Во всех книгах по сценарному мастерству и на всех курсах мастера говорят об обязательном условии сценария: концовку нужно придумывать едва ли не раньше чем начало! И это не шутка - иногда действительно концовка появляется раньше, как бы странно это не звучало. Но литература несколько отличается от сценария - насколько это актуально в прозе? Давайте разбираться.
Любая история это пусть из точки А в точку Б. Причем это не обязательно должно быть линейно, да и вообще герой не обязан куда-то двигаться - путь может происходить внутри персонажа. Точка А - начало истории, стартовое положение протагониста, точка Б - завершение некоего этапа, конец истории, момент раскрытия идеи автора.
В этом часто обвиняют Стивена Кинга. Читаешь его роман с интересом, а конец скомканный. Почему так происходит? Есть два способа писать историю (именно в контексте придумывания концовки) - придумать ее сразу или пустить на самотек. Кинг пишет как раз по второму принципу, что, несмотря на увлекательность повествования, к финалу часто выходит боком
Важность концовки сложно переоценить. Это финальная точка произведения, сведение всех сюжетных линий, момент, когда автор сказал то, что хотел, донес свою идею до читателя. Наверняка вы встречали книги и фильмы, концовки которых разочаровывают - своей глупостью, нелогичностью, непонятностью, нераскрытостью... Почему так бывает? Как раз потому, что автор придумал классное начало, интересный сюжет, но концовку отложил на потом. В процессе создания истории бывает так, что произведение разрастается в ширь и глубь. События закручиваются, сюжетные линии ветвятся, внутренний мир героя претерпевает мощные изменения, все здорово. Но вот свести все это в одну логичную, красивую точку становится очень сложно.
Второй способ заключается в том, что концовка придумывается сразу, зачастую еще до первой сцены. Это возможно, если автор сразу понимает, куда он хочет привести читателя. Например, я хочу поделиться с миром неким знанием, опытом, рассказать такую историю, чтобы в конце читатель проникся моей идеей. К примеру - идея того, что душа человека бессмертна и реинкарнация существует. Как эффективно это показать? Я решаю начать с того, что персонаж даже не слышал про реинкарнацию, весь такой материалист. На протяжении истории с ним что-то такое случится, что он поверит в реинкарнацию, осознает, что он не только тело.
Что дает такой подход? Сразу понятно, куда двигаться. Да, это можно делать бесконечным числом вариантов, но тем не менее - мне понятно, что я хочу сказать и к чему привести читателя. Я смогу сделать яркую концовку, например, в начале герой панически боялся смерти, а в финале он умирает, но со спокойствием, ибо осознает, что смерть - это новое начало.
Таким образом, я сразу понимаю, как мне вести повествование, какие акценты расставлять, какие "чеховские ружья" развесить по стенам в начале, чтобы они выстрелили в конце. На мой взгляд, в таком подходе множество преимуществ, и только один минус - придется очень сильно постараться, чтобы сделать повествование бесшовным, гладким, чтобы не было искусственно-натянутых сцен. Этого как раз не возникает при первом подходе, когда автор сам не знает, чем кончится книга, и пишет то, что приходит в голову - повествование в данном случае обычно течет легко, словно река.
Что по итогам? Если пишете сценарий - придумывайте концовку сразу обязательно! Если книгу - не обязательно. В литературе, в отличие от кино, мы имеем неограниченное количество страниц, на которых можем как угодно играть со своей идеей. В кино же у сценариста есть всего полтора часа (если это не сериал, но там законы тоже строгие), и растекаться мыслью по древу не позволят бюджеты и продюсеры.
Я стараюсь совмещать оба этих способа. Обычно примерно понимаю, к чему придет моя история, частично знаю структуру будущего произведения - это позволяет не терять динамику истории, не провисать в сюжете, и как следствие - не терять интерес читателя. Но всегда оставляю как можно больше простора для творчества, чтобы текст лился максимально свободно, как бы нанизываясь на гибкую структуру.
Ведь все же нужно помнить, что мы творцы, а творчество - это живая энергия, которой нужна свобода. Правила, структуры, шаблоны - это должно служить вашей идее, но не ограничивать ее.
Так что, как говорится - "и жили они долго и счастливо!". Творите, пишите, созидайте! Пусть ваши идеи выливаются на бумагу. На самом деле автору самому интересно: чем же закончится история моих героев?
Об авторе этой статьи: Алексей Павлович Зорин - сценарист, писатель, литературный наставник. Писал для издательства "Вечерняя Москва" и проекта Мединского "История РФ", сценарии для клипов, рекламы и короткометражных фильмов. Автор двух книг "Курьер: Темная ночь души" и "Побочный Эффект".
Если вы готовы к написанию своей книги и хотите подробнее узнать о литературном наставничестве - напишите в комментариях или мне в телеграмм https://t.me/zorinaleksey