Найти тему
Деревенский дед

Михаил Геловани: взлёт и падение актёра одной роли. Но зато какой!

Михаил Георгиевич Геловани - советский актёр театра и кино, режиссёр, народный артист СССР (1950), лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1942, 1947, 1950).

Лауреат имени самого себя... Фото из открытых источников.
Лауреат имени самого себя... Фото из открытых источников.

Свою сценическую деятельность он начал в грузинском театре в Батуми в 1913 году. Работал режиссёром на Тифлисской киностудии и на киностудии «Арменкино», позднее - в Тбилисском театре имени Руставели, где в 1937 году в одном из спектаклей впервые сыграл роль Сталина. Причём и зрители, и критики отметили беспрецедентное сходство его человеческой «фактуры» с самим вождём.

Геловани и воплощённый им кинообраз. Согласитесь, что схожести маловато... Фото из открытых источников.
Геловани и воплощённый им кинообраз. Согласитесь, что схожести маловато... Фото из открытых источников.

После этого Геловани был приглашён на главную роль в фильме «Великое зарево» (1938 г.). Образ, созданный талантливым и обаятельным артистом, Сталину понравился и стал востребован.

Этот поистине феноменальный успех определил дальнейшую судьбу актёра - творческую и личную. Друг за другом выходят новые кинокартины с Геловани-Сталиным. Достаточно сказать, что с 1938 по 1953 год он предстал в этом образе аж в 15 фильмах, среди которых наибольшую известность получили такие, как «Человек с ружьём», «Ленин в 1918 году», «Валерий Чкалов», «Оборона Царицына», «Падение Берлина».

Фильм "Падение Берлина" является примером мифологизации образа Сталина на экране. Чего только стоит сказочное зрелище его прибытия в захваченный Берлин на самолёте, тогда как в реальности такового не было. Фото из открытых источников.
Фильм "Падение Берлина" является примером мифологизации образа Сталина на экране. Чего только стоит сказочное зрелище его прибытия в захваченный Берлин на самолёте, тогда как в реальности такового не было. Фото из открытых источников.

От фильма к фильму актёр формировал тот самый монументальный образ вождя: величавую позу с заложенной за борт френча рукой и неизменной трубкой, взгляд мудрейшего предводителя, жесты и интонации величайшего учителя и наставника. Чтобы лучше вжиться в роль, Геловани часами прослушивал пластинки с записями речей Сталина, просматривал документальную кинохронику с его участием. На пике своей карьеры он имел столь сильное влияние на режиссёров, что мог заставить их переснять тот или иной эпизод, в котором (как казалось актёру) он недостаточно хорошо сыграл вождя.

Два грузина. два Михаила, обласканные Сталиным - режиссер Чиаурели и актёр Геловани. Фото из открытых источников.
Два грузина. два Михаила, обласканные Сталиным - режиссер Чиаурели и актёр Геловани. Фото из открытых источников.

Утверждают, что практически узурпировав образ Сталина в кино и на сцене (тут ему соперничество мог оказать лишь Алексей Дикий), актёр его ни разу не видел. Хотя и просил организовать такую встречу через приближённых к вождю деятелей советского киноискусства.

В 1946 году перед началом съёмок фильма «Клятва» режиссёр Михаил Чиаурели вместе со Сталиным обсуждали кандидатуры актёров на роль вождя. Чиаурели вовсю расхваливал Геловани: «Талантливый актёр, товарищ Сталин. Старается проникнуть в образ, готов прожить Вашу жизнь, чтобы глубже почувствовать Вас». Сталин, хитро улыбаясь, сказал: «Хорошее желание... Если уж очень хочет, могу помочь. Может, он начнёт с Туруханской ссылки? Попробуем?». Прозвучало зловеще. Режиссер опешил, но обошлось... А фильм получил Сталинскую премию и удостоился специального упоминания жюри критиков на Венецианском фестивале.

В "Клятве" у всех исторических персонажей, включая Сталина, портретное сходство несомненно. Фото из открытых источников.
В "Клятве" у всех исторических персонажей, включая Сталина, портретное сходство несомненно. Фото из открытых источников.

Но была и оборотная сторона подобной славы: главная роль всей жизни сыграла с Геловани злую шутку - режиссёры просто опасались давать ему другие роли. Как бы, например, он смотрелся в образе простого рабочего? Тут Сталин, а тут рабочий…

В жизни актёр был скромным человеком и вплоть до конца войны жил в однокомнатной квартире на окраине Москвы. Лишь с помощью влиятельных друзей удалось выбить для него в 1945-ом двухкомнатную квартиру на улице Горького.

Как это часто случается, популярность Геловани (а фильмы с его участием были переведены на 15 иностранных языков) привела артиста к «звёздной болезни». За годы съёмок он настолько вжился в образ Иосифа Виссарионовича, что даже в повседневной жизни не хотел из него выходить. Дело доходило до того, что он стал выступать поручителем, улаживать семейные неурядицы простых граждан и выдавать разные преференции. Очевидцы рассказывают, что в перерывах представления в Большом театре, где Геловани-Сталин играл в ряде сцен, он в привычном «сталинском» образе появлялся в буфете и без лишних слов «сталинской» трубкой указывал на продукты. Перепуганные буфетчицы дрожащими руками укладывали всё, на что падал жест Геловани...

