История развития религии шла по определенному сценарию, в котором выделяются основные этапы и направления: Веды - Буддизм - Майавада - Вайшнавизм - Авраамические религии (Христианство, Иудаизм, Ислам)
Все они имеют свои особенности, отличия, у каждого своя роль в истории, и причины возникновения.
Начать тут нужно с небольшого экскурса в тему летоисчисления
Ведическое время существования жизни на планете отличается от общепринятого в науке и наших западных религиях.
Сейчас иы живем в период Кали-юги - это четвертая эпоха во временнОм цикле по ведическому летоисчислению: Сатья - Двапара - Трета - Кали.
Кали-юга началась примерно 5000 лет назад - 18.02.3102 года до н.э.
Но известная нам наука, история и религии рассматривают мироздание только в пределах этой кали-юги, и не берут во внимание ведические факты, считая их мифами.
Начало кали-юги берется как начало творения, а ее конец и переход в новый цикл, в сатья-югу - как конец света. История Адамы и Евы есть в Ведах, она произошла как раз на заре кали-юги и повествует о зарождении людей нового времени.
Веды дают более широкую картину. А если смотреть только кали-югу, то картина получается совсем другая.
В зависимости от разности координат, меняется то, КОГО считать предками.
Согласно ведической картине, предками людей никак не могут быть обезьяны и хомосапиенсы. В ведические времена люди были очень могущественными, духовно и нравственно развитыми, жили по определенному укладу жизни, который приписывали Веды (варны и ашрамы), что было показателем цивилизованного общества.
Довольно подробно этот вопрос я описала в статье о Кали-юге и ее особенностях.
🔘 Ведические времена
это период ДО начала Кали-юги - 3 юги: сатья-трета-двапара - то, что не рассматривает современная наука, история и религии.
В ведические времена существовали ТОЛЬКО ВЕДЫ, и не было никаких других видов религий, философий, учений и тд. Даже индуизма не было.
Все они появлялись только в период кали-юги, то есть в последние условно 5000 лет. И у каждой был свой исторический контекст и роль. Вот об этом и будет рассказ в этой статье далее.
Тут нужно хорошо понимать, что такое Веды в широком смысле этого понятия, как знания, философия, религия. Для этого можно почитать хотя бы статью про Веды.
Веды это не нынешний индуизм со всем его множеством богов, набором религий и хаосом в понимании философии.
Люди знали Веды, Веданту, весь уклад жизни был устроен согласно писаниям и законам Вед. Таким образом, люди знали и признавали пирамиду Вед с ее ступенями - карма, гьяна, дхъяна (медитативная йога) и бхакти. Все знали, что Вишну - это Верховную Личность Бога, и поклонялись Ему во множестве Его проявлений, будь то полубоги или Параматма.
В минувшие времена все освобожденные души обладали знанием о Моей трансцендентной природе и действовали в соответствии с ним. Исполняй свой долг, следуя их примеру. Бхагавад-Гита 4.15
Таким образом, в ведические времена был ПЕРСОНАЛИЗМ - то есть признание личностной формы Бога, что является высшим пониманием Абсолютной Истины.
Дальше можно вспомнить статью про жертвоприношения, где рассказывала всю важность этого процесса. как он отражал уклад жизни, понимание взаимосвязей во вселенной. А так же то, что существовали разные рекомендации для поклонений в каждую эпоху сатья-трета-двапара, потому что уже сознание шло вниз, и требования упрощались, хоть это и был очень большой промежуток времени.
🔘 От вайшнавов к млеччхам
По закону материального мира, он же закон энтропии и второй закон термодинамики - в закрытом пространстве все идет к деградации, хаосу и разрушению со временем. А материальная вселенная - и есть закрытое, ограниченное пространство. Значит, Вселенная не эволюционирует, а деградирует от момента создания до разрушения.
