Нам с приятелями было по десять лет, когда мы впервые посмотрели фильм Юнгвальд-Хилькевича “Д’Артаньян и три мушкетера”.
И на все лето заболели игрой в мушкетеров.
У нас не было плащей — за взятую из дома без спроса простыню родители вполне могли оторвать если не голову, то руки. Тогда над детьми не тряслись так, как сейчас, и пороли за милую душу.
Зато у нас были складные ножи. Ими мы выстругивали себе шпаги из ивовых прутьев и обматывали рукояти толстой алюминиевой проволокой. Иногда медной в разноцветной изоляции — если удавалось тайком отрубить и утащить кусок толстого кабеля из бухты на телефонной станции. Цветной плетеный эфес шпаги служил поводом для особой гордости.
Мы привязывали бельевые веревки к ручкам велосипедных рулей и при помощи этих поводьев управляли своими “скакунами”.
Одной рукой!
Во второй-то была шпага.
Водяные “брызгалки”, сделанные из бутылочек для шампуня, с успехом заменяли нам пистолеты. К позднему ужину мы возвращались насквозь мокрыми, держа подмышкой шпагу, а на плече — уставшего за день железного “скакуна”.
Никто не хотел быть кардиналом или Рошфором. Зато роли мушкетеров распределились замечательно.
Я застолбил Атоса.
Меня сразу впечатлил этот хладнокровный, чуточку мрачный аристократ в исполнении Вениамина Смехова.
“Вы сделали то, что должны были сделать, друг мой. Но возможно, вы сделали ошибку”.
Какая фраза!
Мы сражались друг с другом и вымышленными врагами. Спасали Констанцию (если удавалось поймать кого-то из девчонок). Даже казнили Миледи. Меч для казни выстругивали два дня из доски от овощного ящика.
А какие пиры мы закатывали на бастионе Сен-Жерве! За профтехучилищем как раз были подходящие кусты. Там мы поднимали тосты, чокаясь украденными из дома стаканами с “бургундским”, отстреливались от гугенотов и закусывали воду из уличной колонки бутербродами с сыром.
Седлая своих “коней” и вынимая шпаги из веревочных ножен, мы воображали себя героями.
Думаете, с возрастом что-то изменилось?
Как бы не так!
Люди любят воображать себя героями. Этого ощущения нам отчаянно не хватает в монотонной повседневной жизни. Вот почему так популярны компьютерные игры со стрельбой и поединками на мечах, приключенческие книги и фильмы.
Чем же привлекают нас герои? Смелыми поступками, отчаянными решениями, сильным характером. Умением поставить на кон все, даже собственную жизнь ради…
Ради чего?
Ради достижения своей ЦЕЛИ. Большой глобальной цели.
Вот вам главный отличительный признак героя. У героя всегда есть цель, и он идет к ней, несмотря ни на какие препятствия. Путь героя труден. Иногда прям, иногда извилист. Но герой ни на минуту не забывает о своей цели.
А бывает так, что у героя нет цели?
Бывает.
Но тогда это не герой, а персонаж.
Персонаж — это человек-функция. Безвольная пешка в руках автора. Он послушно играет роль, которую ему назначили свыше. Например, иллюстрирует авторскую идею. Служит фоном для героя. Или участвует в эпизоде — в роли шофера, официанта, продавца.
Знаю, что общепринятая терминология не совсем такова. Героем принято называть главного героя произведения, а персонажами — всех остальных.
Но мне удобнее пользоваться своей классификацией. Я считаю ее более точной.
У героя всегда есть цель, и он к ней идет.
У персонажа нет своей цели, он служит чужим целям.
Помните галантерейщика Бонасье из того же фильма? Была ли у него ЦЕЛЬ?
Нет. Так, мелкие цельки, целишки. Уличить жену, нагадить мушкетерам, заработать пару экю шпионажем.
Бонасье сиюминутен, он живет ради случайной наживы. Бонасье — воплощение мещанина. Он служит фоном, на котором герой смотрится выгоднее.
И герои, и персонажи принимают решения и совершают поступки.
Но решения героя подчинены одному главному вектору — все они так или иначе приближают героя к его цели. Даже если герой временно отступает — то лишь для того, чтобы сделать передышку, набраться сил или обдумать новый план действий.
А поступки персонажа вызваны стечением обстоятельств или решением автора.
