В ожидании кинопремии «Оскар», она в этом году состоится 10 марта, расскажу о фильмах-номинантах в различных категориях, которые, на мой взгляд, точно стоит посмотреть.
Барби (Barbie)
Фильм Греты Гервиг, режиссера, которая снимает фильмы о сильных и независимых женщинах «Леди Бёрд» и недавняя экранизация «Маленьких женщин». Поэтому фильм «Барби» естественно не о кукле, как некоторые в нашей стране его рьяно пытались позиционировать, а о борьбе женщин за равноправие с мужчинами, борьбы за право быть самодостаточной личностью, а не приложением к мужчине. Подумать только, сколько поколений женщин отчаянно боролись за то, чтобы у женщин была возможность стать врачом или ученым или адвокатом или режиссером или выбрать любую другую профессию, которая даже не имеет адекватного феминитива, потому что испокон веков в женщине видели только домохозяйку. И просто удивительно, что и в наши дни некоторые женщины живут в предельной мечте о замужестве с тем, кто будет их обеспечивать и избавит от необходимости работать.
Фильм «Барби» показывает проблему неравенства полов, как в глобальном масштабе: в теории то мы пришли к равноправию, но на практике многие руководящие должности по-прежнему занимают мужчины. Так и на уровне каждой женщины: многие женщины по-прежнему жертвуют собственным мнением, собственными интересами, собственной индивидуальностью в угоду мужчинам.
Больше всего мне понравилась шутка про «Лигу справедливости Зака Снайдера»: “It's like I've been in a dream where I was really invested in the Zack Snyder cut of Justice League”. До этой шутки все было правильно, но как-то отвлеченно, а это выстрел в самое сердце проблемы. И это не камень в сторону конкретного фильма, а в сторону сложившихся взаимоотношений между мужчинами и женщинами.
Наполеон (Napoleon)
Байопик о первом императоре французов от Ридли Скотта с Хоакином Фениксом в главной роли. После роли Джокера, я безумно полюбила Хоакина как актера, а после его речи на кинопремии «Оскар», я полюбила его как человека. Уточню, что под словом «полюбила» в данном случае я имею в виду слияние восхищения и уважения.
Фильм «Наполеон» рассказывает, как начав военную карьеру в чине младшего лейтенанта артиллерии, Наполеон стал императором французов (вот это карьерный рост), то есть охватывает период его триумфа от победы в Тулоне до поражения в русской кампании. Но в центре фокуса отношения Наполеона с Жозефиной.
«Наполеон» - это, на мой взгляд, самый недооцененный фильм года, всего две номинации на «Оскар» и то за работу художника-постановщика и костюмы. Да и у зрителей этот фильм вызвал какую-то неоднозначную реакцию.
Чтобы в полной мере понять и оценить этот фильм, нужно обратить внимание на начало творческого пути Ридли Скотта – его дебютный фильм «Дуэлянты» (The Duellists) 1977 года. Это история о том, как один офицер наполеоновской армии - Феро по нелепой причине посчитал, что другой офицер - Д’Юбер нанес оскорбление его чести и вызвал его на дуэль. И Д’Юбер из общепринятых понятий о чести естественно не мог отказаться, хотя ему было безумно обидно рисковать своей жизнью из-за абсурдной прихоти Феро. В итоге дуэли между ними, на которых никто из них не мог одержать окончательную победу - убить другого, продолжались с 1800 года - начала правления Наполеона до отстранения Наполеона от власти в 1814 году. То есть история вражды этих героев разворачивается на фоне истории сражений Наполеона, его побед и поражения. Во время похода на Россию в 1812 года двум героям, измученным и замерзшим приходится сражаться плечом к плечу, но даже это ничего не меняет в их личных взаимоотношениях.
