Надо было на Малую Лубянку заехать. Ближайшее метро Лубянка. Но решил выйти на Сретенском бульваре. Лишнюю пересадку не делать. А заодно прогуляться по Милютинскому переулку.
Кто такой Милютин? Служил при дворе комнатным истопником. То ли дрова воровал. То ли жалованье неплохое ему царь- батюшка положил. Сколотил капитал. Дом себе поставил. В этом переулке. Шелковую мануфактуру. В купцы выбился. А в 1740 годаи в дворянство был пожалован. Императрицей Анной Иоановной.
Со стороны Сретенского бульвара Милютинский переулок открывается двумя достаточно масштабными зданиями.
Справа- с элементами конструктивизма- 1927 года постройки.
Проект архитектора Л. С. Животовского. Что еще построил этот зодчий- неизвестно. Но увлекался методами аэрографии в художественной отделке зданий. Здесь, почему-то, эти методы не применил.
А слева (№22)- одно из двух зданий страхового общества «Россия». 1901 год.
Пришлось снести палаты Феофана Прокоповича. Сподвижника Петра.
Дом богато изукрашен.
Скульптуры в нишах. Типа, античных героев. Маскароны, в каменной резьбе наличники.
Один из героев за сто лет беспорочной службы по охране фасада потерял руку. И ногу.
С ремонтом- протезированием ветерана не спешат.
Напротив небольшой, но чинный особняк (№19). 1840—1850-е гг.
Дом Лорис-Меликова. Больших чинов г-н Ловис- Меликов не добился. Надворный советник. Типа подполковник. Поэтому и дом достаточно скромный. Народу больше известен его дядя. Министр внутренних дел. При Александре II.
Тем не менее, дом украшен резьбой, по бокам арочные окна.
Выделенные в как бы в отдельную раму.
Скощенным углом в переулок выходит еще один доходный дом (№20).
На дальнем плане. Белый. Дом Лансере.
Дом принадлежал акционерного общества «Феттер и Гинкель». Честолюбивые акционеры решили переплюнуть своих соседей.
- Пусть наше здание будет позаковыристей, чем у страхового общества «Россия» (угол дома «России» слева, на первом плане)- дали задание архитектору.
Архитектор, В. Дубовский, с воодушевлением принялся выполнять желание заказчиков. Тут и сям натыкал рыцарей, львов, щиты с мечами.
Только не надо все это искать на голом бетонном фасаде.
Начали строить перед революцией. Не успели. Достроили только при большевиках. И со всей пролетарской ненавистью убрали все эти буржуазные атрибуты.
- А почему дом Лансере?- спросит внимательный читатель- Если строить начали «Феттер и Гинкель».
В 1934 г. квартиру в этом доме получил академик живописи Е. Лансере. После его смерти- в 1946г- табличку повесили.
Рядом с домом Лорис-Меликова еще один особняк (№17). 1872 год.
В 1880 году дом переоборудовали под меблированные комнаты. Типа гостинички. Эконом класса. Репин останавливался. В 1884 году. На выставку передвижников привез картину «Не ждали». Голубкина. Анна Семеновна
Третий этаж явно надстроен. Похоже, в 1970-е годы. В начале 2000-х хотели снести. Построить что-нибудь более нужное городу. Почему-то передумали. А в 2017 году даже подремонтировали. И сделали мансардный этаж.
Согласно https://msk.yp.ru/, там сейчас некий Главспецмонтажстрой. Но вывески никакой нет. Как и табличек про Репина и Голубкину.
Дальше по правой стороне еще два особняка XIX века. Оба числятся под №15.
Дальний (с.1).
С плоским и унылым, как поверхность болота, фасадом. 1884 г.
Ничем не примечательный. Кроме одного. В 1920-х гг. в доме помещался Клуб ветеранов польского рабочего движения. Как- то к соратникам заехал польский коммунист Мархлевский. На рюмку чая. Этого оказалось достаточно чтобы Милютинский переулок переименовали в улицу Мархлевского. Демократические преобразования стерли имя польского коммуниста с карты Москвы. Вернули истопника.
А ближний (с.3) просто вопиет (1880).
Среди окружающих строгих построек. Ядовито красный цвет. Всякие украшения налеплены.