Таким образом, чем ближе была кали-юга, тем люди все больше деградировали: гуны благости становилось все меньше, а гуны невежества - больше, поэтому понижалось сознание людей, понять Ведические писания было сложно, законы Вед нарушались, у религиозных обрядов терялся смысл, оставались лишь формальные следования, духовность угасала.
Таким образом появилась цивилизация млеччхов - это люди кали-юги.
Шримад-бхагаватам 1.16.20 говорит следующее:
"Существует классификация людей в соответствии с глубиной их веры в Верховную Личность Бога. Верующие люди первого класса — это верующие вайшнавы и брахманы, за ними идут кшатрии, а потом вайшьи, затем шудры, ниже идут - млеччхи, яваны и чандалы.
Деградация человеческой природы начинается с млеччх, а чандалы — ее последняя ступень. Все эти термины никогда не прилагались только к определенной общине или роду. Они являются качественными характеристиками людей. Мясоедов, как правило, называют млеччхами."
Брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры - это тот самый уклад ведического общества (варны). И когда соответствующие каждой варне качества были потеряны, и качествами млеччхов стали обладать даже брахманы, уже никто не мог правильно понимать и следовать Ведам.
Потерялся истинный смысл процесса ягьи (жертвоприношения), и брахманы стали проводить их с убийствами животных. Они говорили "в Ведах так написано", и убийство животных стало повсеместно и легализовано.
🔘 БУДДИЗМ
Чтобы это остановить на Землю пришел Будда и принес философию Буддизма, главной целью которой была АХИМСА - НЕНАСИЛИЕ. Это первое, что появилось кроме Вед вообще, и в кали-югу.
Из-за низкого уровня сознания большинства людей и текущего состояния жизни не было ни времени, ни возможности объяснить людям, что они понимают Веды неправильно. Нужна была революция. Проще всего было сказать "забудьте все, что вы знаете вообще". И буддизм - был стал этим решением.
Буддизм - это атеистическая философия.
Будда отверг все Веды, и вместе с ними и Бога - нужно отринуть все Веды, нет Бога, не нужны никакие жертвоприношения и иные обряды!
Но мало кто понимает - почему? Не потому что Веды плохие, и не работают, а потому что люди стали плохие, и инструмент стал нерабочий. Именно поэтому и сейчас мало кто видит эффект и истинный глубокий смысл ведической философии.
Сам буддизм, насколько мне известно, об этом не говорит, и последователи буддизма часто ругаются на ведическую версию появления буддизма. Правда, еще нужно учесть, что тот буддизм и нынешний - это уже тоже совершенно разные вещи.
Другие особенности буддизма - в конце статьи, чтобы тут не перегружать смысл пока.
Вот что говорится о приходе Будды в Шримад-бхагаватам 2.7.37
"Когда атеисты, досконально изучив ведическую науку, уничтожат обитателей разных планет вселенной, летая по небу на невидимых космических кораблях, построенных великим ученым Майей, Господь внесет путаницу в их умы и, облачась в привлекательные одежды Будды, будет проповедовать принципы, предшествующие религиозным."
Проповедуемый им принцип ахимсы сам по себе еще не является религиозным принципом, однако это одно из важнейших качеств по-настоящему религиозного человека. Это религия на уровне здравого смысла — она учит тому, что человек не должен причинять вред животным или другим живым существам, поскольку в конечном счете это обернется против него самого.
🔘 ИМПЕРСОНАЛИЗМ / МАЙАВАДА
Итак, когда эта задача была решена, а вся Индия жила под буддизмом - встала следующая задача - вернуть Веды и Бога. Нужно было направить людей снова в сторону Бога - вывести людей из атеизма и привести к теизму. Но так как резко переход от атеизма сразу к высшему пониманию Бога в его личностном аспекте - сделать было невозможно - нужна была промежуточная философия между Атеизмом и Персонализмом (философия бхакти, вайшнавизм).
И эта роль была возложена на Господа Шиву, который принял облик Шанкары, и принес философию ИМперсонализма в виде АДВАЙТА ВЕДАНТЫ.
