Михаил Георгиевич Геловани - советский актёр театра и кино, режиссёр, народный артист СССР (1950), лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1942, 1947, 1950).
Свою сценическую деятельность он начал в грузинском театре в Батуми в 1913 году. Работал режиссёром на Тифлисской киностудии и на киностудии «Арменкино», позднее - в Тбилисском театре имени Руставели, где в 1937 году в одном из спектаклей впервые сыграл роль Сталина. Причём и зрители, и критики отметили беспрецедентное сходство его человеческой «фактуры» с самим вождём.
После этого Геловани был приглашён на главную роль в фильме «Великое зарево» (1938 г.). Образ, созданный талантливым и обаятельным артистом, Сталину понравился и стал востребован.
Этот поистине феноменальный успех определил дальнейшую судьбу актёра - творческую и личную. Друг за другом выходят новые кинокартины с Геловани-Сталиным. Достаточно сказать, что с 1938 по 1953 год он предстал в этом образе аж в 15 фильмах, среди которых наибольшую известность получили такие, как «Человек с ружьём», «Ленин в 1918 году», «Валерий Чкалов», «Оборона Царицына», «Падение Берлина».
От фильма к фильму актёр формировал тот самый монументальный образ вождя: величавую позу с заложенной за борт френча рукой и неизменной трубкой, взгляд мудрейшего предводителя, жесты и интонации величайшего учителя и наставника. Чтобы лучше вжиться в роль, Геловани часами прослушивал пластинки с записями речей Сталина, просматривал документальную кинохронику с его участием. На пике своей карьеры он имел столь сильное влияние на режиссёров, что мог заставить их переснять тот или иной эпизод, в котором (как казалось актёру) он недостаточно хорошо сыграл вождя.
Утверждают, что практически узурпировав образ Сталина в кино и на сцене (тут ему соперничество мог оказать лишь Алексей Дикий), актёр его ни разу не видел. Хотя и просил организовать такую встречу через приближённых к вождю деятелей советского киноискусства.
В 1946 году перед началом съёмок фильма «Клятва» режиссёр Михаил Чиаурели вместе со Сталиным обсуждали кандидатуры актёров на роль вождя. Чиаурели вовсю расхваливал Геловани: «Талантливый актёр, товарищ Сталин. Старается проникнуть в образ, готов прожить Вашу жизнь, чтобы глубже почувствовать Вас». Сталин, хитро улыбаясь, сказал: «Хорошее желание... Если уж очень хочет, могу помочь. Может, он начнёт с Туруханской ссылки? Попробуем?». Прозвучало зловеще. Режиссер опешил, но обошлось... А фильм получил Сталинскую премию и удостоился специального упоминания жюри критиков на Венецианском фестивале.
Но была и оборотная сторона подобной славы: главная роль всей жизни сыграла с Геловани злую шутку - режиссёры просто опасались давать ему другие роли. Как бы, например, он смотрелся в образе простого рабочего? Тут Сталин, а тут рабочий…
В жизни актёр был скромным человеком и вплоть до конца войны жил в однокомнатной квартире на окраине Москвы. Лишь с помощью влиятельных друзей удалось выбить для него в 1945-ом двухкомнатную квартиру на улице Горького.
Как это часто случается, популярность Геловани (а фильмы с его участием были переведены на 15 иностранных языков) привела артиста к «звёздной болезни». За годы съёмок он настолько вжился в образ Иосифа Виссарионовича, что даже в повседневной жизни не хотел из него выходить. Дело доходило до того, что он стал выступать поручителем, улаживать семейные неурядицы простых граждан и выдавать разные преференции. Очевидцы рассказывают, что в перерывах представления в Большом театре, где Геловани-Сталин играл в ряде сцен, он в привычном «сталинском» образе появлялся в буфете и без лишних слов «сталинской» трубкой указывал на продукты. Перепуганные буфетчицы дрожащими руками укладывали всё, на что падал жест Геловани...
