Найти тему

Объясняет юрист: тонкости изменений в Земельном кодексе РФ с 1 марта 2024 года

Оглавление
   Объясняет юрист: тонкости изменений в Земельном кодексе РФ с 1 марта 2024 года
Объясняет юрист: тонкости изменений в Земельном кодексе РФ с 1 марта 2024 года

С 1 марта 2024 года вступают в силу изменения в Земельный кодекс нашей страны, которые касаются сроков предоставления в аренду государственных и муниципальных земельных участков, а также затрагивают вопросы сохранения и повышения качества плодородных свойств земель. Вместе с юристом Бударагиным Александром Александровичем, руководителем группы «Юридическая помощь ОНЛАЙН», разберем подробнее ключевые моменты изменений, которые вступят в силу с начала марта 2024 года, и их влияние на права землепользователей.

Введены новые понятия в сфере мелиорации земель

Лесозащитные посадки, устройство дренажа, оросительные системы, водохранилища, гидротехнические сооружения — все это относится к элементам мелиоративных систем.

Мелиорация земли — это комплекс мероприятий, направленных на улучшение условий использования земель для сельского хозяйства, лесного хозяйства и других целей.

Учитывая, что на сегодняшний день на большой территории нашей страны происходит деградация земель и ухудшение плодородного слоя почвы, очень важно уделять внимание мерам, ориентированным на защиту земель.

Бударагин Александр Александрович — руководитель группы «Юридическая помощь ОНЛАЙН».📷    Объясняет юрист: тонкости изменений в Земельном кодексе РФ с 1 марта 2024 года
Бударагин Александр Александрович — руководитель группы «Юридическая помощь ОНЛАЙН».📷 Объясняет юрист: тонкости изменений в Земельном кодексе РФ с 1 марта 2024 года

В целях контроля и учета мелиоративных мероприятий Федеральным законом от 13.06.2023 № 244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (закон № 244) внесены поправки в закон о мелиорации земель и в Земельный кодекс РФ.

В частности, 244 законом в закон о мелиорации введены новые понятия: агролесомелиоративные и агрофитомелиоративные насаждения.

Если понятие агролесомелиоративных насаждений существовало и ранее, но называлось немного по-другому — мелиоративные защитные лесные насаждения, то понятие агрофитомелиоративных посадок ранее как в законе, так и в Земельном кодексе отсутствовало.

В связи с внесением изменений и введением новых понятий в закон о мелиорации соответствующие изменения внесены и в статьи Земельного кодекса, регулирующие права и обязанности владельцев земельных наделов в области охраны земель, а именно: изменения внесены в подп. 3 п. 2 и в пункт 5 статьи 13 кодекса, в подп. 3 п. 1 статьи 40 кодекса, в пункт 2 статьи 77 и в пункт 1 статьи 78 кодекса.

В указанных нормах ранее существовавшее понятие «мелиоративные защитные лесные насаждения» заменено на новое — «агролесомелиоративные насаждения», кроме того, нормы дополнены новым понятием «агрофитомелиоративные посадки».

Важно!Агролесомеративные насаждения — это лесные посадки как естественного, так и искусственного происхождения, предназначенные для защиты почвы от разрушения и произрастающие на землях сельхозназначения. Агрофитомелиоративные насаждения — это исключительно искусственные насаждения, такие как кустарники, растительность и иные, которые специально высаживают на землях сельхозназначения в целях защиты земли от деградации.

Помимо указанных выше изменений, с марта 2024 года вводится в действие «Порядок осуществления учета агролесомелиоративных насаждений, состава, формы и порядка предоставления сведений, подлежащих такому учету» (утвержден Приказом Минсельхоза от 27.10.2023 № 820), в соответствии с которым собственники участков обязаны осуществлять учет указанных насаждений и предоставлять сведения о них в уполномоченный орган минимум один раз в два года.

Увеличен максимальный срок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

В нашей стране, согласно Земельному кодексу, граждане имеют возможность получить от государства в аренду участок земли для сельского хозяйства, это осуществимо как посредством участия в торгах, так и в отдельных случаях, минуя эту процедуру.

Рассматриваемые изменения приятно обрадуют лиц, заинтересованных в получении от государства участка в аренду.

Статьей 3 закона № 244 вносятся изменения в подп. 12 п. 8 статьи 39.8 Земельного кодекса, которыми увеличивается максимально возможный срок нахождения земельного участка в аренде у физического лица.

Эти изменения касаются только земельных участков, предоставляемых для покоса травы, выпаса домашних животных и выращивания овощей.

После 1 марта 2024 года, согласно внесенным в кодекс изменениям, срок, на который предоставляются подобные участки из государственной или муниципальной собственности физическим лицам, увеличивается с 3 до 5 лет.

Стоит отметить, что измененная норма кодекса содержит ограничения только в отношении максимального срока аренды, заключить договор аренды возможно на срок меньше указанного, например, на два или три года.