Разумеется, об этих проделках доложили вождю. Тот позвонил артисту и рассерженно спросил: «Что, не стыдно экономить за мой счёт? Долго это будет продолжаться?». Затем, после паузы, без прощания прервал разговор. А Геловани потерял дар речи, причём на несколько месяцев. Вместо него даже стали готовить другого артиста на роли Сталина. Но вскоре «хозяин» поостыл и простил незадачливого двойника-авантюриста, к которому уже успел прикипеть.

Геловани в гримёрке. Скоро из неё выйдет товарищ Сталин. Фото из открытых источников.
Геловани в гримёрке. Скоро из неё выйдет товарищ Сталин. Фото из открытых источников.

Недостатком Геловани для роли Сталина был его высокий рост. Но в разных эпизодах даже для более высоких артистов делали углубления в полу или они приседали, чтобы их киногерой казался выше.

Кроме того, Сталин был разочарован акцентом актёра. Быть может, поэтому он более ценил (как утверждают сведущие люди) в роли себя актёра Алексея Дикого, который получил статусную роль после отсидки (!) и не пытался имитировать акцент вождя. Сам артист на вопрос Сталина - почему тот не копирует его акцент, ответил гибко: «Потому что я играю не Вас, товарищ Сталин, а отношение к Вам народа». Прототипу ответ очень понравился. Впрочем, как и воплощение его кинообраза Диким: свидетельство тому - две Сталинские премии за фильмы «Третий удар» (1948) и «Сталинградская битва» (1949).

Уверяют, что кинообраз, предложенный Алексеем Диким, был ближе Сталину. Фото из открытых источников.
Уверяют, что кинообраз, предложенный Алексеем Диким, был ближе Сталину. Фото из открытых источников.

И ещё о внешнем сходстве Геловани со Сталиным. Существует одна любопытная версия: мол, в ноябре 1951 года, когда вождь очень плохо себя чувствовал, вместо него на трибуне Мавзолея 7 ноября находился именно его двойник Геловани. Так или иначе, но сомнений в подлинности Сталина не возникло тогда ни у кого.

Со смертью вождя у Геловани всё пошло прахом. По некоторым данным, его даже удалили из почётного караула у саркофага с телом Сталина 6 марта 1953 года, дав тем самым понять, что карьера актёра закончена. С этого времени у него остались лишь три эпизодические роли в театре-студии киноактёра, но через два года и их не стало. После чего тот впал в глубокую депрессию и «зачастил с алкоголем». Его сосед по дому Сергей Михалков рассказывал, что зашёл как-то к нему с сыном Андроном, а Геловани лежит на диване в пустой комнате, где кроме дивана только пустые коньячные бутылки батареями вдоль стен. Будучи «навеселе», он часто звонил в Елисеевский гастроном и сталинским голосом заявлял: «Это говорит Сталин. Я жив и буду жить!». Тут же следовал перечень требуемых продуктов.

На эти проступки не обращали внимания, но работники ЦК, курирующие кино и театр, разослали циркуляры, объявлявшие Геловани психически больным и запрещавшие сотрудничать с ним.

-8
-9
Звёздные роли Михаила Геловани. Фото из открытых источников.
Звёздные роли Михаила Геловани. Фото из открытых источников.

Со Сталиным у Геловани имелась прямо-таки мистическая связь. В день рождения вождя всех народов 21 декабря 1955 года ему было присвоено звание почётного народного артиста… Китайской Народной Республики! И ещё одно совпадение: актёр и скончался скоропостижно в день его рождения! Некоторые близкие утверждали, что то было самоубийство, обусловленное забвением Геловани и вырезанием кадров в фильмах, где он играл Сталина.

Сверхлаконичный некролог о смерти народного артиста СССР появился только в «Вечерней Москве», зато этому событию уделили куда больше места центральные газеты Китая и Албании. Ничего удивительного: в тот период политико-идеологические отношения Москвы с Пекином и Тираной стали ухудшаться (в первую очередь, из-за ХХ съезда КПСС). По имеющейся информации, в 1955-1956 гг. Михаила Геловани даже приглашали жить и работать в Китае и Албании, но состояние актёра уже не позволяло ему активно заниматься творческой деятельностью. К тому же с весны 1953-го он был под особым надзором МГБ...

Последнее пристанище известного актёра. Фото из открытых источников.
Последнее пристанище известного актёра. Фото из открытых источников.

Власти пытались воспрепятствовать похоронам Геловани на Новодевичьем кладбище, но коллеги актёра настояли-таки на упокоении его тела именно там. Говорят, что не обошлось и без «китайского следа» - посольство Китая также настаивало на этом варианте...

Читайте мои последние публикации на канале:

Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!