Разумеется, об этих проделках доложили вождю. Тот позвонил артисту и рассерженно спросил: «Что, не стыдно экономить за мой счёт? Долго это будет продолжаться?». Затем, после паузы, без прощания прервал разговор. А Геловани потерял дар речи, причём на несколько месяцев. Вместо него даже стали готовить другого артиста на роли Сталина. Но вскоре «хозяин» поостыл и простил незадачливого двойника-авантюриста, к которому уже успел прикипеть.
Недостатком Геловани для роли Сталина был его высокий рост. Но в разных эпизодах даже для более высоких артистов делали углубления в полу или они приседали, чтобы их киногерой казался выше.
Кроме того, Сталин был разочарован акцентом актёра. Быть может, поэтому он более ценил (как утверждают сведущие люди) в роли себя актёра Алексея Дикого, который получил статусную роль после отсидки (!) и не пытался имитировать акцент вождя. Сам артист на вопрос Сталина - почему тот не копирует его акцент, ответил гибко: «Потому что я играю не Вас, товарищ Сталин, а отношение к Вам народа». Прототипу ответ очень понравился. Впрочем, как и воплощение его кинообраза Диким: свидетельство тому - две Сталинские премии за фильмы «Третий удар» (1948) и «Сталинградская битва» (1949).
И ещё о внешнем сходстве Геловани со Сталиным. Существует одна любопытная версия: мол, в ноябре 1951 года, когда вождь очень плохо себя чувствовал, вместо него на трибуне Мавзолея 7 ноября находился именно его двойник Геловани. Так или иначе, но сомнений в подлинности Сталина не возникло тогда ни у кого.
Со смертью вождя у Геловани всё пошло прахом. По некоторым данным, его даже удалили из почётного караула у саркофага с телом Сталина 6 марта 1953 года, дав тем самым понять, что карьера актёра закончена. С этого времени у него остались лишь три эпизодические роли в театре-студии киноактёра, но через два года и их не стало. После чего тот впал в глубокую депрессию и «зачастил с алкоголем». Его сосед по дому Сергей Михалков рассказывал, что зашёл как-то к нему с сыном Андроном, а Геловани лежит на диване в пустой комнате, где кроме дивана только пустые коньячные бутылки батареями вдоль стен. Будучи «навеселе», он часто звонил в Елисеевский гастроном и сталинским голосом заявлял: «Это говорит Сталин. Я жив и буду жить!». Тут же следовал перечень требуемых продуктов.
На эти проступки не обращали внимания, но работники ЦК, курирующие кино и театр, разослали циркуляры, объявлявшие Геловани психически больным и запрещавшие сотрудничать с ним.
Со Сталиным у Геловани имелась прямо-таки мистическая связь. В день рождения вождя всех народов 21 декабря 1955 года ему было присвоено звание почётного народного артиста… Китайской Народной Республики! И ещё одно совпадение: актёр и скончался скоропостижно в день его рождения! Некоторые близкие утверждали, что то было самоубийство, обусловленное забвением Геловани и вырезанием кадров в фильмах, где он играл Сталина.
Сверхлаконичный некролог о смерти народного артиста СССР появился только в «Вечерней Москве», зато этому событию уделили куда больше места центральные газеты Китая и Албании. Ничего удивительного: в тот период политико-идеологические отношения Москвы с Пекином и Тираной стали ухудшаться (в первую очередь, из-за ХХ съезда КПСС). По имеющейся информации, в 1955-1956 гг. Михаила Геловани даже приглашали жить и работать в Китае и Албании, но состояние актёра уже не позволяло ему активно заниматься творческой деятельностью. К тому же с весны 1953-го он был под особым надзором МГБ...
Власти пытались воспрепятствовать похоронам Геловани на Новодевичьем кладбище, но коллеги актёра настояли-таки на упокоении его тела именно там. Говорят, что не обошлось и без «китайского следа» - посольство Китая также настаивало на этом варианте...
Читайте мои последние публикации на канале:
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!