При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается. 2. При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок.

Обзор ключевых изменений законодательства за 2023 год

Федеральный закон от 13.06.2023 № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 13.06.2023 № 228-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Президентом РФ подписаны Федеральный закон от 13.06.2023 № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 13.06.2023 № 228-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данные законы направлены на приведение законодательства РФ в соответствие с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающими новый вид муниципального образования – муниципальный округ.

С учетом того, что вопросы местного значения муниципальных округов и городских округов совпадают, в законодательных актах РФ полномочия органов местного самоуправления муниципальных округов предусматриваются по аналогии с полномочиями органов местного самоуправления городских округов.

С этой целью принятыми федеральными законами вносятся изменения в Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и другие законодательные акты РФ.

Оба закона начинали действовать 24.06.2023.

Федеральный закон от 13.06.2023 № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Принят закон о лесной амнистии 2.0 (Федеральный закон от 13.06.2023 № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Теперь при внесении в ЕГРН сведений о границах населённых пунктов и сведений о границах лесничеств, содержащихся в ЕГРН, границы будут приводиться в соответствии с описанием местоположения границ населённых пунктов. Устранение пересечений будет осуществлять орган регистрации прав в течение 5 рабочих дней после выявления пересечения. Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и вступили в силу 13.06.2023.

Также с 01.01.2025 орган регистрации будет обязан вносить в реестр границ сведения о границах лесничеств таким образом, чтобы границы лесничества не пересекали границы населенного пункта, земельного или лесного участка. А в случае выявления пересечения границ лесничества и лесного участка такой участок или включается в границы лесничества (если расположен в границах лесничества) или исключается из границ лесничества (если расположен за границами лесничества). При этом не подлежат включению в границы лесничества, расположенного на землях лесного фонда земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда.

Федеральный закон от 10.07.2023 № 305-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Документом внесен ряд изменений в Градостроительный кодекс РФ. В числе прочего внесены изменения, предусматривающие, что только Правительство РФ будет обладать полномочием по установлению порядка подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий исторических поселений федерального и регионального значения. Ранее такой порядок мог устанавливаться также нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

Изменения вступили в силу 01.09.2023.

Федеральный закон от 04.08.2023 № 438-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данный закон вносит изменения в Градостроительный, Земельный кодексы РФ, в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и ряд других федеральных законов.

Основные изменения заключаются в следующем:

  1. Установлены «регуляторные песочницы» для реализации проектов по строительству объектов капитального строительства. В этом случае могут быть установлены специальные особенности осуществления градостроительной деятельности, предусмотренные Федеральным законом от 31.07.2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». Экспериментальный правовой режим состоит в применении в течение определенного периода времени специального регулирования, отличающегося от установленного законом.
  2. Установлена обязанность актуализации схем территориального планирования, предусматривающих размещение линейных объектов федерального, регионального и местного значения, не реже одного раза в двадцать лет, иных схем территориального планирования – не реже одного раза в 10 лет. Если актуализация не произошла, такие схемы применяются исключительно в целях определения сведений о видах, назначении, наименовании и местоположении существующих объектов федерального, регионального и местного значения. Указанное правило пришло на смену требованиям о сроках действия схем территориального планирования. Фактически законодатель переходит от разработки документов «на срок», к актуализации единожды разработанного документа.
  3. 3. Представительный орган местного самоуправления сельского поселения по своему усмотрению вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки генерального плана и правил землепользования и застройки. Раньше это можно было сделать только если в поселении не предполагалось изменение существующего использования территории и отсутствовала утвержденная стратегия его социально-экономического развития, а также в случаях, если на территории поселения не было предусмотрено размещение объектов федерального, регионального и местного значения муниципального района.
  4. Единый документ территориального планирования и градостроительного зонирования теперь может быть подготовлен и утвержден применительно к территориям двух и более поселений и (или) муниципальных, городских округов и (или) отдельных населенных пунктов, входящих в их состав. Такой документ должен будет утверждаться высшим исполнительным органом субъекта РФ. Ранее разработка единого документа была предусмотрена только для отдельных муниципальных образований, такие документы утверждаются представительным органом местного самоуправления.
  5. До 01.01.2027 установлен особый порядок для установления границ населенных пунктов и территориальных зон. Указанные границы могут пересекать границы земельных участков линейных объектов и земельных участков, имеющих пересечения между собой. В отношении соответствующих границ в описании местоположения указывается информация о наличии пересечений и необходимости их устранения. Муниципалитет направляет информацию о таких пересечениях для их устранения в Росреестр, согласовывает предложения Росреестра по устранению пересечений.
  6. Уточнены правила установления границ территориальных зон. Ранее был установлен запрет на пересечение границ территориальных зон с границами земельных участков, за исключением участков для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов. Теперь границы территориальных зон также не могут пересекать границы муниципальных образований, населенных пунктов, но могут пересекаться с границами ЗОУИТ, ТОКН, границами территорий исторических поселений федерального и регионального значения. Данное изменение носит технический характер и принято в целях приведения в соответствие с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости».
  7. Введено положение о том, что изменение категории, видов разрешенного использования, предоставление разрешений на условно разрешенный вид разрешенного использования земель или земельных участков не влекут за собой прекращение прав землевладельцев и землепользователей таких земель и земельных участков.
  8. Уточнены требования к установлению границ земельных участков. Образование земельного участка, граница которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, как и раньше, не допускается, кроме случаев, когда земельный участок образовывается для пользования недрами, размещения и эксплуатации линейных объектов (и их частей). Кроме этого, теперь не является препятствием для образования земельного участка пересечения наличие пересечения его образуемых границ с границами ЗОУИТ, публичного сервитута, ТОКН, ООПТ, ОЭЗ, охотничьих угодий, ТОР, ЗТР РФ, игорных зон, территорий, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд, Байкальской природной территории и ее экологических зон. Также допускается образование земельных участков, расположенных в границах полос отвода автомобильных дорог, при отсутствии проекта межевания территории, на основании схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (за исключением случаев, если образование земельного участка требуется для реконструкции автомобильной дороги).
  9. Уточнен порядок внесения сведений об административных границах и границах территориальных зон в ЕГРН.

