Каждый из них уже был всемирно известен на момент совместной работы над фильмом «Александр Невский». Сергей Эйзенштейн лично пригласил Сергея Прокофьева написать музыку к картине. По тем временам задача была масштабная: надо было создать полноценное музыкальное сопровождение исторического фильма о древнерусском князе с отображением небывалого подвига русского народа. Как это происходило? Разбираемся в рубрике #ТерриторияКультуры.
Прокофьев признавался, что с удовольствием принял предложение и с энтузиазмом приступил к работе. Он был впечатлен картиной и хотел создать для нее особое музыкальное сопровождение, продемонстрировав синтез музыки и кино. Чтобы осуществить задуманное как следует, Прокофьев даже ездил в командировку в Голливуд. Там он наблюдал за работой западных коллег, набирался опыта и больше узнавал о возможностях звукового кино. Приобретенные навыки позволили ему отразить в музыке даже такие мелочи, как военные сигналы или треск льда. Также Прокофьев активно общался с историками и литераторами для более глубокого погружения в эпоху.
Работа велась в тесном сотрудничестве с Эйзенштейном, который перед началом съемок изложил свои пожелания. Вместе они решали, какая музыка должна быть в батальных сценах, как должны отличаться сцены с русскими воинами и с тевтонскими рыцарями и так далее. Бывало, что режиссер показывал композитору часть отснятой пленки, чтобы представить, какая музыка больше подойдет для того или иного фрагмента. Но порой Эйзенштейн делал съемки, исходя из готовой партитуры. В этом и была уникальность их работы – равноценный вклад в общее дело.
Фильм имел колоссальный успех. Это натолкнуло Прокофьева на мысль объединить семь музыкальных фрагментов фильма в отдельное произведение – кантату. Задача оказалась непростой, так как из разрозненных частей нужно было сочинить цельное произведение. Но в итоге и эта работа композитора получила мировое признание.