Найти тему

Аргут: невероятные алтайские пейзажи

Аргут культовая река для водных туристов, так как здесь находится одно из самых сложных водных препятствий в России – Карагемский прорыв, но и для других видов отдыха она прекрасно подходит.

Название реки образовано от алтайского слова «архыт» - мешок для приготовления кумыса. Словно в мешок сливаются реки Ак-Алаха и Джазатор, образуя величественный и грозный Аргут.

-2

Сплавная сложность: река на многих участках характеризуется 6 категорией сложности, а на участке Карагемского прорыва ее и вовсе невозможно отнести к стандартной таблице, в которой 6 категория – это предел.

-3

Долина реки Аргут, это одно из немногих мест на Алтае, где сохранился ирбис (снежный барс). По оценкам экспертов WWF, в центральной части реки Аргут с крупными притоками Шавла, Юнгур, Коир и Иедыгем обитает не менее 20 особей ирбиса. Здесь же обитает крупнейшая в Алтае-Саянском регионе группировка сибирского козерога. Здесь зарегистрированы наиболее высокие показатели плотности горных козлов, которые пасутся на крутых склонах гор.

-4

Долина Аргута изобилует впечатляющими видами, так как он протекает по высокогорной, лесной и степной зонам Горного Алтая. Это уникальная река, путешествие вдоль которой открывает взору вершины Северо-Чуйского, Южно-Чуйского и Катунского хребтов.

-5

Освоение туристами Аргута и его притоков началось в 1960-х годах. В 1970 году была проведена комплексная экспедиция бассейну Аргута под руководством В.И. Неуструева.

-6

Карагемский прорыв это семикилометровый участок от устья Карагема выше по реке Аргут. Общая длина Карагемского прорыва около 5 км. Длина самой сложной части 2-2,5 км. Среднегодовой расход: 80-100 куб.м/сек. Средний уклон: > 40 м/км.

Прохождение Карагемского прорыва стало возможным лишь с появлением плота «Бубль». Его изобрели новокузнецкие водники В.Р. Герасимов и К.Х. Эриксон в 1986 году. Испытание этого нового судна было доверено сибирским водникам во главе с Александром Проваторовым. В 1989 году на нем было совершено первопрохождение сложнейших алтайских рек - Чебдар и Чульча. Окрыленные этим успехом и возможностями судна сибирские водники приняли решение о прохождении Карагемского прорыва.

9 мая 1990 года Александр Проваторов и Анатолий Шульжик в условиях высокой воды стартовали выше прорыва с намерением «зачалиться» перед первым водопадом. Однако сделать это они не смогли и пошли в водопад. Через 100 метров после водопада «Бубль» расклинило в камнях под левым берегом. С берега к ним была натянута переправа, по которой они вылезали с помощью обвязок. Отдохнув, а затем, обнеся около 500 метров самой сложной части по левому берегу, они продолжили сплав и дошли до конца прорыва.

Падая через огромные водопады, «Бубль» вращался вокруг своей оси. Александр с Анатолием не контролировали ситуацию, так как находились практически без сознания. В это прохождение никто не поверил, так как отснято, было только то, как они выходили на берег.

Позже в августе 1990 года команда под руководством Сергея Лагоды на четырехместном катамаране прошла нижнюю часть Карагемского прорыва.

В 1995 году московская группа под руководством чемпиона России Дмитрия Марчука пыталась пройти нижнюю часть прорыва, но стартовала несколько выше, чем команда Лагоды. Шли два судна - четырехместный катамаран и плот. Ближе к концу порыва был смыт с плота и погиб Андрей Волков.

В 1998 году московская группа под руководством Сергея Черника на четырехместном катамаране также ограничилась прохождением нижней части Карагемского прорыва.

В 1999 году была осуществлена попытка прохождения всего прорыва на двух «Бублях»: Воронко-Галяпин (Новосибирск), Проваторов-Скородумов (Барнаул-Новосибирск).

Оба судна успешно «зачалились» перед первым водопадом. Однако на «Бубле» Проваторова порвалась оболочка, и они вынуждены были его ремонтировать. Дальше планировалось идти двумя судами сразу, но Воронко и Галяпин стартовали, не дождавшись ремонта второго «Бубля». Перед первым водопадом они пробили баллон на своем судне, и ушли в водопад, где их очень сильно «месило», но люди оставались на баллонах.

Далее «Бубль» попал в водопад под правым берегом, где с судна смыло Воронко. Он какое-то время еще держался за судно, но потом «Бубль» разломало, и его оторвало. Славу Воронко выловили в воротах прорыва, и откачать его уже не удалось. Сашу Галяпина вытащили без сознания, но успели спасти. Саша Галяпин после этого прохождения сильно болел и в походы уже не ходил, а 4 сентября 2003 года он скончался в Новосибирске. Второй «Бубль» так и не стартовал.

В 2002 году была совершена очередная попытка прохождения Карагемского прорыва группой Сергея Лагоды и Александра Проваторова. В плане подготовки экспедиции на реку Брахмапутра входили постройка и испытание плота «Тибет». Местом испытания был выбран Карагемский прорыв.

2 сентября в условиях очень низкой воды экипаж в составе 4 человек (Сергей Лагода, Александр Проваторов, Сергей Крюков, Александр Зорин) стартовал выше прорыва. Однако в самом начале, не доходя еще до первого водопада, судно крепко село на камни. Все попытки как-либо его столкнуть оказались неудачными.

В итоге команда выбралась на берег и продолжила попытку сдернуть плот уже с берега. Плот был выдернут при помощи автомобиля УАЗ на правый берег.

24 августа 2003 года Карагемский прорыв полностью пройден на «Бубле» барнаульскими спортсменами в составе 3-х человек: Александр Проваторов, Сергей Блошкин, Влад Зырянов.

Самый же популярный среди туристов сейчас пеший или конный маршрут по тропе Тюнгур – Иня. Последние годы его активно осваивают вездесущие велосипедисты. Есть возможность пройти часть маршрута, который пройдут, пожалуй все, с любым уровнем физической формы, до слияния Катуни и Аргута.

-7

Мы уже неоднократно писали в наших путевых дневниках про этот маршрут, но повторимся, что в 2006 году состоялась уникальная экспедиция под названием – «Сибирский марафон – 2006. Тюнгурский прорыв». И по тропе Тюнгур-Иня, которая в некоторых местах считается труднодоступной даже для пешего прохода проехали 4 подготовленных автомобиля. 27 июля 2006 года в 10.00 по Новосибирскому времени автомобили Suzuki Escudo, Toyota Surf и две Нивы выдвинулись на тропу, а 7 августа 2006 автомобили торжественно завершили марафон в центре Новосибирска. Благодаря этой экспедиции до сих пор можно пройти одно очень тяжелое место по сохранившемуся мостику, а не ползти вдоль скалы по краю.

Все фотографии сделаны нами. Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, впереди еще очень много интересного.

Наш Телеграмм канал