Найти в Дзене

Остров Летово

Оглавление

«Школа Летово» - элитный пансионат с прицелом для самых способных и мотивированных детей. Вне зависимости от финансового положения их родителей.

Это огромный комплекс в Подмосковье с учебными кампусами, огороженной территорией и даже жилыми домами для учащихся и их преподавателей.

Фишка с образованием здесь в разностороннем развитии. У каждого студента есть 5 зон развития от науки до лидерства, в которых он должен за время обучения в Летово набрать проходной балл. Как именно и чем - решает сам ученик. Нам рассказали, что тут более 500 индивидуальных учебных планов.

Как я сюда попал? Был фильм такой дурацкий с Джимом Керри, где депрессивный затворник соглашается на спор говорить «да» всем инициативам вокруг него. Со мной похожая история - пригласили на экскурсию.

Уезжал из Летово с большой тоской в сердце и набитым животом - пита и пицца для школьного кафетерия выше всех похвал, да и малиновый чай с перцем освежает. Местные синнабоны надо таскать мешками отсюда.

-3

А теперь о школе

Экскурсия началась с аромата хлорки. Поворачиваю голову на повороте, а там огромный бассейн. Удивило даже не его наличие, а тот факт, что посещать его можно в любое время. Ровно как и тренажерный зал, площадку единоборств, хоккейную коробку, каток и огромный зал размером со стадион, где проходят местные спортивные лиги - в духе античных традиций от учеников требуют заботы о теле наравне с заботой о духе, а потому 6 часов спорта на выбор каждую неделю обязательны.

У меня в школе самыми счастливыми на уроках физры были те, кто выдумывал освобождение от занятий.

Показали этаж естественных наук. Боковые стены у кабинетов всегда прозрачны, но заставлены полками тематических предметов: железками и мудреными механизмами в кабинете физики, губками и анемонами у биологов, молекулярными моделями у химиков. А в классах студенты, не укрыться им от взглядов.

На этаже искусства у меня разом отозвались и художественная школа, и музыкальная. Но не страхом и разочарованием, а вдохновением.

Целые кабинеты мольбертов, в коридорах стоит аромат красок, а на стенах сотни рисунков не показательно-образцового характера («академический рисунок головы»), а именно творческого. Особенно меня вдохновила графика - рисовал раньше именно в этом стиле, обожал как черной ручкой и обилием разных шрихов можно творить чудо. Правда, в моей художественной школе такое было не в почете.

У меня отпала челюсть, когда я увидел шесть кабинетов в углу коридора. Это комнатки с двойными звуконепроницаемыми дверьми м набором инструментов для занятий музыкой в любое время.

В музыкальной школе мне больше всего нравилось, когда в кабинете не было преподавателя - я музицировал, размышлял о сочетании звуков и наслаждался ровно до того, как дверь хлопала и возвращались этюды.

-7

В царстве гуманитарных наук и языков, ожидаемо, все крутилось вокруг дискуссий и выражения позиций. Недавно здесь проходила конференция на тему «Свобода», так что весь этаж был заставлен рисунками, декорациями и инсталляциями.

Но особенно меня поразил один артобъект. Простая доска, вопрос «А вы свободны?» и две наклейки на выбор. «Да» это белые, «Нет» это желтые.

Желтых было в два раза больше.

-9

Школа, где я учился, и школа, где я работаю - это половина этажа, где есть только дети и преподаватели, свобода. Из оснащения один принтер и проекторы. Но столько свободы, сколько ты можешь выдержать: существующие границы легко становятся формальностями, когда ученик или учитель находит для себя достойную цель. Весь образовательный процесс в таком случае становится системой договоренностей с соответствующими мерами за их нарушение. По сути жизнь диктует каким будет учебный год.

С этой свободой мы не всегда справляемся: школьники выгорают на пути к своим целями или после их достижения, а у нас не хватает ресурсов, чтобы помочь им найти нечто другое.

«Летово» же со всей своей инфраструктурой и заботой выглядит утопично прекрасно. Место, где ты всегда будешь видеть цель и способы её достижения. Посмотрите на комментарий директора школы:

Современная школа должна сформировать у ребенка набор навыков, необходимых для дальнейшей осознанной жизни: предметные и практические навыки, навыки самомотивации. А еще школа должна быть счастливым местом. Для этого нужны две вещи. Первая — чтобы был коллектив могучих, преданных своему делу учителей; и мы такой коллектив создавали в течение нескольких лет. Вторая — чтобы в школе жила философия, превращенная в систему; и «Летово» сильно тем, какие принимались решения и как они претворялись в жизнь.

Философия, превращенная в систему, это и есть утопия.

Справедливость, воплощенная в политическом устройстве, это и есть «Государство» Платона.  Счастье, воплощенное в школе, это и есть «Летово». Отсюда же проблема свободы.

Проблематика свободы и счастья это один из фундаментальных вопросов современной мысли. Ответ сложен тем, что на практике их соотношение не созависимое. «Счастье не выбирать» как писал Фромм или «Право быть несчастным», как у Сартра.

Летово воплощает в себе стремление к счастью и, в духе модерна, движется к нему рационально. Лучшие практики, научные достижения, долгая и кропотливая работа с полировкой деталей - каждый шаг разумен и выверен.

Но, помимо всех очевидных "плюсов", мы видим и "жёлтые кружочки" в вопросах свободы и диктат системы над людьми в лучших традициях Фуко:

  • Обязательный спорт для здоровья детей и минимизации рисков болезней.
  • Стеклянные стены, чтобы люди постоянно ощущали чужой взгляд
  • Проход во все помещения по картам с ограниченным допуском у каждой категории людей, а отличаются они цветом бейджика.
  • Индивидуальные учебные планы, выстроенные для каждого человека с целью достижения им требований.
  • Учителя и ученики живут в пансионате. Он их кормит, поит, лечит, оберегает.

Новое ли это что-то? Да нет, этот образ нам и рисует мозг, когда мы представляем частную закрытую школу. В этом на деле и нет ничего плохого - все это рациональные шаги по достижению всех поставленных целей.

Летово не выглядит ни антиутопией, ни раем на земле. Можно назвать ее смелой попыткой воплотить мечты в реальность. А последнее всегда будет вносить правки и, возможно, выглядеть не так, как мы хотели.

Когда-то я сам делал «школу, в которой мы хотели бы учиться сами». Результат неплохой, но, иронично, мне там места в итоге не нашлось. Реальность такова.

В завершении отмечу главный плюс «Летово»: эта школа вдохновляет на размышления. А если такое эссе родилось у постороннего человека от двух часов внутри, то я боюсь представить как много думают о школе те, кто там работает годами.

Пожелаю им удачи!

Есть Тема - ваш лучший канал о еде, культуре, жизни. Обо всем и ни о чем конкретно.
https://t.me/est_temach