При Людовике XVIII, пришедшем к власти после Наполеона дуэли были запрещены. Тут стоит сказать, что Д’Юбер разумно поддержал новую власть, а Феро остался безрассудно верен Наполеону, а значит стал жить вне закона. Свою последнюю дуэль герои провели тайно. И Д’Юбер, который долгие годы был жертвой необоснованной ненависти и общепринятых понятий о чести, мог наконец-то убить Феро, но вместо этого поставил ему условие, что с этих пор Феро не должен проявлять в отношении него признаков жизни.
Феро это Наполеон в миниатюре. И последняя дуэль созвучна побегу Наполеона с Эльбы и битве при Ватерлоо. После нарушения договора Наполеона могли казнить, но его сослали на Остров Святой Елены. И Феро и у Наполеона сражения окончились и остались размышления. Финальные кадры фильмов очень похожи: герой в двууголке со спины размышляет глядя вдаль необъятного неба.
Видимо Ридли Скотта всегда интересовала личность Наполеона или история Франции во времена Наполеона, но он понимал, что пока не готов снять фильм о Наполеоне. Поэтому «Дуэлянты» это своеобразное подножие, а фильм «Наполеон» это вершина творчества Ридли Скотта, то к чему он шел с самого начала. Поэтому очень обидно, что фильм не вызвал должного понимания и восторга.
Оппенгеймер (Oppenheimer)
Байопик от Кристофера Нолана об американском отце атомной бомбы, физике Роберте Оппенгеймере по мотивам книги «Оппенгеймер: триумф и трагедия Американского Прометея» Кая Бёрда и Мартина Шервина. Фильм прослеживает жизненный путь Оппенгемера от учебы Кембридже, где он пытался отравить другого физика - Патрика Блэкетта; учебы в разных городах Европы у разных физиков; преподавания в Калифорнийском университете в Беркли. До триумфа его жизни - Манхэттенского проекта, результатом которого стало «Тринити» - первое в мире испытание ядерного оружия. Да, первый ядерный гриб поднялся над полигоном Аламогордо в штате Нью-Мексико16 июля 1945 года, а затем 6 и 9 августа над японскими городами Хиросима и Нагасаки, что привело к гибели более 200000 мирных жителей Японии. Это боль живет в сердце многих американцев. Во время просмотра «Оппенгеймера» у меня возникали параллели с моей любимой книгой Воннегута «Колыбель для кошки». Ведь все посвященные, в том числе и Оппенгеймер, знали, когда и во сколько произойдут взрывы в городах Японии и к чему они приведут и очень интересно, что занимало их мысли.
И Линч посвятил «Тринити» почти целиком 8 серию 3 сезона сериала «Твин Пикс», объяснив этим происхождение зла.
Оппенгеймер оказался заложником неоднозначного восприятия своего творения, ведь он изобрел не лекарство от смертельной болезни, а средство массового уничтожения. Он ученый, его стране нужно было военное преимущество, и он дал его, но тем не менее. Оппенгеймер надеялся, что после этих взрывов войн в мире больше никогда не будет, но тем не менее.
После триумфа жизнь Оппенгеймера превратилась в трагедию. С ним произошло примерно то же, что с Аланом Тьюрингом, создавший дешифровшик «Энигмы». Только в случае с Оппенгеймером дело было не в нетрадиционной ориентации, а в нетрадиционных для США политических взглядах, коммунизме. Его подозревали в предательстве США и сотрудничестве с СССР, а он любил свою страну и был настоящим патриотом. В итоге его лишили допуска к секретным данным, что фактически превратило его из ученого, способного на новые открытия, в обычного преподавателя физики.
Фильм пугающе злободневный, наводит на размышления о том, что возможно сейчас где-то работает группа ученых над чем-то убийственно-смертоносным. И потом в какой-нибудь день они опробуют его на мирно живущих и ни о чем не подозревающих людях.
