Путешествия во времени, борьба с пропагандой, техномагия и все-все-все
Выход Final Fantasy VII Rebirth — следующего выпуска долгожданного ремейка классической японской ролевой игры Final Fantasy VII — отличный повод вспомнить другие шедевры жанра. В наш список попали не артхаусные эксперименты, а вполне себе «мейнстримные» для своего времени игры, которые в отдельных случаях доступны в виде ремастеров, но вполне заслуживают шанса на «вторую жизнь» в новом, более современном графическом воплощении. За исключением Final Fantasy VI, все они относятся к сериям, которые толком не получили продолжений (или получили, но это сплошь спиноффы).
Skies of Arcadia
Захватывающая история о мире, где люди обитают на летающих континентах, а воздушное пространство бороздят пиратские корабли, по виду похожие то на стальные крепости, то на каравеллы и фрегаты. Грозная империя отправляет свою армаду на поиски древнего техномагического оружия, надеясь с его помощью покорить весь мир, но встречает неожиданный отпор со стороны наиболее идеалистически настроенных пиратов.
Сами по себе путешествия на воздушных кораблях в jRPG не редкость, но тут летающие суда — не просто средства передвижения, а боевые единицы, готовые при необходимости схлестнуться друг с другом в облаках. Ничего похожего с 2000 года, когда Skies of Arcadia вышла на Dreamcast, так и не появилось. Раннее 3D, которое используется в оригинальной игре, безнадежно устарело, однако как представишь, насколько красиво можно было бы показать эти небесные просторы и грандиозные воздушные бои сейчас, сразу дух захватывает.
Shadow Hearts
Альтернативная история, щедрая доза мистики и саркастичный герой, совершенно не похожий на восторженного юного искателя приключений, — этим мгновенно располагает к себе уже самая первая Shadow Hearts, вышедшая в 2001 году на PS2. События в ней разворачиваются за несколько лет до Первой мировой войны, персонажам активно пытается навредить Императорская армия Японии и путешествия проведут их и по избранным городам Европы и Азии. А на выручку не раз придет умение главного героя превращаться в самых разных монстров (новые облики он будет получать по ходу всей игры). Вторая Shadow Hearts — ничуть не хуже, ведь в ней предстоит помимо прочего помогать российской императорской семье, освобождать Эрмитаж от злых монстров и усмирять непомерные амбиции чернокнижника Распутина. А в третьей части показаны уже условные 20-е годы в Новом Свете. Иногда думаешь — ведь делали раньше и такие jRPG, не боясь много экспериментировать с сеттингами, а сейчас о таком разнообразии приходится только мечтать из-за возросших бюджетов на разработку.
Vagrant Story
Если вас отчаянно раздражает клоунада, к которой так любят прибегать японские игры, тошнит от необходимости терпеть команду болтливых союзников, умильных монстров и прочие издержки жанра, на помощь приходит Vagrant Story 2000 года. Это абсолютно серьезная история о воине-одиночке Эшли Райоте, которому предстоит проникнуть в проклятый и давным давно заброшенный город и разгадать его тайну. По эстетике происходящее отчасти напоминает Dark Souls, а создатели мастерски распоряжаются опытом, накопленным за годы создания пиксельного арта, чтобы лучше анимировать 3D-персонажей, сделать декорации красивее и разбавлять блуждания по проклятому городу зрелищными кинематографичными сценами. Мрачное фэнтезийное повествование — не единственное достоинство Vagrant Story — тут еще и очень интересные бои и необычная система прокачки оружия, которое меняется в зависимости от того, против каких врагов его чаще используешь.
Digital Devil Saga
Призвать на помощь древнегреческих богов, героев ирландских саг или буддийских божеств умеют многие герои вселенной Shin Megami Tensei. Вышедшая в двух частях Digital Devil Saga для PS2 — вариация на тему этой идеи: ее герои, которые сперва живут на руинах разрушенного мира, открывают в себе умение превращаться в монстров. Плата за сверхспособности — голод, который в буквальном смысле слова гонит их поедать других монстров. Дальше история начинает закручиваться еще мощнее — реинкарнации, симулированный мир и нирвана, которая на деле совершенно не нирвана. Авторы предпочитают выдерживать серьезный тон и с пренебрежением относятся к «сюжетной броне», которая в других произведениях хранит главных героев от любых бед: к середине второй части самые чувствительные игроки рискуют выплакать все слезы.