С конца XIX века домом владел знаменитый архитектор Чагин. Неужели его придумки? Сомнительно.
А в 1920-х гг. в одной из квартир дома жила семья актёров К.Н. Еланской (1898-1972) и И.Я. Судакова (1890-1969). Оба посещали 2-ю студию МХАТа, которая находилась в доме напротив. Еланская стала актрисой МХАТа, Народной артисткой СССР. Судаков в 1937-1944 гг. был главным режиссёром и художественным руководителем Малого театра.
Неужели знаменитые актеры такой дом себе для проживания выбрали? Больше похожий на бордель.
Нет. Совсем недавно здание выглядело вполне пристойно.
Новые владельцы отреставрировали историческое здание. Теперь- ночной клуб. GESTALT CLUB. Как написал в отзывах один из посетителей «Крутое заведение для тех, кто хочет отдохнуть, как говорится красиво причем во всех смыслах этого слова...».
№13 носит и соседний дом.
В 1899 году владение было куплено правлением Московского торгово-строительного акционерного общества. Бизнес у этого общества был такой же как и у многих современных компаний. Скупали старинные дома. Обветшалые. Сносили. И строили большие доходные. Сохраняя при этом «национальный колорит Москвы».
Так и тут. Снесли старинную усадьбу. Поменявшую множество знаменитых владельцев. И построили этот дом. В «национальном колорите Москвы». По мнению тогдашнего главы Московского торгово-строительного акционерного общества г-на Рекка.
Построили по проекту Шервуда. Но не того, что автор Исторического музея. А его сынишки. Владимира Владимировича.
В советское время сначала районная поликлиника была. А 1929 году дом отдали Интуристу. Только что созданному. Сейчас дом, похоже, АФК «Система» принадлежит. Которая этот Интурист и купила. Под офисы сдается.
А на противоположной стороне (№18) костел во имя Святых апостолов Петра и Павла.
- Что-то не похоже на костел- вскинет брови читатель- Больше на здание какого-нибудь НИИ похоже. Советского периода. Откуда на костеле серп и молот?
Так оно и есть. С 1960-х гг. НИИ "Гипроуглемаш" здесь располагается.
А так похоже?
Так костел выглядел после постройки в 1845-м году (по проекту Алессандро Жилярди) и до 1940 года.
После революции костел еще некоторое время работал. В 1919 году даже памятник Фредерику Шопену поставили.
- Ну и где он? - спросит читатель- Неужели тоже большевики снесли?
Нет. Сам рассыпался. Якобы, от мороза.
Но потом костел все-таки закрыли. В 1940-м кардинально перестроили. Кинотеатр открыли.
А 1941-м году на костел бомба упала. Одни стены остались. Восстановили. Но, естественно, без ненужных католических подробностей.
Зато сохранилась богадельня (1850-е годы).
Слева от «костела».
Здание библиотеки (справа от «костела»)
для слушательниц женской гимназии.
И еще несколько построек в глубине двора.
С победой перестройки католическая община не раз обращалась к властям. Мол верните нам наше историческое здание.
- Нет- каждый раз отвечали власти- Вон. В двух шагах храм Св. Людовика На Малой Лубянке. Туда и ходите.
На углу со Сретенским переулком (№11) огромный доходный дом. 1904-1905 гг.
Целый квартал занимает. Между Милютинским и Сретенскими переулками и Малой Лубянкой.
В 1919-1920 гг. на предпоследнем пятом этаже дома находилось Российское телеграфное агентство. Там Маяковский трудился.
Пока Владимир Владимирович на пятом этаже за революцию топил со своими "Окнами РОСТА", в подвале окопалась контрреволюционная масонская ложа. «Эмеш редививус».
«Участники этого объединения пытались засечь эманации душ узников, умерших в застенках ОГПУ на Лубянке, с помощью тайно проводимых опытов с новейшей аппаратурой».
Не знаю, удалось ли вызвать души узников, но вот сотрудники ОГПУ сами пришли. С соответствующими последствиями.
По правой стороне- бывшие владения фабриканта Милютина (№ 14 и № 16). От которого и пошло название переулка.
А о дальнейшей прогулке- в следующей заметке.
P.S. О других прогулках и поездках смотри здесь