Найти в Дзене
Финансовый Результат

Амнистия для дробления бизнеса. Какой она будет?

Оглавление

С дроблением бизнеса происходит интересная история. ФНС уже обкатала и вовсю использует на практике методику доказывания дробления бизнеса в целях снижения налогообложения и успешно доначисляет налоговые обязательства. Судебная практика по этому вопросу также складывается в пользу налоговых органов. Но суды – это лишь видимая часть. Остается только догадываться, сколько дел завершилось "добровольными" уточнёнками на стадии проверки или досудебного урегулирования.

В общем, гайки постепенно закручиваются. Риски от манипуляции со специальными режимами и дроблением настолько увеличились, что многие, кого ещё не прижали, раздумывают над вариантами перехода на общий режим налогообложения.

И тут неожиданно для всех данную тему затронул Президент России в рамках Послания к Федеральному Собранию от 29.02.2024. И предприниматели всполошились. Начали задавать вопросы: "Амнистия? Какой она будет?", "Можно ли теперь расслабиться и не ждать ФНС?", "Что будет, если продолжать дробить бизнес?"

Для чего нужна амнистия?

-2

Налоговый кодекс не содержит определения "амнистии". Зато об амнистии сказано, кто бы мог подумать, в Уголовном кодексе. Согласно его положениям, лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от ответственности.

Несмотря на отсутствие определения в законодательстве, налоговые амнистии время от времени проводятся. Если уголовные амнистии осуществляются, в первую очередь, с целью снижения нагрузки на систему исполнения наказаний, а также, грубо говоря, подбодрить электорат, то у налоговой амнистии более комплексные цели.

1) "Бескровное" расширение налоговой базы

Целью большинства налоговых амнистий является вывод из тени налоговой базы. Амнистия позволяет сделать это "бескровным" способом взамен на отсутствие наказания для нарушителей. Государство не получит какую-то часть налоговых платежей в моменте, но будет получать эти платежи на дистанции.

Получается реализация на государственном уровне поговорки про хорошего пастуха, который стрижет овец, а не сдирает с них шкуры.

2) Снижение нагрузки на ФНС

ФНС многие описывают как людоедскую структуру, которая живёт по принципу "поймать и доначислить", и в этой охоте на налогоплательщиков видит смысл своего существования.

В реальности ФНС будет только "за", если "уклонисты" раскроются сами и сэкономят ей кучу времени и усилий в будущем.

3) Имидж органов власти

Любая амнистия воспринимается положительно, даже если она мало кого касается. Если же амнистия более массовая, то положительный импульс для рейтингов власти будет более существенным.

Не зря же Президент поднял тему перед выборами. Амнистия ещё непонятно какой будет, а на выборы можно идти, как будто она уже есть.

4) Карт-бланш на действия против тех, кто не оценил возможность

Как уже разбирали в одной из статей, ФНС не может действовать совсем без оглядки на общественное мнение.

Жёстко действовать против тех, кто мог добровольно раскрыться, но не оценил "эмпатию" налоговых органов и продолжил манипуляции с целью ухода от налогов, будет намного проще с точки зрения общественного восприятия.

Что сказал Президент и как это повлияет на амнистию?

Графика: https://opsk26.ru/?p=4946
Графика: https://opsk26.ru/?p=4946

Если посмотреть на речь Президента, то амнистия как раз и преследует цели, перечисленные выше. Так как Президент явно не импровизировал в своём Послании, законотворчество будет исходить из текста Послания.

Итак, пойдем по тексту Послания Президента и предположим, как это отразится на практическом содержании амнистии.

Уже говорил, что не должно быть ситуации, когда компаниям фактически невыгодно набирать обороты, потому что налоговые платежи при переходе с упрощенного на общий налоговый режим резко возрастают. Получается, что государство подталкивает бизнес к дроблению - к другим способам так называемой оптимизации фискальной нагрузки.
Кроме того, поручаю Правительству уже со следующего года предусмотреть механизм не резкого, а именно плавного увеличения налоговой нагрузки для компаний, которые переходят с "упрощенки" на общий порядок налогообложения.

Т.е. фокус должен быть на более плавный переход с УСН. Президент не говорит про увеличение порога выручки для применения УСН. На практике, думаю, это может быть реализовано как:

  • Увеличение порога выручки для применения повышенных ставок УСН
  • Снижение повышенных ставок УСН

или

  • Общее увеличение порога выручки для УСН + прогрессивная шкала УСН в зависимости от суммы выручки
-4
Прошу Правительство совместно с парламентариями проработать параметры амнистии в отношении некрупных компаний, которые при фактическом росте бизнеса были вынуждены использовать схемы налоговой оптимизации.
Что здесь важно? Такие компании должны отказаться, разумеется, от искусственного, по сути притворного дробления бизнеса - перейти к нормальной, цивилизованной работе "в белую". При этом подчеркну: никаких штрафов - подчеркиваю это особо, - никаких штрафов, санкций, пересчета налогов за предыдущие периоды не будет. В этом смысл амнистии.

Хорошо, что прямо сказано, что не будет штрафов, санкций и пересчёта за прошлые периоды.

Налоговая амнистия, как правило, подразумевает, что амнистируемый сознается в правонарушениях в обмен на освобождение от ответственности и обязательство в дальнейшем действовать в соответствии с законодательством. Как же предприниматели будут декларировать дробление?

Пока логичным видится вариант уведомления, в котором налогоплательщик будет раскрывать:

  • Раздробленную структуру, которая прямо или косвенно контролируется им и использовалась для попадания в лимиты в целях налогообложения
  • Финансовые показатели этой структуры

После этого нужно будет вести деятельность в соответствии с актуальным режимом налогообложения.

Возможно, будут какие-то суммовые критерии, так как Президент говорил о некрупных компаниях, которые вынуждены применять дробление из-за резкого роста налоговой нагрузки после перехода с УСН. Вряд ли сюда можно отнести бизнес с миллиардными оборотами, работающий через раздробленную юридическую структуру. Может быть, будет какая-то увязка амнистии с лимитами по выручке для малых и средних предприятий.

Кончено, лучшим вариантом была бы полная амнистия без суммовых критериев.

При этом чем более мягкой будет амнистия и более благоприятной будет обновлённая налоговая система для малых и средних предприятий, тем больше у государства будет запас прочности в глазах общества для жёстких действий против тех, кто не воспользовался амнистией.

В рамках амнистии у налогоплательщиков будет определённое время на раскрытие информации. После чего на сцену выйдет ФНС и начнёт своё любимое "я иду искать, кто не раскрылся – я не виноват".

ФНС прекратит или хотя бы поставит на паузу доначисления за дробление бизнеса?

Фото: ФНС России
Фото: ФНС России

Определённо нет.

Возможно, ФНС пересмотрит критерии и предприниматели, которые чуть-чуть "заступили за черту", исчезнут из планов налоговых проверок. Но тех, кто существенно превысил пороговые значения и уже является объектом налоговой проверки, размотают по полной.

Как вариант, ФНС будет предлагать налогоплательщикам, попавшим "на радар" во время амнистии, добровольно раскрыться с освобождением от ответственности и дальше работать по актуальному режиму налогообложения. Думаю, мало кто откажется от подобных предложений.

***

Предыдущие налоговые амнистии показали, что успех подобных мероприятий очень сильно зависит от практической реализации и деталей. Будет очень интересно посмотреть, что же ФНС приготовит, чтобы простимулировать налогоплательщиков раскрыться.