Мне особенно понравилась и запомнилась финальная сцена, где Опеннгеймер говорит Эйнштейну: "Это и случилось" (I believe we did), и потом камера уходит на крупный план Киллиана Мерфи. Я надеюсь, что "Оппенгеймер" победит в номинациях: "Лучший фильм", "Лучший режиссер", "Лучшая мужская роль" и "Лучшая мужская роль второго плана". К слову, Роберт Дауни младший сыграл отрицательного героя настолько хорошо, что я прямо-таки ненавидела его к концу фильма.
Убийцы цветочной луны (Killers of the Flower Moon)
Фильм Мартина Скорсезе, естественно с криминальным уклоном, повествующий об еще одной боли американцев, о коренных жителях Америки – индейцах.
1920-е годы округ Осейдж в штате Оклахома, территория коренных жителей, на которой нашли нефть. Естественно эта территория сразу привлекла янки, там построили город. Но к чести американцев стоит отметить, что они выплачивали коренным жителям очень большие пособия за нефть. То есть, как всегда в теории все со стороны правительства было сделано хорошо и правильно. Никто не хотел ущемлять права коренных жителей. Но как всегда бывает из-за жадности отдельно взятых власть имущих людей, вся затея на деле обернулась истреблением индейцев.
Оставленные (The Holdovers)
Драмеди Александра Пэйна о социальном неравенстве. После просмотра мне вспомнились слова Аттикуса из романа «Убить пересмешника» Харпер Ли: «Почти все люди хорошие, Глазастик, когда их в конце концов поймешь». Америка 1970-х, период войны во Вьетнаме, а в престижной частной школе для мальчиков рождественские каникулы и все ученики разъехались. Остался только один - вечный возмутитель спокойствия учебного процесса, а следить за ним на время каникул поручили самому неприятному и вредному преподавателю. Они оба друг друга, мягко говоря, недолюбливают, но узнав друг друга, поделившись друг с другом своей болью и страхами, они приходят к взаимопониманию. Но самое главное им удалось изменить друг друга. Очень нежный, тонкий и добрый фильм. Он напомнил мне роман «Над пропастью во ржи» Сэлинджера: события происходят накануне Рождества, сложный подросток из состоятельной семьи, с личными переживаниями, которого отчисли уже из нескольких престижных школ.
И не могу не вспомнить роман «Лжец» Стивена Фрай, в нем очень хорошо показано, что такие вот валяющие дурака ученики престижных частных школ, в данном случае английских, потом займут руководящие посты.
Американское чтиво (American Fiction)
Драмеди о расизме, точнее о расовых предрассудках и стереотипах от Корда Джефферсона с Джеффри Райтом в главной роли. Джеффри Райт запомнился мне в роли Жан-Мишеля Баския – он там безумно красив - в фильме Джулиана Шнабеля «Баския»1996 года и роли Уинстона – соседа главного героя, «укушенного» Шерлоком Холмсом (да, я и сама такая) - в фильме Джима Джармуша «Сломанные цветы». В «Американском чтиве» Райт играет писателя, который пишет глубокие умные книги, но они не пользуются спросом. В очередной раз, наблюдая, как еще одна литературная бездарность обрела популярность, он теряет терпение. Он намеренно пишет ужасно глупую, состоящую из стереотипов книгу об афроамериканцах. И в шутку отправляет ее издателю. А издатель ее принимает. И к нему приходит успех. Интересная история о том, что игра на стереотипах работает. Достаточно вспомнить безумный успех книг «Дневник Бриджит Джонс» Хелен Филдинг и «Тайный мир шопоголика» Софи Кинселлы, которые собраны из стереотипов о женщинах: одинокие женщины после 30-ти обременены лишним весом и вредными привычками, а 20-летние девушки только и делают, что ходят по магазинам и скупают одежду на распродажах.
Фильм начинается с череды трагедий в семье главного героя и это показывает, что самый обычный человек, живущий самой обычной жизнью. Одинокий, грустный преподаватель с семейными проблемами и трагедиями. Но цвет кожи превращает его в глазах большинства белых в этакого Карла из ГТА.
Бедные-несчастные (Poor Things)
Эротическое сай-фай драмеди Йоргоса Лантимоса, его именуют греческим Ларсом фон Триером. Я не могу сказать, что это полностью справедливо я вообще не особо люблю сравнивать, но да, во время просмотра вспоминается Триер. Я долго сомневалась смотреть ли, меня отталкивало, что в нем много эротических сцен. Мне кажется, в современных фильмах ими стали излишне злоупотреблять. Складывается впечатление, что это нечто обязательное. Вот в «Оппенгеймере», ну к чему это? Мне бы не хотелось видеть во всех подробностях интимную жизнь Эйнштейна, и Оппенгеймега тоже, я и без этого понимаю, что они не только ученые, но и живые люди со всеми вытекающими из этого моментами жизни, лицезреть визуальное представление которых мне бы не хотелось.
Вернемся к «Бедным-несчастным». Как и «Барби» это история о борьбе женщин за равенство полов, только в другом аспекте, а именно в интимной и семейной жизни. Вот этот извечный вопрос: почему полигамность мужчины – это чуть ли не похвально, а полигамность женщины порицается обществом. В чем разница? Мужчина, убежденный, что верность это что-то сродни скучным служебным обязанностям, они приземляют воздушное чувство влюбленности, которому нужно порхать как бабочка, увлекаясь то одним цветком, то другим. И как этого же мужчину возмущает и обижает, когда девушка ему не верна. На почве этих возмущений и обид произрастает оборотная сторона верности - собственничество, корень всех абьюзивных отношений, когда один начинает ограничивать свободу другого, ставить условия. В то время как в основе нормальных отношений любовь, уважение, понимание, свобода и доверие. Фильм, как под увеличительным стеклом позволяет увидеть разницу между здоровой заботой и болезненной жажде контролировать в отношениях.
Мальчик и птица
Новая история Хаяо Миядзаки. Я очень боялась, что этот фильм будет настолько же грустным, как «Ветер крепчает». Эти мысли укрепляло и то, что главный герой снова мальчик. Но этот страх оказался напрасным.
Как и «Мой сосед Тоторо» и «Унесенные призраками» эта история начинается с переезда главного героя в новый дом, где происходят какие-то странности и живут таинственные существа.
Восхищает, как Миядзаки удается придумывать таких разных персонажей: очаровательные бабулечки, попугаи, напоминающие покемона Псайдака. А ряды милейших маленьких существ, таких как Сусуватари и Кодама пополнили Варавара, этакие розовые зефиринки.
Основная мысль, что как бы много зла не было в мире, где люди убивают друг друга, не нужно запираться в башне из слоновой кости, как это сделал дядя Махито. Нужно быть хорошим человеком и постараться сделать этот мир немного добрее и лучше.
Человек-паук: Паутина вселенных (Spider-Man: Across the Spider-Verse)
Продолжение невероятно великолепного фильма «Человек-паук: Через вселенные» (Spider-Man: Into the Spider-Verse) 2018 года, который вдохнул новую жизнь во вселенную Человека-паука, открыл тему мультивселенной. Уже только поэтому стоит посмотреть продолжение, весьма достойное стоит сказать. Ну и с чувством юмора, а главное с самоиронией у создателей все в порядке. Особенно мне понравилась шутка про Бэнкси, Котик-паук и Тирекс-паук.
Чудесная история Генри Шугара (The Wonderful Story of Henry Sugar) Короткометражка Уэса Андерсона. Обидно, что полнометражный фильм «Город астероидов» (Asteroid City) остался незамеченным кинопремией «Оскар».
«Чудесная история Генри Шугара» (The Wonderful Story of Henry Sugar)
Короткометражный фильм, который представляет собой одноименный рассказ Роальда Даля, писателя нежно любимого Уэсом Андерсоном, рассказанный в костюмах, на фоне меняющихся и перемещающихся декораций с отпадающей четвертой стеной. Самая история о равнодушном скучающем богаче Генри Шугаре, которого однажды жажда наживы превратила в одержимого филантропа.