Breath of Fire IV
Давняя традиция cерии Breath of Fire — делать главным героем оборотня-дракона, а в спутники ему давать крылатую девушку (чаще всего принцессу). Breath of Fire IV — не исключение: по сути же это именно такая японская RPG, которую можно бы смело рекомендовать для знакомства с жанром, если бы ее потрудились переиздать. Эпическое приключение, которое постоянно забрасывает героев то в один экзотический край, то в другой? Есть. Яркие, не похожие друг на друга персонажи — от оборотней до роботов, — к которым мгновенно проникаешься симпатией? На месте. Внезапные сюжетные повороты, которых не ждешь от милой фэнтезийной истории про спасение сестры главной героини? Тоже тут. Изобилие мини-игр, включая столь типичную для жанра рыбалку? И это есть. Раз уж у Capcom в последнее время так хорошо получается развивать свои знаменитые серии, пора бы и Breath of Fire наконец достать из чулана.
Final Fantasy VI
Техномагия и грандиозные виды фабрик есть не только в седьмой Final Fantasy VII — до нее вышла Final Fantasy VI, которая первой в серии показала мир, где мечи все еще в ходу, но индустриальная революция уже произошла и зловещая империя пополняет свои ряды не только солдатами, но и гигантскими пилотируемыми роботами. Внешне машины напоминают о стимпанке, но в них используется энергия, которую здешние инженеры научились выкачивать из магических существ эсперов. Главная героиня почти всю жизнь провела в подчинении империи — ее разумом в буквальном смысле слова управляют с помощью особого устройства, но счастливый случай позволяет ей вырваться на свободу. А там уже — и встреча с бойцами сопротивления, которые ставят палки в колеса империи, и невероятные приключения, и поиски новых союзников, и много как трагических, так и комичных моментов. Чего стоит только фиолетовый осьминог, который яростно строчит героям злые письма перед тем, как попытаться сорвать их театральную постановку. Сейчас самый простой способ познакомиться с Final Fantasy VI — cыграть в версию Pixel Remaster (доступна на PC, PS4, Nintendo Switch и смартфонах), благо в ней появился официальный (и довольно неплохой) перевод на русский. Но придется мириться с игровыми условностями времен SNES, пошаговыми боями и отрывистыми диалогами.
Grandia II
Наемник Рюдо — почти что Хан Соло: он любит деньги, саркастичные ремарки и не очень любит людей. Однажды он соглашается выполнить поручение местной церкви: сопроводить послушницу к месту важного ритуала. Предполагается, что ритуал позволит всему хорошему и дальше торжествовать над всем плохим: древние печати продолжат удерживать злого бога вдали от мира. Однако что-то идет не так, и как выясняется позднее, причина в том, что главным героям с самого начала говорили неправду. Grandia II — отличная история об опасностях черно-белой морали, с запоминающимися героями и множеством ярких сюжетных поворотов. Как и в случае с FF VI, к ней тоже все еще легко приобщиться — HD-ремастер с чуть подновленной графикой доступен и на PC, и на Nintendo Switch. Но многим ли захочется смотреть на раннее 3D?
Suikoden II
В старых jRPG часть спутников иногда делали опциональными — не выполнишь связанный с ними побочный квест, не получишь героя в команду. Cерия Suikoden вся построена на розыске новых рекрутов: задача героя — собрать 108 союзников, отмеченных судьбой (лишь часть из них позволят взять в бой, но остальные тоже нужны и важны). Suikoden II — один из лучших выпусков серии, весь построен на трагическом противоречии. И главный герой, и его лучший друг стремятся к одной и той же цели, но выбранные ими пути приводят к тому, что персонажам предстоит оказаться по разные стороны фэнтезийных баррикад.
Konami анонсировала ремастер первых двух частей Suikoden еще в 2022 году, но пока он еще не вышел. Авторы обещают и улучшить картинку, и добавить новые особенности вроде возможности ускорять бои, а главное, обновить локализацию — в оригинале перевод откровенно плох.
Сhrono Trigger
Одна из лучших jRPG для SNES, которая привила любовь к играм компании Square Enix (тогда еще Squaresoft) множеству людей по всему миру. Ею занималась «команда мечты» — «отец Final Fantasy» Хиронобу Сакагути, создатель Dragon Quest Юдзи Хории и художник Акира Торияма (Dragonball). Главные герои живут в фэнтезийном мире, но однажды эксперименты с телепортацией приводят к тому, что их забрасывает в прошлое родной планеты. А там — недалеко и до грандиозного приключения, цель которого — предотвратить глобальную катастрофу, причем по ходу событий команде предстоит не раз путешествовать во времени. В Chrono Trigger — несколько финалов, что для 1995 года было свежо и необычно: что именно произойдет в конце, зависит от решений, которые примет игрок.
Ознакомиться с Chrono Trigger несложно: ее переиздали с обновленным переводом еще в 2008 году для Nintendo DS, к 2012-му — портировали на iOS и Android, а в 2018 порт мобильной версии стал доступен в Steam (и его наконец-то пропатчили). Но, опять же, возвращаться к классике было бы еще легче и приятней, если бы она выглядела по-современному. Ознакомиться с Chrono Trigger несложно: ее переиздали с обновленным переводом еще в 2008 году для Nintendo DS, к 2012-му — портировали на iOS и Android, а в 2018 порт мобильной версии стал доступен в Steam. Но, опять же, возвращаться к классике было бы еще легче и приятней, если бы она выглядела по-современному. Недавно на эту тему высказался один из со-руководителей разработки Сhrono Trigger, Есинори Китасе. Выступая на подкасте My Perfect Console, он заметил, что есть три варианта обновить игру: сделать порт, сделать графический ремастер и сделать ремейк вроде FF7 Remake. Его интересовало, что фэны хотят больше. Ведущий подкаста, журналист Саймон Паркин, заметил, что было бы здорово увидеть обновленную Chrono Trigger в духе ремейка Link’s Awakening. Оригинальная Link’s Awakening выполнена в 2D, и в Nintendo бережно перенесли ее в 3D, сохраняя угол обзора (вид сверху) и общую стилистику. Так что кто знает, возможно, в Square Enix подумывают вернуться к Chrono Trigger.
Phantasy Star IV
Еще до того, как Final Fantasy VII шокировала игроков сценой смерти цветочницы Айрис, ровно тот же трюк был провернут в игре Phantasy Star IV, где точно так же внезапно погибает главная героиня – охотница Элис.
Цикл Phantasy Star, как следует даже из названия, создавался Sega в пику Final Fantasy – флагманскому ролевому сериалу для консолей Nintendo (c которой долгое время дружила Squaresoft). Разница, однако, в том, что сеттинг в Phantasy Star – не фэнтези и даже не техномагия, а научная фантастика о покорении других миров, климатических процессорах, суперкомпьютерах, андроидах и кораблях поколений. Так что мечи тут есть, но керамические, вместо магии – иглометы и бластеры, а оживление погибших реализовано через загрузку сохраненного цифрового сознания в тело клона.
Phantasy Star IV – последняя настоящая jRPG в цикле (дальше – сплошь онлайн-игры и спиноффы) и одна из лучших игр в истории жанра. Ее переиздания неоднократно включают в сборники лучших игр Sega, доступные на современных платформах, но было бы круто увидеть если не сиквел, то хотя бы новую игру с тем же сюжетом.
Lunar: Silver Star Story
Lunar: Silver Star Story – эталонная история о том, как мальчики и девочки становятся взрослыми, а их детские мечты – реальностью. Мир, в котором боги могут сходить на Землю, а спящие в далеких пещерах драконы – проснуться, довольно типичен хоть для аниме, хоть для западной фэнтезийной литературы. Lunar, однако, идеально выдерживает тон, атмосферу, настроение так, чтобы зацепить и подростков, и взрослых – игра закидывает их неоднозначными конфликтами, ставит в абсолютно жизненные ситуации и показывает последствия их выбора. На Западе она стала известна еще и благодаря идеальному переводу от студии Working Designs, которая старалась не просто перевести текст, а максимально адаптировать игру для западной аудитории – делать язык более живым, добавлять локальные шутки, ломать четвертую стену. В России такой подход не любят (когда переводят с английского на русский), но в США на Working Designs фанаты жанра тогда просто молились (особенно после кривых переводов Final Fantasy).
Наиболее яркие моменты в Lunar иллюстрировались аниме-роликами, самый запоминающийся из которых – песня Луны (главной героини) на корабле. Если слушать ее в тот момент, когда ты только заканчиваешь школу и начинаешь делать первые шаги во взрослой жизни, она звучит особенно хорошо.
В истории Lunar: Silver Star Story уже был один серьезный ремейк – когда игра для Sega CD 1992 года в 1996-1998 годах превратилась в Lunar: Silver Star Story Complete для Sega Saturn и Sony PlayStation с сильно обновленной графикой, доработанным сюжетом и более зрелищными роликами. Переделать ее в игру уровня современных Tales of или Persona было бы отличным решением.
А какие японские RPG запомнились вам? Какие вы хотели бы увидеть снова? Ждем ваших ответов в комментариях.