Найти тему

Как написать книгу. Этап третий: синопсис

Что такое синопсис, зачем он нужен и почему без него ваши шансы на публикацию равны 0.

Что такое синопсис?
Это краткое изложение всех ключевых моментов вашей книги, алгоритмически описанные действия протагониста (главного персонажа) с описанием центральных конфликтов, идеи и главных действующих лиц. Это одна из важных и самых непростых составляющих вашей книги. Недаром существуют отдельные курсы от больших издательств типа "Эксмо" на тему "Как написать синопсис". Представляете, целый курс, на котором писатели изучают как на одну-две страницы описать все происходящее в собственной книге! Если вы с этим понятием не знакомы, то наверняка сейчас недоумеваете, как и абсолютное большинство авторов. Именно поэтому до редакции издательств доходит так мало книг - большинство банально отсеиваются на этапе прочтения аннотации и синопсиса. Почему так происходит и в чем сложность его написания?

Написание книги и написание синопсиса к ней сильно отличаются
Написание книги и написание синопсиса к ней сильно отличаются

Писатель - натура творческая, а проза - не технический документ. Уйти в витиеватые описания настроения героя или погоды, философские рассуждения, многостраничные диалоги - обычное дело. И мало кто из авторов вообще задумывается о синопсисе - кратком и емком изложении своего произведения.

Зачем вообще нужен синопсис?

Здесь есть два варианта. Первый - когда синопсис пишется до книги. Писатель создает структура сюжета, чтобы она была интересной, динамичной и понятной. Это как создать скелет, а на него уже накидывать мясо текста, атмосферы, описаний и т.д. Таким подходом пользуются 99% сценаристов, потому что в кино философские размышления и длинные диалоги может позволить себе разве что Тарантино (ну и еще несколько режиссеров, особенно если это артхаус). Обычно у фильма есть всего 90 минут чтобы рассказать интересную историю. Поэтому хорошие сценарии выверены до секунды (это не шутка - действительно до секунды). Если автор решает создать синопсис до того, как начинает писать чистовик (что лично я советую и пропагандирую) - шансы написать интересную историю повышаются в разы.

Часть плана моей первой книги "Курьер: Темная ночь души"
Часть плана моей первой книги "Курьер: Темная ночь души"

Вариант второй - писатель написал книгу без синопсиса, и теперь хочет отправить ее в издательство. Если вы автор известный, книги которого продаются большими тиражами, может синопсис вам и не потребуется. Во всех остальных случаях без него вашу книгу читать никто не будет. Почему?
В издательства ежедневно приходят пачки рукописей (в цифровом виде, конечно). Читать все - сойдешь с ума. А знаете сколько неопытных авторов, неумеющих связать двух слов, но уверенных что создали шедевр, присылают свои работы? Зайдите на платформы самиздата, почитайте то, что выкладывают в группах вк типа "писатели, сценаристы". Я ни в коем случае не говорю что все, что все это читать не возможно. Нет, попадаются очень классные работы! Но большую часть читать очень сложно, а что-то даже мучительно.
Поэтому, синопсис - как лакмусовая бумажка для редактора, показывающая, есть ли смысл читать само произведение.
Синопсис показывает, есть ли в вашей книге интересная и понятная история, в состоянии ли автор донести свою идею за 1-2 страницы, не растерять персонажей и смысл, да и вообще связать несколько слов. И, как показывает практика, далеко не многим это удается. Что и понятно - творческий человек хочет парить, играть словами, атмосферными описаниями. И когда дело доходит до четкой структуры - многие просто не справляются.
Потому что писать синопсис - это тоже навык. Здесь тоже есть определенные правила и законы. Не любите правила, не хотите их соблюдать? Да не вопрос! Если у вас и так все получается, есть читатели - может, вам это и не надо. Но помните: правила созданы не для того, чтобы ограничить, а чтобы помочь новичку.

Правила как знания - помогают эффективнее достигать целей
Правила как знания - помогают эффективнее достигать целей

Я пришел в писательство из сценарного ремесла, в котором синопсис чуть ли не первое, что пишет автор. Поэтому этот элемент у меня отточен, хотя я и не всегда его использую полностью - когда структура работает на автомате, позволяешь себе расслабиться. Я всегда знаю начало и конец истории, а некоторые промежуточные сцены могут оставаться загадкой - так бывает интереснее. Но когда я работаю с начинающими авторами, я настаиваю на синопсисе (хотя бы примерном). Прежде, чем нарушать правила, надо их освоить, а то как понять что нарушать?

К слову - то же самое "Эксмо" на своих вебинарах, посвященных созданию хорошего синопсиса, приводит в пример синопсис моей книги "Курьер. Темная ночь души" (часть скрина прилагаю). 10 лет обучения не прошли даром!

К слову - на этой части скрина не синопсис, а вступительное слово к нему. Сам синопсис не привожу, чтобы избежать спойлеров
К слову - на этой части скрина не синопсис, а вступительное слово к нему. Сам синопсис не привожу, чтобы избежать спойлеров

А чтобы научиться писать синопсисы - не обязательно покупать отдельный курс. В литературном наставничестве мы подробно проходим этот этап, причем я не просто даю знания - я учу их сразу применять на практике и подсказываю, где и что поменять. Так что если хотите чтобы ваша книга была интересной, а шансы на ее издание увеличились - пишите в сообщения сообщества. На бесплатной консультации я дам обратную связь по задумке вашей книги, и, если заинтересуетесь совместной работой, предложу пройти наставничество, результатом которого будет ваша изданная книга!

Об авторе этой статьи: Алексей Павлович Зорин - сценарист, писатель, литературный наставник. Писал для издательства "Вечерняя Москва" и проекта Мединского "История РФ", сценарии для клипов, рекламы и короткометражных фильмов. Автор двух книг "Курьер: Темная ночь души" и "Побочный Эффект".

Если вы готовы к написанию своей книги и хотите подробнее узнать о литературном наставничестве - напишите в комментариях или мне в телеграмм https://t.me/zorinaleksey