АДВАЙТА- переводится как "неделимое на два", то есть Бог и Душа - едины и нет различий - это философия единства Души и Бога, что между ними нет различий, а значит, каждый может быть Богом, или есть Бог.
Отличие ДВАЙТА Веданты - Бог и Душа - не единое целое, а точнее, Бог и Душа тождественны по своим духовным качествам, а количественно - разные. Например, капля океана обладает такими же качествами и свойствами воды, как океан, но капля не является океаном.
ИМперсонализм - значит "НЕТ ПЕРСОНЫ", то есть Бог есть, но это что-то безличностное = свет, идея, мораль, любовь и тд.
Основная форма имперсонализма - МАЙАВАДА - все есть иллюзия, и после освобождения душа сливается со светом, и теряет индивидуальность, личность.
Таким образом, Шанкарачарья стал опровергать буддизм и распространять Веды в не совсем верной трактовке, он давал имперсональные представления о Боге, используя косвенные трактовки Вед.
В Падма Пуране написано, как Шива рассказывает своей супруге о своей задаче, которой его наделил Верховный Господь Вишну:
"Философия майавады - нечестива, это асад шастра - нечистая шастра, это скрытый буддизм. Моя дорогая Парвати, в кали-югу, приходя как брахман, я преподаю эту ложную философию майавады. Чтобы обмануть атеистов, я описываю Верховную Личность Бога - без форм и без качеств."
Философия Шанкары с точки зрения истинности Веданты - изначально была ложной философией, но у нее было ДВЕ ЦЕЛИ:
- вернуть людям Веды и Бога.
- дать альтернативу тем, кто не готов познавать Бога, как Личность, и так разгрузить Верховную Личность Бога от лишних беспокойств.
Хотя внешне между буддизмом и имперсонализмом не было особого различия, смысл был в глубине - философия Шанкары основывалась на Ведах, хоть и криво, но тем самым, читая Веды, у людей был шанс рано или поздно прийти по эволюции сознания к персонализму, а у буддистов - нет.
🔘 ПЕРСОНАЛИЗМ / ВАЙШНАВИЗМ
Следующий исторический этап был - вернуть Ведам истинный смысл и принести Бога, как Личность - это период Бхакти-йоги и вайшнавизма.
Эта функция легла на великих вайшнавских Ачарьев - Мадхава, Рамануджа, Нимбарка, Вишнусвами, которые стали основателями 4 главных вайшнавских сампрадай: Брахма, Рудра, Шри и Кумара.
Они в свое время разгромили учение Шанкары, и установили философию преданного служение Личности Бога - бхакти-йогу.
Очень подробно о том, что такое БХАКТИ - в статье "Лестница йоги"
Почему Персональное видение Бога - это высшая ступень отношений с Ним - в теме устройства Вед вот тут
Эта битва между философиями персонализма (бхакти) и майавады - основная в истории ведической философии, и идет по сей день.
Сейчас философия имперсонализма стала снова весьма популярной и распространенной. Различить майаваду от бхакти не так легко, особенно новичкам, поэтому легко угодить в эту философию из-за ее привлекательных ноток. Но вот конечная точка у нее не очень привлекательная для души, поэтому майавада считается духовным самоубийством и последней ловушкой на духовном пути. Когда кажется. что уже вот нашел, пришел, но в последний момент свернул не туда.
В современном прочтении майавада принимает опасные направления мысли, как МОНИЗМ - "все едино" и НИРВИШЕША - "нет разницы"
- если Бог и Душа неделимы, значит человек - и есть Бог.
- все одинаково хорошо, выбирай что хочешь - любой путь, любой Бог, любое средство и тд.
- Все относительно - нет ни добра ни зла, никакой абсолютной истины, каждый живет со своей правдой
- какая разница, что пить - воду или водку
- теряется разница между духом и материей
Такими вещами можно оправдать что угодно в жизни.
