В США есть очень распространённая проблема — неработающие машины для производства мороженого в Макдональдс. Активисты даже создали карту, которая показывает сломанные машины по США, Великобритании и Германии. К примеру, на момент написания этого текста только в Нью-Йорке данные устройства не работали в 24,5% всех ресторанов!
Это стало мемом: в интернете немало видео, где разъярённые клиенты Макдональдс требуют продать им мороженое — но несчастные сотрудники фастфуда просто не в состоянии это сделать, машина вышла из строя. Почему вообще это происходит и причём здесь хакеры мороженого — разбираемся в нашем посте.
Немного о том, как работает сеть фастфуда. Когда какой-то предприниматель хочет открыть ресторан Макдональдс, он покупает у компании франшизу и при этом подписывает соглашение о строгом следовании её правилам. В этом соглашении, помимо всего прочего, прописано, у каких компаний предприниматель имеет право закупать оборудование — грили, холодильники и так далее.
Как правило, предприниматели могут выбирать между несколькими поставщиками. Однако в случае с аппаратами для производства мороженого в американском Макдональдсе (которые, кстати говоря, стоят как неплохой автомобиль) такой возможности у них нет. Только компания Taylor сертифицирована поставлять, обслуживать и зарабатывать на этом оборудовании.
Здесь стоит отметить, что Taylor поставляет машины для производства мороженого не только в McDonald's, но и в другие сети быстрого питания. Однако для них компания не является эксклюзивным поставщиком, и — вот это совпадение! — в ресторанах других сетей их машины так часто не ломаются.
Неполадки с аппаратами для производства мороженого в Макдональдс происходят обычно после четырехчасового процесса чистки. Устройство внезапно начинает выдавать непонятный код ошибки в своём старомодном интерфейсе. В результате владельцы вынуждены вызывать сотрудника Taylor, чтобы решить проблему. Работа такого сотрудника стоит сотни долларов в час. Компания Taylor отчитывалась, что целых 25% своего дохода она получает от ремонта и обслуживания производимых ею устройств.
В 2019 году стартап Kytch начал продавать устройства, «взламывающие» ПО постоянно неработающих машин для производства мороженого Макдональдс. Эти устройства размером с бумажную книгу прикреплялись к задней части аппарата. Они давали доступ сотрудникам ресторана к заблокированным от них настройкам, проводили диагностику и, что самое главное, расшифровывали непонятые коды с ошибками, объясняя, что же не так с аппаратом. И это помогало сотрудникам ресторана самостоятельно решать проблемы с машинами, не прибегая к услугам дорогостоящего ремонтника.
Устройство Kytch показало себя очень эффективным и постепенно начало набирать популярность. Пока в 2020 году Макдональдс не отправил официальное письмо владельцам ресторанов с предупреждением, что Kytch опасен и его использование является нарушением франшизы. Разумеется, после этого продажи Kytch быстро закончились, что привело к долгим судебным разбирательствам между хакерами мороженого и корпорациями.
Недавно разработчики Kytch обнаружили раскрытую в рамках судебного процесса внутреннюю переписку между руководством компаний Макдональдс и Taylor. В частности, взломавшие мороженое хакеры акцентируют внимание на письме от генерального директора материнской компании, владеющей Taylor, к руководству Макдональдс. В этом письме он пишет о коммуникации Макдональдс с участниками франшизы, чтобы замедлить продажи «другого решения».
Удастся ли владельцам небольшого амбициозного стартапа победить в судах две огромные корпорации? Этот вопрос остается открытым. Аппараты для производства мороженого между тем продолжают ломаться, а компания Taylor — зарабатывать на этом солидную часть своей прибыли.