Аргут культовая река для водных туристов, так как здесь находится одно из самых сложных водных препятствий в России – Карагемский прорыв, но и для других видов отдыха она прекрасно подходит.
Название реки образовано от алтайского слова «архыт» - мешок для приготовления кумыса. Словно в мешок сливаются реки Ак-Алаха и Джазатор, образуя величественный и грозный Аргут.
Сплавная сложность: река на многих участках характеризуется 6 категорией сложности, а на участке Карагемского прорыва ее и вовсе невозможно отнести к стандартной таблице, в которой 6 категория – это предел.
Долина реки Аргут, это одно из немногих мест на Алтае, где сохранился ирбис (снежный барс). По оценкам экспертов WWF, в центральной части реки Аргут с крупными притоками Шавла, Юнгур, Коир и Иедыгем обитает не менее 20 особей ирбиса. Здесь же обитает крупнейшая в Алтае-Саянском регионе группировка сибирского козерога. Здесь зарегистрированы наиболее высокие показатели плотности горных козлов, которые пасутся на крутых склонах гор.
Долина Аргута изобилует впечатляющими видами, так как он протекает по высокогорной, лесной и степной зонам Горного Алтая. Это уникальная река, путешествие вдоль которой открывает взору вершины Северо-Чуйского, Южно-Чуйского и Катунского хребтов.
Освоение туристами Аргута и его притоков началось в 1960-х годах. В 1970 году была проведена комплексная экспедиция бассейну Аргута под руководством В.И. Неуструева.
Карагемский прорыв это семикилометровый участок от устья Карагема выше по реке Аргут. Общая длина Карагемского прорыва около 5 км. Длина самой сложной части 2-2,5 км. Среднегодовой расход: 80-100 куб.м/сек. Средний уклон: > 40 м/км.
Прохождение Карагемского прорыва стало возможным лишь с появлением плота «Бубль». Его изобрели новокузнецкие водники В.Р. Герасимов и К.Х. Эриксон в 1986 году. Испытание этого нового судна было доверено сибирским водникам во главе с Александром Проваторовым. В 1989 году на нем было совершено первопрохождение сложнейших алтайских рек - Чебдар и Чульча. Окрыленные этим успехом и возможностями судна сибирские водники приняли решение о прохождении Карагемского прорыва.
9 мая 1990 года Александр Проваторов и Анатолий Шульжик в условиях высокой воды стартовали выше прорыва с намерением «зачалиться» перед первым водопадом. Однако сделать это они не смогли и пошли в водопад. Через 100 метров после водопада «Бубль» расклинило в камнях под левым берегом. С берега к ним была натянута переправа, по которой они вылезали с помощью обвязок. Отдохнув, а затем, обнеся около 500 метров самой сложной части по левому берегу, они продолжили сплав и дошли до конца прорыва.
Падая через огромные водопады, «Бубль» вращался вокруг своей оси. Александр с Анатолием не контролировали ситуацию, так как находились практически без сознания. В это прохождение никто не поверил, так как отснято, было только то, как они выходили на берег.
Позже в августе 1990 года команда под руководством Сергея Лагоды на четырехместном катамаране прошла нижнюю часть Карагемского прорыва.
В 1995 году московская группа под руководством чемпиона России Дмитрия Марчука пыталась пройти нижнюю часть прорыва, но стартовала несколько выше, чем команда Лагоды. Шли два судна - четырехместный катамаран и плот. Ближе к концу порыва был смыт с плота и погиб Андрей Волков.
В 1998 году московская группа под руководством Сергея Черника на четырехместном катамаране также ограничилась прохождением нижней части Карагемского прорыва.
В 1999 году была осуществлена попытка прохождения всего прорыва на двух «Бублях»: Воронко-Галяпин (Новосибирск), Проваторов-Скородумов (Барнаул-Новосибирск).
Оба судна успешно «зачалились» перед первым водопадом. Однако на «Бубле» Проваторова порвалась оболочка, и они вынуждены были его ремонтировать. Дальше планировалось идти двумя судами сразу, но Воронко и Галяпин стартовали, не дождавшись ремонта второго «Бубля». Перед первым водопадом они пробили баллон на своем судне, и ушли в водопад, где их очень сильно «месило», но люди оставались на баллонах.
Далее «Бубль» попал в водопад под правым берегом, где с судна смыло Воронко. Он какое-то время еще держался за судно, но потом «Бубль» разломало, и его оторвало. Славу Воронко выловили в воротах прорыва, и откачать его уже не удалось. Сашу Галяпина вытащили без сознания, но успели спасти. Саша Галяпин после этого прохождения сильно болел и в походы уже не ходил, а 4 сентября 2003 года он скончался в Новосибирске. Второй «Бубль» так и не стартовал.
В 2002 году была совершена очередная попытка прохождения Карагемского прорыва группой Сергея Лагоды и Александра Проваторова. В плане подготовки экспедиции на реку Брахмапутра входили постройка и испытание плота «Тибет». Местом испытания был выбран Карагемский прорыв.
2 сентября в условиях очень низкой воды экипаж в составе 4 человек (Сергей Лагода, Александр Проваторов, Сергей Крюков, Александр Зорин) стартовал выше прорыва. Однако в самом начале, не доходя еще до первого водопада, судно крепко село на камни. Все попытки как-либо его столкнуть оказались неудачными.
В итоге команда выбралась на берег и продолжила попытку сдернуть плот уже с берега. Плот был выдернут при помощи автомобиля УАЗ на правый берег.
24 августа 2003 года Карагемский прорыв полностью пройден на «Бубле» барнаульскими спортсменами в составе 3-х человек: Александр Проваторов, Сергей Блошкин, Влад Зырянов.
Самый же популярный среди туристов сейчас пеший или конный маршрут по тропе Тюнгур – Иня. Последние годы его активно осваивают вездесущие велосипедисты. Есть возможность пройти часть маршрута, который пройдут, пожалуй все, с любым уровнем физической формы, до слияния Катуни и Аргута.
Мы уже неоднократно писали в наших путевых дневниках про этот маршрут, но повторимся, что в 2006 году состоялась уникальная экспедиция под названием – «Сибирский марафон – 2006. Тюнгурский прорыв». И по тропе Тюнгур-Иня, которая в некоторых местах считается труднодоступной даже для пешего прохода проехали 4 подготовленных автомобиля. 27 июля 2006 года в 10.00 по Новосибирскому времени автомобили Suzuki Escudo, Toyota Surf и две Нивы выдвинулись на тропу, а 7 августа 2006 автомобили торжественно завершили марафон в центре Новосибирска. Благодаря этой экспедиции до сих пор можно пройти одно очень тяжелое место по сохранившемуся мостику, а не ползти вдоль скалы по краю.
Все фотографии сделаны нами. Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, впереди еще очень много интересного.