Найти тему
Свободная Пресса

"Ростех" пиарил его, как мог, но оказал этим стране дурную услугу. Почему лучший танк мира "Армата" не готов для реальных сражений.

Оглавление

Новейший танк Т-14 «Армата» уже имеется на вооружении российских вооруженных сил, заявил глава «Ростеха» Сергей Чемезов. Отвечая на вопрос журналистов, гендиректор госкорпорации сказал, что «в армии она, конечно, на вооружении стоит».

  • По его словам, «Армата» сегодня значительно превосходит по своим характеристикам существующие танки, однако стоимость боевой машины слишком велика, поэтому в ходе СВО на Украине она вряд ли будет использоваться.
  • Чемезов добавил, что российской армии будет проще и выгоднее использовать танк Т-90, который является основным боевым танком ВС РФ и лидирует по продажам в мире.

Как известно, в 2021 году Андрей Терликов, генеральный конструктор УКБТМ, входящего в концерн «Уралвагонзавод», предполагал, что испытания боевой машины будут продолжаться еще год-два. Однако в феврале текущего года зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев сообщил, что испытания пока не завершены.

В апреле 2023-го отечественные СМИ сообщали, что несколько единиц Т-14 используется для ведения огня по неприятельским позициям в зоне СВО. При этом рассказавшие об этом источники заметили, что «в прямых штурмовых действиях они пока не участвовали».

Впрочем, по информации ТАСС, в июле 2023-го группировка «Юг» использовала «Армату» в боевых столкновениях. Источник агентства рассказал, что «несколько единиц участвовали в бою, чтобы посмотреть, как проявит себя танк».

Военный эксперт, бывший общевойсковой офицер Александр Шарковский напоминает, что танк «Армата» до сих пор до конца не доработан.

  • — Он принят на вооружение, проходит войсковые испытания на протяжении длительного времени, но серийное производство машины еще не налажено, насколько мне известно.

«СП»: Почему, как вы считаете?

  • — Должна быть отработана технология, которая сделает танк приемлемым по стоимости. Поэтому сжигать образцы на поле боя, конечно, не стоит. Да, «Атмата» появилась в ходе СВО на какое-то время и вроде бы зарекомендовала себя неплохо.
  • Но, видимо, еще есть к нему нарекания, поэтому идет чисто конструктивная работа технологов. Это очень непростой этап любого производства — если технологически процесс не будет грамотно выстроен, то мы будем иметь очень дорогую машину, неоправданно дорогую.

«СП»: Может быть, на решение о доработке повлияла незавидная судьба германских «Леопардов» и американских «Абрамсов», горевших на полях СВО?

— Замечу, что наши танки защищены гораздо лучше, чем «Леопарды» и «Абрамсы», появившиеся на украинском театре военных действий. Эти иностранные танки, по существу, раздеты — вся динамическая защита с них снята. Украинская сторона пытается установить свою защиту, дополнительное бронирование — на «Леопарды» ставят блоки «Контакт-1».

В любом случае, эти танки отличаются от тех, что имеют на вооружении США и другие западные страны, для Украины их основательно «упростили». Впрочем, упомянутая в вопросе проблема, видимо, есть: скажем, акции производителя «Абрамсов» General Dynamics Land System после кадров с горящими танками сильно упали. То есть, компания начинает терпеть немалые убытки.

«СП»: То есть мы совершенствуем «Армату» с учетом ее будущего вывода на оружейный рынок?

  • — У нее имидж лучшего танка в мире. Видимо, наши конструкторы хотят подработать машину получше. Хотя в народе говорят, что лучшее — враг хорошего, об этом тоже стоит помнить.
  • Также не стоит забывать, что Т-14 требуется особое сопровождение для технического обслуживания — специалисты, оборудование. Это принципиально новый танк.
  • В общем, идет работа над техническим обслуживанием, а также над технологией производства. Как только их приведут в норму — мы, видимо, увидим, «Армату» в бою. Возможно, это произойдет еще в ходе СВО.

Военный эксперт Михаил Александров замечает, что в последнее время появляется немало вопросов к госкорпорации, и не только в связи с «Арматой».

  • — Появляется вопрос: зачем мы тогда делали «Армату», вкладывали большие средства? Но вопросы касаются не только танка Т-14, но и, скажем, нашей гражданской авиации.
  • Скажем, почему мы продолжали тратить средства на самолет МС-21, который изначально планировался с иностранными компонентами, а не строили Ту-214, Ил-96?
  • Такая позиция оказалась чревата потерями для экономики и безопасности страны, учитывая ситуацию с «Арматой». А есть пример и с гаубицей «Коалиция», которую «Ростех» рекламировал, но почему ее нет в войсках? То ли она дорогая, то ли еще недоработали.
  • И получается, что сейчас нас выручают давно используемая, но модернизированная военная техника — скажем, те же гаубицы «Малка». Кроме того, энтузиасты создали немало замечательных образцов беспилотников, причем непонятно, чем в данном направлении сильно отличилась государственная корпорация.

«СП»: Была информация, что они делают беспилотник, который будет летать в паре с Су-57.

  • — В результате полетал несколько раз и больше никаких данных об этом проекте не было.
  • Но когда потребовалось широкое использование дронов на поле боя, то пришлось договариваться с Ираном, на помощь пришли небольшие компании.
  • В общем, погоня за рекламой, пиаром мало что принесла в реальности. Не совсем понятная ситуация с легким военно-транспортным самолетом Ил-112 В, который разбился в ходе испытаний. Конечно, нужно, вести ОКР, создавать новую технику, но не стоит делать их приоритетом. Вот когда новая техника будет готова, испытана — тогда и можно заявлять о ее широком применении.
  • Скажем, американцы, когда их прижало, оставили в строю В-52, использование которых продлено до 2040-го. Ввод в строй субмарин «Колумбия» тоже идет со скрипом.

«СП»: То есть с работой над новым оружием все непросто не только у нас…

  • — Потому что такого же рода пиарщики окопались в американском ВПК — та кое общее поветрие.
  • Как говорится: хорошие времена создают слабых людей, а слабые люди создают плохие времена. Вот мы и пожинаем результаты.

«СП»: Учитывая, что танки в ходе СВО часто уничтожались с помощью беспилотников, может, стоит создавать какую-то новую технику для меняющейся картины на поле боя?

  • — Нужно усовершенствовать средства обороны от беспилотников, оснащать ими боевые машины. Либо создавать машины сопровождения, обладающие всем необходимым арсеналом борьбы с дронами.
  • Может, стоит возрождать зенитные пулеметы, четырехствольные с радиолокационным наведением, но уже управляемые автоматикой.

Материал подготовлен редакцией "Свободная Пресса"

Подпишитесь на наш канал, чтобы следить за актуальными новостями и мнением аналитиков