Ну а дальше пришли Авраамические религии - Христианство, Иудаизм, Ислам
С развитием кали-юги понадобились другие учения - согласно времени, месту и обстоятельствам.
Во всем этом процессе важно понять главный принцип
пророки и основатели любой религии и философии приходят по замыслу Бога (причем одного и того же) - напомнить людям некоторые правила, и дать новый духовный импульс, когда те начинают тонуть в невежестве и деградировать.
Каждый посланник приходит со своей миссией, с определенным посланием - для конкретного места и времени.
Все учения и писания даются согласно уровню сознания людей данной местности, кому оно принесено. И дано в нем только то, что нужно было передать этому народу для выполнения миссии.
Поэтому каждое такое учение, ВОЗНИКШЕЕ в кали-югу, нельзя считать абсолютно полным и верным на все времена и для всех людей и мест.
Когда Ийсус сказал "никто не придет в царствие Отца моего, кроме как через меня" - очевидно, что он имел в виду ТО место и ТО время, когда, действительно, не было другого варианта.
Поэтому, Коран и Библия, как и другие писания, которые пришли в кали-югу - не полные писания, в них содержится только то, что человек того времени мог осознать, и что ему нужно было передать. Давать лишнее просто нет смысла.
Говорить, что если в них чего-то не дано, значит это нет вообще - будет не верным. Например, очевидная вещь, что в Библии почти ничего не сказано про Самого Бога, хотя есть намеки, что Он существует, и Он - Личность: у Него есть имена, руки, и другие части тела (сяду я по правую сторону от Отца Моего). Но подробностей нет, почему? Потому что задача была в другом - принести заповеди и минимальные знания для направления людей - раз, и два - не было нужного уровня сознания для осознания Личности Бога.
В Исламе вообще запрещено как-либо изображать Господа, и говорить о нем, как о личности - это делано для защиты людей.
И чтобы человек своим несовершенным мирским сознанием не оскорблял Личность Бога, в наших основных религиях - Бог никак не представлен, это имперсональные учения.
Вот так с развитием кали-юги, мир снова пришел к имперсонализму.
У каждого учения - свое начало, свой путь и свой конец. НЕ ВСЕ учения ведут по одному пути и в одну конечную точку - потому что созданы они для разных людей и целей, и каждый выбирает исходя из своих внутренних предпочтений, желаний, целей на жизнь и после нее. Этот принцип широко раскрыт в статье Лестница йоги.
Хороший пример - с провайдерами связи: сама связь - одна, а вот условия предоставления - у каждого свои: качество связи, оплата, отношение продавца и покупателя и тд - и каждый выбирает, что ему больше подходит по его требованиям, получая свой результат.
Хотя корень всех религий один, и суть у них одна - развить любовь к Богу, но обусловленный ложным эго человек, смотрит на внешние формы, и следует им, вступая в конфликты с другими формами.
🔘 Послание Кришны через Бхагавад-гиту кардинально отличается от всех остальных писаний на Земле:
- Кришна - это сам Верховная Личность Бога - Он пришел в своей вечной изначальной форме, в которой Он живет в Духовном мире. Он не является аватарой, чьим-то воплощением или пророком.
- Бхагавад-гита - единственное писание, в котором Сам Господь напрямую от себя передает духовные знания.
- Бхагавад-гита НЕ возникла, как ситуативное решение, она передает суть Веданты, которая существовует вечность, и уже ни раз была поведана еще до Арджуны. Поэтому
- Бхагавад-гита, как и многие ведические писания, были лишь ЗАПИСАНЫ 5000 лет назад, но при этом не были созданы только тогда. Оно не возникло и не появилось, как самостоятельное учение, поэтому наверху в тексте я выделила фразу "любое ВОЗНИКШЕЕ в кали-югу учение", коим не является БГ.
- Учение Бхагавад-гиты - в отличие от писаний кали-юги - является самым полным духовным писанием, универсальным во все времена.
