Найти в Дзене

Современная стратегия - это процесс

Начнем с простого определения. Cтратегия - есть путь из точки А в точку В, который всегда проходит через изменение бизнес-модели и необходим для достижения стратегических целей.

Ключевое отличие стратегии от тактики вовсе не в горизонте планирования, как многим кажется. Основных отличий всего два - и они очень простые на первый взгляд:

1) стратегические решения всегда принимаются не из настоящего, а из будущего, опираясь на то, куда мы хотим прийти;

2) эти решения критически важны и оказывают значительное влияние на развитие бизнеса.

Для того, чтобы заниматься стратегией важно правильно определить точку А и представить себе точку В.

Точка А - это наше текущее положение, основная задача стратега в этой точке - не просто понять, как функционирует компания и с какими проблема сталкивается, а выявить корневые проблемы и блоки, которые ограничивают ее рост. На этом этапе мы будем глубоко анализировать финансовые показатели, P&L, оценивать рыночную позицию, делать аудит ассортимента, коммерческой политики и затрат, смотреть на культуру и структуру, сильные и слабые стороны, оценивать позиционирование и потребительское восприятие - это даст нам максимальное представление о том, где мы сейчас. Но самое важное, определить ключевой конфликт.

Компании редко не понимают куда идти и ничего не знают о рынке и бизнесе, чаще - решения находится в их зоне видимости, но они не в силах их исполнить, потому что ограничение не устранено - и именно оно не дает компании двигаться. Важно, что оно бывает как внешним, так и внутренним.

Точка В - это видение того, куда мы хотим прийти. Важно понимать, что видение - это не высокопарные слова, а реальное проговаривание важных для бизнеса вещей:

  • какой компаний мы хотим стать (какого масштаба)?
  • на каком рынке мы себя видим (его границы)?
  • какими технологиями мы хотим обладать, какого уровня бренды развивать?
  • какой корпоративной культурой нам важно обладать?
  • как наша компания должна функционировать с точки зрения процессов?

Ответы на эти вопросы и будут теми самыми ориентирами, которые важно учитывать при разработке стратегии. В идеале, чтобы видение формулировал собственник компании, так как он лучше всех способен определить амбиции своего бизнеса.

Стратегический план - это тот самый путь, состоящий из набора решений и действий для достижения видения. Важно понимать, что образ будущего субъективен, и он может меняться с течением времени, поэтому стратегия - тоже нуждается в уточнении. Постоянная верификация - это и есть стратегический процесс, который крайне необходим при работе в неустойчивой среде.

Современная стратегия - не презентация, выточенная в камне. Это функция бизнеса, такая же живая, как любые другие процессы в компании, и она нуждается в постоянном управлении.