Здесь у меня случилась заминка — не мог сообразить, как кратко и емко перейти от примеров к выводам.
Пришлось прерваться на сон и утреннюю тренировку. В таких случаях небольшой перерыв полезен — он помогает собраться с мыслями.
Так вот. Герой во всех отношениях интереснее и удобнее, чем персонаж. И для автора, и для читателей.
Читателям он дает возможность снова испытать как раз те эмоции, которых им не хватает. В жизни мы часто вынуждены быть персонажами. Тратить годы без большой цели, решать сиюминутные проблемы — часто даже не свои. Все время учитывать мнение других людей, их интересы, их оценку в отношении нас.
А хочется поставить цель и идти к ней, не оглядываясь. Махнув рукой на цепляющий за ноги быт.
Именно такую возможность предоставляет читателям герой. Пережить движение к цели, не вставая с кресла.
А чем герой удобен для автора?
Возьмите металлический шарик (например, из подшипника) и положите его на строго горизонтальный стол.
Поколебавшись из стороны в сторону, шарик замрет в одном положении. Чтобы он снова пришел в движение, нужно его толкнуть. Приложить внешнее усилие. Как только усилие прекратится, шарик замедлится и через какое-то время опять застынет неподвижно.
Это — персонаж.
Сила земного притяжения останавливает шарик. Точно так же мотивация к бездействию не дает двигаться персонажу. Чтобы он начал действовать, надо подтолкнуть его внешним событием. А это событие должен придумать автор.
Мучительная и надоедливая работа для автора — постоянно придумывать новые способы вывести шарик из равновесия. Ведь читатели ждут развития сюжета. Одни и те же события их не устроят.
Наверное, Вселенной так же трудно с нами. Она придумала нас живыми, полными сил. А мы все время норовим застыть на месте и никуда не двигаться. Или бессмысленно колебаться из стороны в сторону.
Не удивлюсь, если однажды эта игра наскучит Вселенной окончательно.
Ну, ладно! Погнали дальше!
А теперь немного наклоните стол. В любую сторону.
Шарик покатится к нижнему краю. Сам, без вашей помощи.
Если вы подложите под ножку стола дощечку — наклон станет постоянным, а вы сможете просто наблюдать.
Представьте себе, что стол бесконечен. Тогда шарик будет катиться и катиться до скончания времен.
Это — герой.
Вектор приложения силы изменился, и шарик получил новый постоянный импульс. Теперь этот импульс заставляет его двигаться, а не замирать на месте.
Красота!
В случае с героем роль такого импульса выполняет СИЛЬНОЕ ЗНАЧИМОЕ ЖЕЛАНИЕ.
Именно оно заставляет героя поставить ЦЕЛЬ, МОТИВИРОВАТЬ себя, разработать ПЛАН и ДЕЙСТВОВАТЬ.
Вот почему я так подробно писал о желаниях, целях и мотивации. Эти знания нужны автору не только затем, чтобы продуктивно работать. Но и для того, чтобы легко придумать убедительного героя.
Как только у вас есть настоящий герой — история почти готова.
Все, что вам теперь нужно делать — ставить на его пути к ЦЕЛИ самые разнообразные препятствия. И смотреть, как герой будет их преодолевать.
Как мы подставляем ладони катящемуся шарику, чтобы он не упал со стола.
В следующей статье мы подробно поговорим о том, какие бывают герои. Какие цели стоят перед ними. Какие препятствия могут возникать на их нелегком пути.
Препарируем героя и поглядим, как он устроен.
Сегодняшнюю статью закончу прекрасной цитатой:
ГЕРОЙ — ЭТО ЧЕЛОВЕК, ИСТОРИЯ КОТОРОГО ДОСТОЙНА ТОГО, ЧТОБЫ НАПИСАТЬ О НЕЙ КНИГУ.
Ни прибавить, ни убавить.
ИНТЕРЕСНЫХ ГЕРОЕВ ВАМ!
Все опубликованное в цикле
Автор: Алекс Рудин
Больше хороших рассказов здесь: https://litbes.com/
Ставьте лайки, делитесь ссылкой, подписывайтесь на наш канал. Ждем авторов и читателей в нашей Беседке.
Литературные конкурсы Литературная беседка Поэзия Рассказы
Понравилось? Читайте! Подписывайтесь!