Некоторые стихи из Бхагавад-гиты об этом:
"Верховный Господь Шри Кришна сказал: Я открыл эту вечную науку йоги богу Солнца Вивасвану, Вивасван поведал ее Ману, отцу человечества, а Ману в свой черед поведал ее Икшваку". Бхагавад-гита 4.1
Арджуна сказал: Бог Солнца Вивасван родился намного раньше Тебя. Как понимать Твои слова о том, что на заре творения Ты поведал ему эту науку? Бхагавад-гита 4.4 - Этот вопрос Арджуна специально задал Кришне, чтобы выделить тот факт, что Кришна - не простой, как любой смертный человек рожденный на Земле.
"Хотя Я нерожденный и Мое трансцендентное тело нетленно, хотя Я повелитель всех живых существ, в каждую эпоху силой Своей внутренней энергии Я появляюсь в этом мире в Своем изначальном духовном облике.
Всякий раз, когда религия приходит в упадок и воцаряется безбожие, Я Сам нисхожу в этот мир, о потомок Бхараты. Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить устои религии, Я прихожу сюда из века в век" Бхагавад-гита 4-6.7.8
"Глупцы смеются надо Мной, когда Я прихожу в материальный мир в облике человека. Им неведома Моя духовная природа верховного повелителя всего сущего" БГ 9.11
Остальное можно изучить в статьях про Веды
🔘 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эта статья - общая структура того, как появлялись основные философии и религии, на базе которых уже шли свои ответвления и учения, поэтому важно понять суть основного. Как разобраться в самой основе любого учения - я дала в статье по лестнице йоги, она даже начинается с этого.
Все тонкости и подробности даны в других специализированных статьях. Если вдруг вам чего-то не хватило, было не до конца понятно - предлагаю не делать поспешных выводов, а изучить смежные темы, либо написать вопрос в комментарии, я направлю в нужную тему и статью.
Сначала идет тема уровня сознания - это что человек способен осознать, наж хорошо понять, что это значит, потому что это не про умный или нет. На него ложится то учение, которое он может понять, принять и следовать. От понимания этого уровня открывается картина - куда можно идти дальше, и что нужно для этого делать.
Ведическая философия не смотрит на процессы конфессионально, она описывает и объясняет процессы и взаимосвязи в мироздании - это называется самбандха-гьяна - основа духовных знаний, из которой потом растет весь путь.
🔘 Особенности буддизма
- это не ведическая философия
- в буддизме нет Бога, что дает ощущение свободы, хоть и мнимой. При этом они все равно поклоняются какой-то личности.
это философия пустоты (ШУНЬЯВАДА) - ничего не существует, все есть пустота, и после жизни всё уйдет в пустоту, сольётся с ней и перестанет существовать - есть одна нирвана. НИРВАНА - и есть пустота, тишина. Буддизм отодвигает внешнее проявление материальной деятельности, как что-то ненужное, так они уходят от суеты, беспокойства, неудовлетворённости и тд. Вся их практика нацелена на то, чтобы перестать чувствовать и отказаться от всех желаний - жить как в вакууме.
- Буддизм, так же как и другие философии, имеет свои разветвления и вариации. Нынешний буддизм уже так же сильно видоизменен по сравнению с изначальным.
- Буддизм и его нирвана стали синонимом спокойствия, тишины, релакса, отрешенности и тд.
- Именно этим она привлекает западного человека. Ему, уставшему от жизни порой хочется все бросить и отдохнуть от суеты, побыть в тишине, никаких взаимодействий с внешним миром. Это и есть буддизм. Но когда усталость проходит, человека все равно тянет к миру, общению, интересам.
- Буддизм предлагает подавлять желания и импульсы, как то, что ведет к беспокойству. Но это недолговечная и не совсем верная тактика.
- Веданта утверждает, что живое существо не может не чувствовать ничего и не хотеть. И ум, который питается чувствами, и желания - нужно кормить, только делать это правильно. Иначе начнется бунт Проблема человека - не в наличии желаний, а в их качествах - вот с этим работать будет плодотворнее.