Алла смотрела на отражение в зеркале и не узнавала, отражавшуюся там женщину. Уставшая, подавленная и грустная личность с потухшим взглядом напоминала о новом статусе и переменах в жизни.
- Теперь ты разведёнка, - говорило отражение. - Одинокая и брошенная женщина, возраст которой перешагнул сорок пять лет, и шансов на исправление ситуации нет.
- А я возьму и изменю свою жизнь, - сердилась на изображение Алла. – Может, ещё и встречу нормального человека для жизни.
- Конечно, двадцать лет терпела выходки мужа, а теперь губу раскатала, - напоминало отражение. - Вот Виктор твой и сбежал к молодой девице с накачанными губами, а ты стой и смотри дальше на свои сожжённые волосы.
Алла расстроилась, отмахнулась от зеркала и ушла в любимое кресло плакать. Действительно, она уже была не молодой и не красивой одинокой женщиной. Особенной красавицей она никогда не была, даже пыталась как-то изменить внешность, но свекровь постоянно убеждала в необходимости сохранить такой стиль.
- Я опытный парикмахер, - всегда говорила Нина Петровна. - Ты же понимаешь, что я делаю тебе только подходящую прическу и краску подбираю хорошую.
Алле не нравилась прическа, которую делает ей мать мужа, поэтому первое время она пыталась бунтовать и сопротивляться. Только свекровь обижать сначала не хотелось, а потом в проблемах домашних закрутилась и вообще перестала на себя внимание обращать. На двух работах трудилась, дом тащила, сыном сама занималась и родителям старалась помогать. И сама не заметила как большая часть жизни в суете и заботах пролетела. Всё время казалось, что лучшее ещё впереди и скоро обязательно всё наладится, но почему-то не складывалось.
- Я больше не хочу жить с тобой, - сказал Виктор три месяца назад. - У меня появилась другая женщина, поэтому нам нужно развестись.
- Но мы же собирались ремонт сделать, машину поменять и на море поехать летом, - как-то растерялась Алла.
- Ну понятно, тебя ничего в этой жизни не интересует, кроме еды и бытовых проблем, - недовольно махнул рукой Виктор. - А я ещё молодой и планов на будущее много, так что, пока.
- А я не вхожу в эти планы? - не понимала сути происходящего Алла.
- Вообще не понимаю, почему я так долго с тобой прожил, - психанул мужчина и на прощание громко хлопнул дверью.
Алла тоже не особенно понимала причины промедления со стороны супруга, уже потом бывшая свекровь просветила её и заодно обвинила во всех грехах.
- Ты же не женщина, а робот, - говорила ей Нина Петровна. - Я в твоём возрасте бегала на каблуках с идеальной укладкой и красивым макияжем.
- Вы не бегали, - пыталась напомнить Алла. - Насколько мне помнится, Иван Степанович вас постоянно на своём служебном автомобиле возил.
- И что?
- Ничего, - устало отвечала Алла. - Просто вы в своей жизни ничего тяжелей косметички в руки не брали. А я все двадцать лет таскаю продукты, сама делаю ремонт и на даче пашу.
- У Вити ответственная и важная работа, - взвилась дамочка. - Не хватало, чтобы он занимался женскими делами.
Алла никогда и не пыталась перекладывать на мужа свои обязанности. Она просто мечтала, чтобы он помогал и поддерживал хотя бы минимально. Но у него были планы, в которые не входила ни она, ни общий сын.
- Давно нужно было развестись, - сказал Артем, узнав о решении родителей. - Вы всё время жили, словно чужие, и вообще, я подозревал, что у отца есть любовница.
- Но как же? - не могла подобрать нужные слова женщина. - Неужели тебе всё равно?
- Мне не всё равно, - не отрываясь от монитора отвечал парнишка. - Вы ещё не очень старые, может, ещё всё сложится хорошо.
Алла не нашла, что сказать, поэтому растерялась и как-то сразу поникла. Решила своим родителям рассказать о разводе.
- Ну ладно, - рассуждала мать. - Толку от твоего Виктора всё равно мало. Артём уже вырос, квартира это от твоей бабки в наследство осталась, так что, пусть валит на все четыре стороны.
- Мне казалось, он тебе нравится, - растерялась Алла.
- Терпела из-за тебя и внука, не более того, - рапортовала родительница. - Ты бы себя в порядок привела и новую жизнь начала, чтобы было всё нормально.
- А что сейчас со мной не так? - сомневалась Алла.
