию персонала или специалиста по HR, возможен вариант обратиться в учебный центр, который поможет выбрать подходящую программу обучения для удовлетворения потребностей сотрудников.
А если Вы хотите обучить ответственного за обучение и развитие персонала, сделать это можно в ЕВИДПО. У нас есть более 15 курсов профессиональной подготовки и повышения квалификации по управлению персоналом. Обучение проходит онлайн, а для групп предоставляем скидки!
Подведем итоги
Корпоративное обучение представляет собой процесс обучения персонала организации, направленный на повышение их профессиональных навыков и эффективности работы.
Путем корпоративного обучения сотрудники получают новые знания и умения, которые могут непосредственно применять в своей работе, что в свою очередь способствует повышению эффективности труда.
Для бизнеса помогает увеличить прибыль, поскольку компетентный персонал способен лучше реализовывать поставленные перед ними задачи. Кроме того, корпоративное обучение помогает привлекать талантливых сотрудников, которым важен персональный и профессиональный рост.