В случае если в результате внесения сведений о границах субъектов РФ, муниципальных образований, населенных пунктов требуется изменение сведений об адресах объектов недвижимости, Росреестр составляет перечень таких объектов и направляет его в уполномоченный на изменение адресации орган.

В случае, если в результате внесения сведений о границах субъектов РФ, муниципальных образований обнаружено их пересечение с границами земельных участков Росреестр составляет перечень участков, пересекающих указанные границы и направляет органам власти, уполномоченным на установление границ, для устранения пересечений.

Орган регистрации прав наделен обязанностью устанавливать/изменять категорию земель земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, без предоставления ему решений органов государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении таких земельных участков к землям населенных пунктов.

Уточнены правила корректировки границ населенных пунктов и территориальных зон в случае выявления их пересечений с границами земельных участков. Теперь критерием включения или исключения земельного участка из границы населенного пункта или территориальной зоны является его нахождение в границе на 50% и более. Ранее критерием было его нахождение земельного участка в границе населенного пункта или территориальной зоны на 75% и более. Также при решении вопроса о корректировке границ учитываются сведения ЕГРН о категории земель (с учетом того, чтобы земельные участки, не отнесенные к категории земель населенных пунктов, не были включены в границы населенного пункта). Вместе с тем принятое решение об изменении границы населенного пункта и территориальных зон Росреестр обязан согласовать с органом, утвердившим документы территориального планирования и правила землепользования и застройки, а также правообладателем земельного участка.

В случае если границы населенных пунктов пересекаются с границами земельных участков, расположенных на ООПТ или границами ООПТ федерального и регионального значения, предложения на согласование направляются также в ФОИВ, орган исполнительной власти субъекта РФ, в ведении которых относится такая ООПТ.

В случае если границы населенных пунктов, территориальных зон пересекаются с границами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения предложения также направляются на согласование в высший исполнительный орган субъекта РФ, на территории которого расположены муниципальное образование, населенный пункт. В течение 30 дней с момента отправления предложений по изменению границ, стороны вправе согласовать такие предложения либо предоставить иные предложения на согласование. Предложения, приводящие к пересечению границ земельных участков, не учитываются.

В случае если в вышеуказанный срок предложения от сторон не поступили, то предложения органа регистрации прав считаются согласованными и такие предложения служат основанием для изменения границ населенных пунктов, территориальных зон.

В случае если предложения правообладателей земельных участков и государственных органов, органов местного самоуправления различаются, предпочтение отдается предложениям органов публичной власти.

В случае, если предложения органа регистрации прав не согласованы органами публичной власти и правообладателями земельных участков и не предоставлены иные предложения от таких органов или правообладателей, орган регистрации прав направляет уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон в ЕГРН.

Органом государственной власти субъекта РФ может быть введен порядок изменения границ населенных пунктов, территориальных зон, пересекающихся с границами земельных участков, без согласования с указанным органом и органами местного самоуправления.

Изложенный выше порядок изменения границ населенных пунктов не применяется в случае, если границы населенного пункта одновременно являются границами муниципального образования и (или) границами между субъектами РФ.

Если регистрация осуществляется на основании нотариально удостоверенных документов, ее срок составляет 3 рабочих дня, в случае поступления документов в электронной форме - 1 рабочий день, а при обращении через МФЦ с нотариально удостоверенными документами - 5 рабочих дней.

Автор статьи: Бударагин А.А.

Заглавное фото: Лукьянов Дмитрий, AgroXXI.ru.

Оригинал статьи на AgroXXI.ru

Интересна тема? Подпишитесь на наши новости в ДЗЕН | Канал в Telegram | Группа Вконтакте | Дзен.новости.