- Прическу срочно нужно изменить, - крутилась вокруг неё мать. - Гардероб требуется обновить и не мешало бы похудеть.
От такой поддержки Алле стало ещё хуже. Оказывалось, что все вокруг понимали и видели, что в браке с Виктором бессчетное количество проблем, а она не обращала внимания. Только школьная подружка Рита давно призывала если не развестись, то хотя бы молодого любовника завести. Для неё развод Аллы не стал большой причиной для удивления. Бойкая и модная подруга была третий раз замужем и все три брака считала счастливыми и удачными.
- Я беру на себя вопросы с твоим перевоспитанием, - сразу приступила она к делу. - Завтра же мы идем к моему мастеру в салон красоты.
Алла не понимала, зачем ей, одинокой и никому не нужной женщине, столько суеты наводить и внешность менять. Она была готова дальше прятаться за работой и бытом, заботясь теперь только о сыне. Но никто не мог остановить Риту, если она принимала решение. После нескольких серьезных стычек пришлось соглашаться на её уговоры и отправляться в мир красоты и стиля. Сначала это казалось глупой тратой времени и денег, но вскоре Алла увлеклась переменами и уже не так скептически реагировала на изображение в зеркале.
- А ты ещё вполне ничего, - говорило оно спустя несколько месяцев упорной работы над собой и перемен. - Конечно уже не юная барышня, но вполне интересная женщина.
- Вот возьму и ещё лучше стану, - отвечала она. - Каблуки буду носить чаще, а кроссовки и джинсы оставлю только для дачи и поездок на природу.
Неожиданно Алле понравилось это необычное ощущение «быть женщиной». Оказалось, она неплохо выглядит, может получать комплименты и ловить на себе заинтересованные взгляды мужчин. Раньше это казалось небывалым делом, теперь радовало и доставляло искреннее удовольствие.
- Что это с тобой? - недовольно вопрошала Нина Петровна, случайно встретив бывшую невестку на улице.
- Ничего, а что должно быть? - не понимала Алла.
- Ты всегда была блондинкой, и тебе цвет шёл, - кривилась она. - А сейчас похожа на непонятно кого, неужели любовника себе завела?
- Не думаю, что обязана отвечать на такие вопросы, - парировала Алла. - Я женщина свободная и независимая, а вы для меня – посторонний человек.
- Ну-ну, - кривилась в след Нина, набирая поскорей номер сына, чтобы рассказать о похождениях и «неприятных» переменах в поведении и внешности бывшей супруги.
- Так, самооценку и внешность проработали, - кружилась вокруг Аллы подруга. - Теперь можно приступить к устройству личной жизни.
- Может не стоит? - сомневалась Алла. - Куда мне уже по свиданиям бегать? Буду внуков ждать и вообще.
- Одно другому не мешает, - сердилась Рита. - Не забывай, что в нашем возрасте ещё не поздно все изменить.
Алла не могла решиться и почему-то стеснялась осуждения, что в сорок шесть лет решила вдруг круто изменить собственную жизнь. А потом подруга познакомила с разведённым Юрием, который был на пару лет старше. Сначала просто общались, потом он предложил съехаться и вместе жить.
- Мать, я не против, - сказал тогда Артем. - Мне особенной разницы нет, а если твой Юрий не будет меня жизни учить, вообще прекрасно.
Юрий и не учил, он привык уважать личное пространство и от первого брака имел своего сына, в жизни которого принимал участие. Алла теперь не разговаривала с изображением унылой женщины, потому что рядом был мужчина, с которым можно было говорить постоянно обо всём или молчать. Да и отражение в зеркале за последнее время научилось улыбаться, это помогало справляться с проблемами и переживать проблемы, которые раньше казались не разрешаемыми.
А ещё у Аллы за несколько лет отрасли шикарные волосы каштанового цвета. Ей больше не нужно было пережигать волосы, ради блонда, на котором всегда настаивала бывшая свекровь, а затем коротко стричь из-за плохого качества волос.
И, кажется только сейчас, вырвавшись из несчастливого брака, Алла поняла, что все эти годы стрижек «под мальчика» - это было просто издевательство со стороны свекрови, «кража» её женской красоты.
Когда через несколько лет две женщины снова случайно встретились на улице, бывшая свекровь бросила Алле вслед: «в таком возрасте уже неприлично носить такую шевелюру на голове. Как вертихвостка престарелая выглядишь».
Но Алла в ответ только рассмеялась, понимая, что бывшая свекровь просто хочет её задеть.