Казалось бы, ничего неожиданного, просто сорвалась очередная госпрограмма в Российской Федерации. Сколько уже мы не увидели удвоений ВВП за 10 лет, достижения уровня Португалии по душевому ВВП или создания 25 миллионов высокооплачиваемых рабочих мест. Но тогда это не стало разочарованием, поскольку поверить в их исполнение могли поверить только, мягко говоря, наивные простаки.
А вот программа авиастроения , казалось бы, не имела подводных камней. Не требовалось построить самолет, превосходящий все мировые разработки. Не нужно рвать мировые рекорды высоты, скорости и дальности. Не нужно (при нашем «среднем» классе)строить борт на 600 человек, способный лететь на 10000 км. Не нужен (пока) транспортник на 180 тонн. Не нужен (массовым перевозкам) самолет типа Ту-144 со скоростью 2400 км/ч. Нужны машины золотой середины. Более того, нужны самолеты, которые должны хотя бы чуть улучшить характеристики, с которыми летают самолеты, разработанные в 70-90-е годы XX века. С учётом новых материалов, совершенного бортового оборудования и численного моделирования (САПР), базирующегося на немыслимых для 1978 года вычислительных возможностях на каждом конструкторском столе, задача выглядела более чем решаемой.
Сначала вспомним историю с Ил-112В. Самолет должен был заменить старичка Ан-26, вполне обычную и даже заурядную на сегодняшний день конструкцию с полезной нагрузкой в 5 тонн. Но выяснилось, что самолет взлетным весом в 20 тонн перегружен на 10%. И никто не скажет, что его делали наспех, проектирование растянулось , наоборот, на десятки лет! Такое впечатление, что компьютеры, способные считать хоть до сорокового знака после запятой, считают хуже, чем логарифмические линейки при Хрущёве. С инженерной точки зрения, если деталь делать на 10% тяжелее, то она должна быть либо на 10% длиннее, либо на 10 % шире, либо на 10% толще. Возможно, она изготовлена с превышением в 3% размера по каждой из трёх осей координат. Портнихе, например, мы бы не простили, если бы она метровые брюки сшила с длиной 110 см. Садовые участки сейчас размечают с точностью до сантиметра, но там и расстояния измеряются десятками метров. А вот в авиации могут себе позволить, имея живой образец из 1971 года, набрать паразитного металла 2 тонны на 14 тонн сухого веса аэроплана. Теперь разработка закрыта и те же умельцы создают новый самолет с удвоенной нагрузкой. Они постараются.
А теперь на два года отодвигают серийный выпуск МС-21. Более того, на март 2024 еще «не сформирован окончательный облик самолета». Но лишнего веса там уже свыше 5 тонн. Для 70-тонного самолета это 7,5% паразитных материалов. Нам говорят, что это нормально для новой конструкции и лишний вес будет устранен в процессе производства серии. Но высокие компетенции, прогресс в конструкционных материалах и компьютерные программы моделирования нагрузок вообще-то должны как раз снижать вес на проценты. Теперь можно рассчитывать прочность с любой точностью, которую способна дать теоретическая модель. А нынешние обрабатывающие центры и технологии 3D-печати способны убирать неработающий материал из самых недоступных мест конструкции.
А что вы хотели? Мы же за образец взяли последние годы существования Российской империи Романовых. А там было интереснейшее свойство при производстве тогдашних высоких технологий – боевого судостроения. Тогда эскадренные броненосцы строились с перегрузкой с подавляющим постоянством. Из десятилетия в десятилетие с упорством, достойным традиции.
И в следующих публикациях нам придётся присмотреться к этой истории техники и технологии и чем это закончилось, а именно – широкому полю различных аспектов Русско-Японской войны и эпохой Революций в России.