Я не говорю, что обучение - это легко. Мозг развивается только через преодоление, через скрип, через тупики и выходы из них.
Но обучение через страх, наказания, психи, через слезы и муки - это неприемлемо. И это не преодоление, а скорее отвращение, битье по рукам.
Разве прекрасные педагоги трудятся всю жизнь, ищут методики, подходы - напрасно?
Амонашвили, Сухомлинский, Макаренко, Монтессори (сейчас уже слишком замусоленую). А современных сколько классных! Хотя бы Дмитрия Зицер взять.
Ещё в университете меня поразил подход Амонашвили Шалва Александровича.
Вот задачка от него, которая тогда меня впечатлила. Поделюсь.
Попробуйте сначала ответить, как бы вы поступили, а потом читать дальше.
Однажды Шалва Александрович Амонашвили задал педагогам, собравшимся на его лекции, такой вопрос: «Представьте себе ситуацию, вы проводите урок в четвертом классе, и заходит ребенок который опоздал на 20 минут, ваши действия?»
Они начинают разные варианты предлагать: «Выйди из класса», «Давай дневник»,
«Садись на свое место, поговорим после урока».
Но Шалва Александрович не был удовлетворен. И тогда педагоги, обращаясь к нему, спросили: «А что бы Вы сделали?»
Он сказал: «Первое, что бы я сделал, когда ребенок зашел, я бы от всего сердца сказал:
"Здравствуй, чадо мое, пожалуйста, проходи, садись, мы не могли начать без тебя урок, мы тебя ждали" .
Это называется безусловная любовь, это нельзя сымитировать.
Тогда он задал следующий вопрос: «Представьте, на второй день он опоздает на полчаса, ваши действия?».
Снова не нашли ответа и спросили Шалву Александровича, а он сказал: «На второй день я с еще большей любовью скажу:
"Здравствуй, чадо мое любимое, я так ждал тебя, проходи скорей, садись. Мы без тебя не могли начать урок».
«И вы знаете – добавил он, - если вы так сделаете три, четыре, пять раз, ребенок перестанет опаздывать. Потому что ребенок реагирует только на чистый импульс любви. И если он чувствует, что его где-то любят, он не будет туда опаздывать больше». В этом психология ребенка, если он чувствует, что его где-то безусловно любят, его греют, он там ценен, его уважают как личность, он никогда туда больше опаздывать не будет".
Меня это так поразило тогда! Я поняла, насколько наказания, упрёки и выговоры мало эффективны!
Даже я ж, взрослая, летела бы на всех парусах туда, где меня ждут, где говорят искренне: привет, мы тебя так ждали!
И это неправда, что все воспитание держится на страхе. Всё воспитание держится на любви.