Премьер-министр России Михаил Мишустин посетит с двухдневным рабочим визитом Азербайджан, сообщает пресс-служба российского правительства. Это его не первый визит в эту страну. В Баку он встретится и проведет переговоры с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром этой страны Али Асадовым. Сообщается, что стороны обсудят ряд вопросов, связанных с развитием российско-азербайджанского торгово-экономического сотрудничества, которое бурно развивается на многопрофильном уровне: в энергетике, транспортной и промышленно областях, в культуре. На всех этих направлениях сторонам есть что обсуждать. В то же время в складывающейся ситуации, как заявлял глава Минэкономики России Максим Решетников, «важное значение приобретают переход от обычного торгово-экономического сотрудничества к выстраиванию единого экономического пространства через развитие транспортных коридоров и кооперации на этом направлении».
Конечно, в первую очередь речь идет о создании транспортно-логистической инфраструктуры в рамках международного коридора Север — Юг (Россия-Азербайджан-Иран с выходом к Персидскому заливу и в Индийский океан). Во-вторых, в ходе переговоров Мишустина в Баку будут обсуждаться проблемы перевода в практическую область реализацию заявлений лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 года и 11 января 2021 года, особенно по части разблокировки коммуникационных коридоров, что напрямую завязано на нормализацию взаимоотношений между Баку и Ереваном. Этого не избежать.
Тут не все так просто, если иметь в виду, что буксует процесс подписания мирного договора между Азербайджаном и Арменией и взятый в последнее время Ереваном антироссийский внешнеполитический курс. Плюс к этому формированию новых угроз в Закавказье со стороны соседнего Ближнего Востока, что инициируется войной между Израилем и ХАМАС и обострением ситуации в Палестине. В свою очередь, это выводит Москву и Баку на уровень обсуждения создания системы безопасности в регионе и сохранения там стабильности. Поэтому вопрос о том, есть ли у Мишустина в портфеле набор «прорывных решений» на этом направлении, остается открытым. Или переговоры в Баку будут больше сконцентрированы на двухсторонних отношениях между Россией и Азербайджаном, так как их отношения значительно шире азербайджано-армянских и российско-армянских проблем.
Ещё по теме
Но пока Москва в Закавказье придерживается модели, согласно которой восстановление транспортного сообщения между странами, взаимовыгодное экономическое взаимодействие может стать эффективным инструментом для построения мира в так называемый постконфликтный период. Согласно такой логике Армения вроде бы должна быть заинтересована в открытии Зангезурского коридора. Он - одна из частей коридора Север — Юг. Одно ответвление этого маршрута связывает Россию с южными портами Ирана в Персидском заливе, а другое — как раз через Зангезурский коридор — выходит в Нахичевань и Турцию и связывает Россию с портами на Средиземном море.
Но министр Армении Никол Пашинян, обозначая в своей интерпретации «перекресток мира», рисует этот коридор иначе: Иран – Армения - Грузия – Черное море, в обход Азербайджана и России. Что же касается Зангезурского коридора, то Ереван заявляет: «Контролировать эту коммуникацию должны не ФСБ России», что такое предусмотрено соглашением от 9 ноября 2020 года. В случае чего Армения будет иметь возможность ее блокировать, что является отказом от одного из ключевых пунктов трехстороннего заявления под предлогом «принципом суверенности», хотя все понимают истинный смысл такой политической демонстрации.
Так Ереван продолжает вести «игру» на обострение, видимо, с подачи новоявленных зарубежных кураторов, но не знает, куда и по какому пути идти дальше, чтобы после России избежать резкого обострения в отношениях и с Ираном, не говоря уже о Турции, с которой также не может нормализовать отношениях. Но так можно вообще оказаться в стороне от региональных транспортных коммуникаций. Возможно, в ходе нынешнего визита Мишустина в Азербайджан в этом вопросе появится определенная ясность и станет ли Россия в политике в отношении Армении проводить смену стратегической ориентации на диверсификацию.
Автор: Тарасов Станислав