Судья изменила статью прямо во время вынесения приговора бойцу ММА, виновному в гибели военнослужащего в Челябинской области. Новые подробности.
Глава СК России отреагировал на приговор мигранту, который нанёс смертельный удар челябинскому бойцу ZOV Максиму Никитину. Во вторник, 5 марта, Александр Бастрыкин поручил доложить о результатах расследования уголовного дела бойца ММА из Таджикистана.
В ведомстве напомнили, что в производстве региональных следственных органов находилось дело по ч.4 ст. 111 УК — "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего". Максимальное наказание — 15 лет лишения свободы. И никаких других вариантов, кроме тюрьмы, не предусмотрено в принципе.
Но уже во время вынесения приговора вдруг действия обвиняемого переквалифицировали на ст.109 УК — "Причинение смерти по неосторожности" — наказание по которой куда менее строгое. Максимально — 2 года тюрьмы. Но и тех не дали.
В итоге в понедельник, 4 марта, виновному назначили наказание, вообще не связанное с лишением свободы — полтора года условно. Как мы писали ранее, такой вердикт возмутил не только семью погибшего, но и общественников, русский народ.
— В связи с озвучиваемой в социальных медиа критикой глава ведомства поручил и.о. руководителя СУ СК России по Челябинской области Правосудову К.В. доложить о собранных в ходе расследования уголовного дела доказательствах и причинах принятия судом такого решения, — сообщили в СК России.
Доклад был у него на столе в тот же день. Изучив его, Бастрыкин попросил генпрокурора Игоря Краснова проверить законность решения суда.
В связи с тем, что совершивший преступление не понёс заслуженного наказания, председатель СК обратился к генеральному прокурору России с доводами о необходимости проверки обоснованности принятого судебного решения в рамках обжалования приговора в вышестоящую судебную инстанцию,
— сообщает пресс-служба ведомства.
Судмедэксперт: "Неопасно для жизни"
Напомним, 37-летний Максим Никитин, побывавший во многих горячих точках, погиб на гражданке от руки пьяного 19-летнего мигранта, бойца ММА.
— По версии следствия, в сентябре 2023 года житель региона, находясь в состоянии алкогольного опьянения на одной из улиц посёлка Новокаолиновый Карталинского района, нанёс телесные повреждения мужчине — участнику СВО, от которых последний потерял сознание и упал, ударившись головой об асфальт. От полученных повреждений потерпевший скончался в медицинском учреждении, — пишет СК.
В сообщении не уточняется, какой именно удар был смертельным. Судмедэкспертиза сделала такой вывод:
Смерть наступила в результате тупой травмы головы (...). Она привела к развитию отёка головного мозга, осложнившегося развитием острой лёгочно-сердечной недостаточности (...). Все иные обнаруженные на теле повреждения не повлияли на причину смерти.
Отдельно про травмы, нанесённую непосредственно ударом мигранта в шею бойца СВО, судмедэксперт пишет, что они "не являются опасными для жизни, носят поверхностный характер и не влекут вреда здоровью". Но так ли это на самом деле?
Смертельный удар — под запретом даже в боях без правил
Напомним слова дочери погибшего, которые она опубликовала в соцсетях ещё 23 сентября, после трагедии:
— Сам преступник нанёс смертельный целенаправленный удар в горло моему отцу. Впоследствии патологоанатом пояснил, что от данного удара была сломана гортань.
Удар в кадык запрещён в боевых искусствах, даже в боях без правил. Потому что он является с большой вероятностью смертельным. Этого не мог не знать боец ММА. И, конечно, он знает множество других приёмов — также сбивающих с ног, но менее опасных. Но выбрал этот. Получается, он бил, чтобы убить?
Даже хирург реанимации, куда мама привезла Максима, осмотрев его, удивился причинённым повреждениям: "Кто это у вас такой профессионал?" Мой муж — под два метра, физически крепкий, с боевой подготовкой. Его просто так не уронить. Тем более нападавший — небольшого роста. Но от его профессионального удара Максим потерял сознание. Именно поэтому он так упал — плашмя, со своего роста. У него не было шансов как-то себя подстраховать, выставить руки. Более того — потеряв сознание ещё до падения и удара головой, он больше не пришёл в себя,
— рассказала Царьграду вдова Марина Никитина.
А это один из 350 комментариев под прошлым материалом Царьграда о приговоре:
— Даже и не знаю, как без ненормативной лексики обойтись. Удар в гортань с переломом — это заведомо смертельный удар. Какая тут может быть случайность и "неосторожность", мне непонятно.
Кто реальная власть в Челябинске
Отреагировал на приговор и депутат Мосгордумы, столичный журналист Андрей Медведев:
Решение челябинского суда не должно удивлять тех, кто хоть как-то следит за ситуацией в Челябинской области. Дело в том, что политический вес диаспор там настолько серьезный, что позволяет получать почти любые решения судов. Это не первая такая ситуация. Достаточно посмотреть в интернете местные новости (...). Происходящее, а в частности последний приговор, лишь отражает, кто есть реальная власть в городе, и каково её отношение к ветеранам СВО.
А вот что пишет в своем телеграмм-канале лидер общественной организации "Северный человек" Михаил Маваши:
— Бастрыкин взял на контроль дело из Челябинска. Хвала ему! А мы ещё отдельно подумаем, как быть с судьёй, если её не снимут с должности. Попробуем через замгубернатора области зайти.
Журналист и политический деятель, депутат Госдумы Александр Хинштейн:
Убийцу ветерана СВО отпустили в зале суда. Он получил всего лишь 1,6 года ограничения свободы, просидев в СИЗО 5,5 месяцев… Направляю обращение в Генпрокуратуру с просьбой обжаловать этот явно неправосудный приговор.
Вдова: "Подсудимый и его родные уже всё знали"
Семья погибшего будет обжаловать приговор преступнику. 7 марта она встречается с адвокатом, чтобы подготовить апелляцию. Байжуменов лишил отца двух маленьких детей. Одному сыну Никитина 5 лет, другому вот только в январе исполнилось 3 года.
— Судья изменила статью прямо во время вынесения приговора! То есть во время судебного заседания всё время озвучивалась одна статья, а потом вдруг она перешла со 111-й на 109-ю, — говорит мама бойца СВО Марина Никитина.
Как мы писали ранее, на подсудимого работали сразу несколько адвокатов. Супруга Никитина рассказала новые подробности вынесения приговора:
В зале суда Рустам улыбался и махал своим родным и друзьям. Конечно же, так не ведёт себя человек, которому светит 8 лет колонии строгого режима. Именно такое наказание требовал прокурор. Подсудимый же был… весел. Даже его адвокат шикал на него: "Тише, тише". Наше предположение — что они уже знали приговор.
О том же говорит и представитель движения "Северный человек" в Челябинской области, которое поддерживает семью погибшего, в официальном тг-канале:
— Когда делопроизводство идёт на небольших территориях, в посёлках, — там бабки заносятся очень легко. Я не буду ничего утверждать, но всё выглядит именно так. Ну как можно за убийство дать полтора года условно!? Только если заносится баблишко. Другого быть не может. Я не обвиняю, не имею права на камеру вот так прямо заявить. Но к судье много вопросов.
Общественники говорят, что скорее всего нужно будет дополнительно оплачивать работу адвоката. Впрочем, русские люди активно откликаются на такие сборы средств — поддержать своих и добиться справедливости. Царьград следит за развитием событий.