Найти тему
Учитель Святости

книга Самуэля Логана Брэнгла •Когда сойдет на вас Дух Святой• Глава 13

ОГОРЧЕНИЕ СВЯТОГО ДУХА

Однажды в порыве мальчишеского гнева я произнес горячие злые слова, несколько несправедливые, в адрес другого человека, и это глубоко огорчило мою мать. Она почти ничего не сказала, и хотя память сохраняет только ее милое лицо, то выражение скорби я все еще вижу спустя треть столетия. Это единственное печальное воспоминание моего детства. Посторонний человек мог бы позабавиться или рассердиться на мои слова, но мать была опечалена до глубины души отсутствием у меня щедрой, самозабвенной, заботливой любви.

Мы можем разозлить незнакомца или врага, но скорбим только о друге. Святой Дух — именно такой Друг, более нежный и верный, чем мать; и неужели мы неосторожно оскорбим Его и отдалимся от Него, несмотря на Его любовь?

В каком-то смысле любой грех направлен против Святого Духа. Конечно, не каждый такой грех является непростительным, но тенденция всех грехов такова, и мы находимся в безопасности только тогда, когда избегаем самых зачатков греха. Только «поступая по Духу», мы свободны «от закона греха и смерти» (Римлянам 8:2). Поэтому бесконечно важно, чтобы мы остерегались оскорблений Духа, «чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евреям 3:13). Огорчение Святого Духа — очень распространенное и очень печальное оскорбление со стороны исповедующих христианство, и чаще всего именно в этом кроется слабость, невежество и безрадостность стольких последователей Христа.

Святой Дух огорчается, как и моя мать, от слов и духа, в которых нет любви.

В своих посланиях к Ефесянам Павел говорит: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим». И затем он добавляет: «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Ефесянам 4:29-32).

Чему нас учит здесь апостол Павел? Тому, что мы огорчаем Духа не каким-то огромным злодеянием, иудиноподобным предательством или искушением и ложью Святому Духу, как это сделали Анания и Сапфира (Деяния 5:1-10), а тем, что большинство людей считает незаметным и неважным; разговорами, которые развращают, вместо того, чтобы благословлять и созидать слушающих, сплетнями, горечью, жестокой критикой и придирками. В этом был грех старшего сына, когда блудный сын вернулся, и этим он пронзил горем доброе старое отцовское сердце.

Впадая в ярость, громкими, гневными разговорами, злословием и мелкой злобой, злостью, жестокосердием и непрощающим духом, мы огорчаем Его. Одним словом, если мы не понимаем, что весь мир — это дом нашего Отца; если среди соседей и друзей мы не поступаем, как среди дорогих Его детей, не относимся к ближним с теплотой и не приносим добрые жертвы друг другу, мы огорчаем Святого Духа. И это немаловажный вопрос. Это может иметь печальные  последствия.

Горько, жестоко и зачастую непоправимо шутить с ценной земной дружбой. Это вдвойне важнее, если речь идет о дружбе небесной; когда друг — наш Господь и Спаситель, наш Творец и Искупитель, наш Правитель и Судья, наш Учитель, Руководитель и Бог! Если мы несерьезно относимся к желаниям друга — особенно когда все эти желания находятся в полной гармонии с нашим высшим благом  — мы, возможно, не отдаляем друга от себя, но мы отдаляемся от него сами. Наши сердца охладевают к нему, хотя его сердце, возможно, разрывается от тоски по нам.

Чем хуже Саул обращался с Давидом, тем больше он ненавидел Давида. Такое отчуждение может мало-помалу привести к еще большему греху, к неуемному жестокосердию, к сомнениям и неверию, отступлению и отречению от Господа.

Лекарство от всего этого — чистое сердце, полное сладкой и нежной, самозабвенной, щедрой любви. Тогда мы будем «подражать Богу, как чада возлюбленные», тогда мы будем «жить в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас» (Ефесянам 5:1-2).

Но есть еще одно преступление — угашение Духа, которое объясняет сравнительную тьму и безжиненность многих детей Божьих.

В 1 Фессалоникийцам 5:16-19 Апостол говорит: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте».

Когда же дорогие дети Господа поймут наконец, что религия Иисуса — вещь простая и что именно лисенята «портят виноградники»? Не учит ли здесь Апостол, что не каким-то отчаянным, подлым поступком мы угашаем Дух, а просто пренебрегая радостью, молитвой и благодарением во всякое время и за все?

Чтобы не допустить проникновения солнечного света в ваш дом, необязательно заслонять небо — просто закройте жалюзи и задерните шторы; вы не будете лить в огонь бочки с водой, чтобы потушить огонь — просто перекройте вентиляцию; вы также не взрываете городской резервуар и не разрушаете все магистрали и трубы, чтобы перекрыть подачу воды — просто воздержитесь от открытия крана.

Итак, вам не нужно совершать какое-то великое зло, какой-то смертный грех, чтобы угасить Дух. Просто перестаньте радоваться из страха перед человеком или по своей прихоти; будьте чопорным и неприступным, как белое и отполированное надгробие; пусть бьющая через край радость будет обуздана; пренебрегайте молитвой, когда чувствуете в своем сердце легкое побуждение побыть наедине с Господом; не выражайте сердечную благодарность за все сострадательные милости Бога, верное наказание и любящие укоризны, и вскоре вы обнаружите, что Дух угашен. Он больше не будет радостно бить в тебе, как источник живой воды.

