В России хотят запретить маркетплейсам вводить платный возврат товаров
В Госдуму внесут новый проект закона о регулировании маркетплейсов, который запретит требовать с покупателя компенсацию за возврат товара. Авторами инициативы выступили глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев от «Единой России», пишет 5 марта РБК.
Законопроект устанавливает общее регулирование для всех маркетплейсов, которые законодатели называют «агрегаторами информации о товарах», и дополнительное для тех, которые занимают более 20% на рынке. В пояснительной записке сказано, что законопроект призван восполнить пробелы в законе, которые способствуют монополизации рынка и ставят продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов в невыгодное положение. В тексте говорится, что маркетплейсы могут злоупотреблять возможностью одностороннего изменения условий работы, вплоть до наложения строгих санкций и блокировки аккаунтов за нарушения договоров оферты.
Предполагается, что контролировать соблюдение этих норм будет ФАС.
Для крупных маркетплейсов, доля которых на рынке более 20%, предлагается ввести запрет на:
- изменение условий договора в одностороннем порядке без уведомления за 30 дней. Исключение — если изменения нужны для обеспечения безопасности покупателей, контрагентов или самой компании, предотвращения технических сбоев или иного вреда;
- на дискриминационные условия и препятствия для доступа на рынок — по закону «О защите конкуренции»;
- на навязывание дополнительных услуг, а также условия о продвижении товаров за счет снижения цены без согласия контрагента;
- проведение безвозмездной распродажи товаров за исключением тех, которые относятся к собственным товарам;
- препятствование деятельности контрагентов на других площадках;
- создание преимущества для продажи собственных торговых марок по сравнению с товарами других продавцов.
Совокупная стоимость всех услуг подобных агрегаторов продавцу не должна превышать 10% от общей стоимости товара, в отношении которого оказаны такие услуги. Суммарный размер неустоек за неисполнение продавцов договора не должен превышать 15% от стоимости услуг, в отношении которых допущено нарушение.
Для всех маркетплейсов законом предлагается установить общие требования к договору об оказании услуг. Интернет-площадки обяжут проверять документы и профиль контрагентов, а заключенный договор должен будет размещен на сайте. Маркетплейсы будут проверять возраст покупателей при продаже товаров, которые предназначены для граждан, достигших определенного возраста.
В числе других ключевых положений прописан запрет на требование с покупателя компенсации за возврат товара. Что касается реализации продуктов питания, то отношения интернет-площадки с поставщиками предлагается регулировать как отношения розничных торговых сетей. Также вводится норма, которая позволяет правительству обязать площадки маркировать отдельные товары, использовать аппаратуру для обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других запрещенных товаров.
В прошлом году генпрокурор РФ Игорь Краснов поручил организовать проверку Wildberries из-за введенной комиссии за оплату товаров с использованием карт Visa и Mastercard, а также из-за списания средств за возврат товаров. В надзорных мероприятиях участвовали Роспотребнадзор и Банк России. По результатам проверки маркетплейс изменил свои правила. В итоге покупатели получили возможность отказаться от товара в течение 14 дней, даже если он технически сложный. При этом датой возврата продукции определен момент отказа от нее.
Полностью отменять платный возврат Wildberries не стал. По словам гендиректора интернет-площадки Татьяны Бакальчук, клиент может заказывать много из-за того, что не всегда угадывает свой размер. В итоге страдают продавцы, товар которых приходит в негодность.