Иллюстрированная рукопись Откровения Иоанна Богослова из собрания Музея имени Андрея Рублева – замечательный памятник книжности Поморья. Этот отдаленный северный регион, где проживали скрывавшиеся от притеснений старообрядцы, отличается ярким своеобразием своей художественной культуры. Мастер, работавший над созданием рукописи, использовал неординарные композиции и яркие цветовые решения, многочисленные декоративные элементы - заставки с пышным рисунком, заголовки с каллиграфической киноварной вязью, буквицы с замысловатым узором.
Рукопись была передана в дар Советскому фонду культуры во время официального визита М.С. Горбачева в США, что удостоверено на первых листах подписями-автографами владельца рукописи коллекционера Галуста Сагояна, Католикоса всех армян Вазгена I и президента Армяно-американского общества Алека Манукяна. В сопроводительном письме Галуста и Эммы Сагоян говорилось: «Для нас большое удовольствие таким незначительным образом от имени Армяно-американского общества содействовать возвращению этой рукописи ее настоящему владельцу, русскому народу».
Известны и более ранние владельцы рукописи. Одна из записей на последних листах свидетельствует о том, что в 1705 году книга принадлежала некоему Василию Федорову, «служителю» подполковника Петра Андреевича Немецкого. А спустя столетие оставил свою запись другой читатель этой «душеполезной книги» – Яков Михайлович Севрюгин. Возможно, им являлся санкт-петербургский купец, имя которого сохранилось на памятнике Малоохтинского старообрядческого кладбища, где с 1762 года хоронили староверов поморского согласия. Запись, сделанная стилизованным полууставом, выдающим вполне грамотного и начитанного человека, однако не являющегося профессиональным писцом, выражает его трепетное отношение к этому замечательному памятнику: «Поистянне книга духовная, Апокалепсис дивный».
После возвращения рукописи в Россию, Советский фонд культуры, который возглавлял академик Д.С. Лихачев, в 1988 году передал книгу в собрание Музея имени Андрея Рублева.
Иллюстративный цикл рукописи открывают три выходные миниатюры. На них представлены архиепископ Андрей Кесарийский – главный толкователь Апокалипсиса и другие авторы толкований, и, конечно, святой апостол Иоанн Богослов в молении Господу Вседержителю.
Следующие миниатюры предваряют каждую из глав Апокалипсиса - от видения апостола Иоанном Богословом Ангела, посланного Господом, чтобы явить Откровение о том, «чему надлежит быть вскоре». Каждый лист имеет обрамление: в широкие рамки органично включены многочисленные декоративные элементы – заставки с пышным рисунком, заголовки, выведенные каллиграфической киноварной вязью; большие цветные инициалы или тонко прописанные киноварью буквицы с замысловатым узором из трав и цветов. Первый разворот украшен «древом» с изображением птицы и держащей его руки.
Весь декор выполнен в поморской традиции, сохранявшей в своей основе древнерусский старопечатный стиль XVI века, дополненный новыми мотивами, заимствованными из барочных гравюр.
________
Предлагаем "пролистать" иллюстрированную рукописную Книгу Откровений Иоанна Богослова "Апокалипсис дивный" и рассмотреть ее миниатюры в сопровождении перевода текста на русский язык.
___
Спасибо за лайки, репосты и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!