Но дайте Духу выход, свободу, шанс, и Он поднимется внутри вас и наполнит вашу душу светом, любовью и радостью. Несколько лет назад одна освященная женщина  решила одна провести свой ежедневный час с Богом; но, к ее удивлению, казалось, что она не могла найти Его ни в молитве, ни в Слове. Она искала в своем сердце доказательства греха, но Дух не показал ей ничего противоречащего Богу в ее разуме, сердце или воле. Она искала в своей памяти любое нарушение завета, какие-либо нарушенные клятвы, какое-либо пренебрежение или упущение, но не могла найти ничего.

Затем она попросила Господа показать ей, есть ли какой-нибудь невыполненный долг, какое-нибудь незамеченное повеление, которое она могла бы совершить и быстро, как мысль, пришли слова: «Всегда радуйтесь». Вы сделали это сегодня утром? Она не сделала. Это было напряженное и хорошо проведенное утро, но до сих пор в ее сердце не было определенной радости, хотя ей принадлежали многочисленные Божьи богатства и причины для радости всех христиан. Тотчас же она начала считать свои благословения, благодарить Господа за каждое из них, и радоваться Ему за весь путь, которым Он вел ее, за дары, которые Он даровал, и через несколько минут Господь предстал перед ее духовное сознание.

Она не согрешила и не противилась Духу, но неспособность радоваться в Том, Кто ежедневно спасал ее от бремени (Псалом 67:20), в некоторой степени угасила Дух. Она не подключилась к источнику, и поэтому ее душа не залилась живой водой. Она не помнила повеления: «веселись пред Господом, Богом твоим, о всем, что делалось руками твоими» (Второзаконие 12:18). Но в то утро она усвоила урок на всю жизнь и с тех пор сохраняла свою душу, подчиняясь многочисленным заповедям «радуйтесь в Господе».

Скорбь и угашение Духа не только оставит бесплодной и опустошенной отдельную душу, но и корпус, церковь, сообщество, целую нацию или континент. Мы видим это в больших масштабах во времена долгого и утомительного средневековья, когда свет Евангелия почти погас, и только кое-где тьму рассеивал факел истины, поднятый какой-то смиренной, страдающей душой, которая плакала и молилась и через мучительную борьбу находила свет.

Мы видим это также в тех корпусах, церквях, общинах и странах, где пробуждения неизвестны или остались в прошлом, где души не рождаются в Царстве и где не слышно радостного крика победы среди народа Божьего.

Огорчение и угашение Духа могут произойти непреднамеренно из-за недостатка размышления, молитвы и сердечной преданности Господу Иисусу; но они подготавливают путь и ведут к намеренному и сознательному сопротивлению Духу.

Противостоять Духу — значит бороться против Него.

Грешник, который, прислушавшись к призыву Евангелия и обличенный в грехе, отказывается подчиниться Богу в истинном покаянии и вере в Иисуса, сопротивляется Святому Духу.

У нас есть смелые и яркие исторические иллюстрации опасности сопротивления Святому Духу в бедствиях, обрушившихся на Иерусалим и преследовавших в течение двадцати веков евреев.

Десять казней, постигшие фараона и его народ, были десятью возможностями и открытыми дверями к Божьему благоволению и общению, которые они сами закрыли своим упорным сопротивлением только для того, чтобы их настигла ужасная катастрофа.

Иудеям Стефан сказал: «Вы всегда противитесь Духу Святому » (Деяния 7:51); осада и падение Иерусалима, резня и порабощение его жителей, а также все несчастья, постигшие евреев, последовали за их отвержением Иисуса, жестокосердием и духовной слепотой, которые быстро настигли их, когда они сопротивлялись всем стараниям и мольбам Его учеников, крещенных Духом Святым.

И то, что в большом масштабе случается с нациями, происходит и с отдельными людьми. Те, кто принимают Господа и повинуются Ему, просвещаются, благословляются и спасаются; те, кто сопротивляется и отвергает Его, к сожалению, предоставлены самим себе и, несомненно, поглощены разрушением.

Подобным образом христианин, который слышит об очищении и прощении всех грехов как о благословении, которое он может теперь получить по вере, и, осознав свою потребность в благословении и в Божьем желании и готовности даровать его ему сейчас, отказывается искать его всем сердцем, с посвящением и верой — этот человек противится Святому Духу. И такое сопротивление подвергает душу невообразимой опасности.

Пример этого мы видим в израильтянах, которые были выведены из Египта со знамениями и чудесами и проведены через Красное море и пустыню к границам Ханаана, но, усомнившись, отказались войти в землю обетованную. В этом они сопротивлялись Святому Духу и Его водительству так же уверенно, как и фараон, и с такими же катастрофическими последствиями для себя, погибая на своем злом пути. Ибо их грех был настолько же больше, чем грех фараона, насколько их свет превосходил свет фараона.

Сотни лет спустя пророк скажет о тех временах: «Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние. Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них» (Исаия 63:9-10).

Это говорит нам о том, что христиане должны бодрствовать, быть бдительными, молиться и спокойно следовать за Господом в радостном послушании и детской вере, если они хотят избежать тьмы и застоя, которые происходят от скорби и угашения Духа, и опасностей, которые, несомненно, приходят от противления Ему.

Всеоружье Твое пусть сияет

На рабах Твоих день ото дня.

Свету заповедей подчиняет,

К небесам приближает меня.

Неустанно молиться я буду,

Полагаясь на Господа впредь.

Если Божью заботу забуду,

Мне останется лишь умереть.