Как показывает современная история, США – мастера масштабных мистификаций, за которыми регулярно наблюдает весь мир. Что касается освоения космоса, то их деятельность в этой сфере историей сложно назвать, это, скорее, похоже на мифологию, талантливо рассказываемую специалистами NASA. И сегодня мы поговорим о Space Shuttle.
Орбитальная скорость
На самом деле, из широких масс людей лишь энтузиасты, разбирающиеся в технической стороне вопроса, задумываются о том, каким образом происходят космические запуски и возвращения. А если попытаться понять, как это делают американские Шаттлы, то вопросов возникнет больше, чем ответов.
Начнем с того, что эти космические челноки имеют только маршевые двигатели, которые нужны лишь для старта. Дальше тяжелый Шаттл планирует по орбите, а для этого нужна скорость (остановка чревата резким падением). МКС, например, для того чтобы удержаться на средней высоте в 400 километров развивает скорость 28 тысяч километров в час.
На МКС Шаттлы NASA доставляют космонавтов, модули и запасы. И с тем, как они долетают до станции, более-менее понятно, но путь домой выглядит как минимум странно. Сначала они уменьшают скорость посредством каких-то немыслимых акробатических трюков. Эту технику придумали еще тогда, когда на Луну летали (о лунной афере мы подробно рассказывали в нашей подборке). На полпути к спутнику посадочный модуль отстыковывался от Аполлона, переворачивался и пристыковывался обратно.
Подъемная сила
Современные Шаттлы точно также гасят скорость, переворачиваясь, включают маршевые двигатели, которые теперь работают в обратном направлении. Потом челнок снова переворачивается вперед носом, и начинает плавно падать по дуге. По заявлениям NASA, с орбиты в 200-300 километров Шаттл на нужной высоте, с нужной для посадки скоростью, выходил точно на аэродром. Однако многие специалисты утверждают, что такую посадку совершить невозможно.
В пример они приводят посадку самолетов, которая никогда не совершается при выключенных двигателях. Это все равно, что быстро ехать на автомобиле без тормозов. Для планирования на каждый квадратный метр крыла должно приходиться минимум веса. Поэтому планеры фанерные с большими и длинными крыльями. Самолет же слишком тяжел, для поддержания его в воздухе требуется подъемная сила, которая создается за счет воздушных масс, и обтекаемые крылья.
❗В связи участившимися случаями ограничения наших каналов и непрозрачностью контентной политики Дзена, мы занялись поиском альтернативных площадок для переноса публикаций. Вероятнее всего, такой площадкой станет приложение SFERA. Мы уже перенесли туда канал про Космос . А скоро в SFERA появится возможность добавлять длинные посты. В дальнейшем будет создан и сервис для статей.
Скачать мобильное приложение SFERA:
Когда самолет снижает высоту, скорость его увеличивается, но для посадки она должна быть малой. Поэтому пилот уменьшает тягу двигателя и тормозит о воздух (задирает нос самолета и выпускает закрылки). Если скорость снижается слишком сильно. Он убирает что-то одно из этого (закрылки опускает, увеличивает тягу или опускает нос). При этом он никогда не забывает о глиссаде (высоте полета).
Она имеет строгое определение и меняется наклонами корпуса, закрылок и рулей высоты. Понятно, что любое из этих действий меняет лобовое сопротивление, а значит, и скорость. Для того и нужны двигатели, ведь, если что не так (самолет зашел на полосу с неверной скоростью, или с неверным углом), всегда можно запустить двигатели и, взмыв в воздух, зайти на другой виток.
Посадочный маневр
Как официально излагают в NASA, на деле уход Шаттлов с орбиты начинается с закрытия дверцы полезной нагрузки, излучения избыточного тепла. После поворота вперед хвостом начинается горение OMS, которое занимает 2-4 минуты. Челнок возвращается в положение нос-вперед под углом в 40°. Передние реактивные двигатели системы управления реакцией освобождаются от топлива и отключаются. После входа в атмосферу S-образными поворотами аэродинамического торможения челнока управляют несколько систем, в том числе и GPC. Здесь используется ось крена, которая, не изменяя угла наклона, рассеивает избыточную скорость.
Система управления реакцией становится эффективной в нижних слоях атмосферы за счет рулей высоты и направления, а также элеронов. Когда до земли остается 46 километров, подключается тормоз скорости на вертикальном стабилизаторе. Датчики воздушных данных разворачиваются, а угол снижается до 36°. В 48 километрах от осевой линии взлетно-посадочной полосы находятся конусы выравнивания курса. Там челнок делает последние повороты, рассеивая избыточную энергию. С перемещением в дозвуковой режим аппарат полностью уходит в ручное управление.
За 10 секунд (на высоте в 91 метр) до приземления выпускаются шасси, Шаттл при этом летит со скоростью 150 м/с. Последний маневр еще немного снижает эту скорость. По приземлении шасси из вертикального стабилизатора выдвигается тормозной парашют, снижающий скорость до 70 м/с. Далее только остановка, отключение компонентов полета и выход экипажа на свежий воздух.
Однако не укладывается в голове, как, возвращаясь из космоса при стартовой скорости в 28 тысяч км/ч, Шаттлу с легкостью удается садиться на заданную посадочную полосу. Ведь этого иногда не удается сделать пилотам гражданской авиации. А ведь у последних начальные параметры скорости, высоты и прочих показателей в разы меньше. Возможно, в НАСА снова продвигают мифы о своем технологическом превосходстве. Но это решать вам, дорогие наши читатели.
Чтобы не потерять нас, подпишитесь на telegram-канал, который мы ведём для проекта SFERA. Срочные новости будут в закреплённых сообщениях.
❗️ Ставьте 👍 и подписывайтесь на наш канал!
Читайте также: