Найти в Дзене

Бродячие собаки массово истребляют диких животных в воронежских лесах

Поселок Бор в Рамонском районе, окрестности озера Маклок в Новоусманском районе, микрорайоны Боровое и Репное в Воронеже. Это места, где в последние месяцы регулярно находят растерзанных собачьими стаями косуль. А ещё это – окрестности Воронежского заповедника, небольшого островка охраняемого леса в кольце из 18 населенных пунктов, в каждом из которых обитают десятки беспризорных собак. Администрация заповедника признается: защитить диких животных от озверевших стай не может… Начальник научного отдела Воронежского заповедника, кандидат биологических наук Наталья Ромашова показывает мне стопку листов с фотографиями погибших животных. Это отчеты о случаях падежа копытных – косуль, оленей – которые фиксируют инспекторы. По каждому из них проводится расследование и устанавливается причина гибели. ДТП, наезд поезда (через заповедный лес проходит железнодорожная ветка). И почти четверть животных (26%) – жертвы бродячих собак. ОСОБЫЙ ПОЧЕРК - У собак свой «почерк» - они рвут добычу сзади за н
   Фото Александра Мишина, Воронежский заповедник Предоставлено
Фото Александра Мишина, Воронежский заповедник Предоставлено

Поселок Бор в Рамонском районе, окрестности озера Маклок в Новоусманском районе, микрорайоны Боровое и Репное в Воронеже. Это места, где в последние месяцы регулярно находят растерзанных собачьими стаями косуль. А ещё это – окрестности Воронежского заповедника, небольшого островка охраняемого леса в кольце из 18 населенных пунктов, в каждом из которых обитают десятки беспризорных собак. Администрация заповедника признается: защитить диких животных от озверевших стай не может…

Начальник научного отдела Воронежского заповедника, кандидат биологических наук Наталья Ромашова показывает мне стопку листов с фотографиями погибших животных. Это отчеты о случаях падежа копытных – косуль, оленей – которые фиксируют инспекторы. По каждому из них проводится расследование и устанавливается причина гибели. ДТП, наезд поезда (через заповедный лес проходит железнодорожная ветка). И почти четверть животных (26%) – жертвы бродячих собак.

   Фото Александра Мишина, Воронежский заповедник Предоставлено
Фото Александра Мишина, Воронежский заповедник Предоставлено

ОСОБЫЙ ПОЧЕРК

- У собак свой «почерк» - они рвут добычу сзади за ноги. Гибнут косули, олени, был даже олень-рогач. Сейчас, зимой, высокий снег с настом не выдерживает тяжелого оленя, он проваливается и с трудом передвигается. Собаки же гонят добычу по насту. С начала года зарегистрировали уже 10-15 таких случаев, - рассказывает Наталья Борисовна.

Проблеме уже лет 10, но в последнее время она стоит особенно остро. Стаи по 10 и больше собак, рыскающих по кромке леса, встретить здесь не редкость. В том числе и в глубине Усманского бора. В стаях псы с бирками в ушах и без них, с ошейниками и совершенно потерявшие «очеловеченный» вид.

- Буквально вчера наш инспектор видел в лесу спаниеля с ошейником, но по его виду заметно, что животное уже давно не было дома. Часто собаки приходят из соседних деревень за богомольцами, которые идут в Толшевский монастырь. Огромная проблема с питомцами, брошенными на дачах.

Бродячие собаки выходят на охоту не потому, что только голодны и ищут еду, пищи в этих местах довольно и на свалках. Травят, гонят и рвут диких животных ради забавы, как банды гопников. А убив, просто бросают тушу.

   Фото Александра Мишина, Воронежский заповедник Предоставлено
Фото Александра Мишина, Воронежский заповедник Предоставлено

«СРЕДА ОБИТАНИЯ СОБАКИ – БУДКА»

Недавно в городе разразился скандал: через дорогу от нового микрорайона высоток в Боровом, в нескольких десятках метров от остановки общественного транспорта, в сосновом лесу возник целый собачий «городок». Неизвестные люди построили десятки будок для бездомных бобиков. Милые каждый по отдельности, они быстро объединились в стаю и начали кошмарить местных жителей. Обстановка накалилась. Как бывает в подобных случаях, две непримиримые стороны заняли оборону на своих позициях. Первые требовали снести будки и разогнать их обитателей. Вторые утверждали, что специально поселили собак через дорогу от домов, подальше в лес, который является «средой обитания собак». Именно так зоозащитники мотивировали выбор места. Подобная формулировка возмутила не только простых горожан, но и профессиональных зоологов.

- Лес – место обитания диких животных, но не собак. Вот чиновники говорят, что после вакцинации и стерилизации выпускают собак на прежнее место обитания. Но у собак место обитания – конура, квартира, вольер, - говорит Наталья Ромашова. - Когда их после процедуры ОСВВ выпускают на улицу, пусть даже в городе, у них не появляется ни источника пищи, ни крыши над головой, ни хозяина… Это совершенно тупиковая история.

Специалисты-зоологи единодушны во мнении, что закон об ответственном отношении к животным имеет обратное действие.

- Практика показывает, что у стерилизованного животного характер не меняется. И если собака уже поохотилась в стае, этот инстинкт закрепляется, - говорит Наталья Ромашова. – А что мы можем сделать? На особо охраняемой природной территории отстрел собак запрещен. В случае превышения численности животных выше емкости наших угодий, мы можем получить разрешения на их регуляцию, но это касается волков.

Сотрудники заповедника признаются, что жестко ограничены рамками закона. В основном, вся борьба с бродячими собаками сводится к предупреждению глав поселковых администраций об их ответственности за регулирование численности. Но, поскольку поселков вокруг много, доказать принадлежность бродячих собак к той или иной территории невозможно. Решением этой проблемы, по мнению ученых, могло бы стать всеобщее чипирование - вживление собакам чипов с данными их владельцев.

- Закон о чипировании давно есть, но сейчас эта услуга платная, ее проводят только владельцы породистых собак, - говорит Наталья Ромашова. – Считаю, что часть денег, которые сейчас тратят на отлов, вакцинацию и стерилизацию, можно направлять на обязательное чипирование. Пусть оно будет проводиться во всех клиниках при любом обращении владельцев. Сам чип недорогой, легко вводится под кожу на холке, при этом все животные заносятся в единую базу, где указан хозяин, номер чипа собаки. В случае причинения такой собакой ущерба, ее владелец несет ответственность. А так выходит у нас закон не о гуманном, а о безответственном отношении к животным.

Общаясь с дикими животными в заповеднике, бродячие собаки могут заносить болезнь из природных очагов в лесу в населенные пункты. По программе ОСВВ, всем отловленным животным делают прививку, которая действует только один год. При этом повторного отлова и вакцинирования не предусмотрено, и денег на эти цели не выделяется. Тогда в чем смысл однократной вакцинации?

   Фото Александра Мишина, Воронежский заповедник Предоставлено
Фото Александра Мишина, Воронежский заповедник Предоставлено

ГИБРИДЫ

- Волк и собака – это один вид, поэтому между ними легко может происходить скрещивание с возникновением гибридов, - говорит Александр Мишин, старший научный сотрудник Воронежского заповедника, зоолог по млекопитающим. - Обычно это происходит при нарушении популяции волка. Волк живет стаей. Это семейная группа, где есть главная волчица и главный волк. В основном только эти два животных в группе размножаются, другие взрослые могут выполнять роль нянек при маленьких волчатах. Эта семья не бывает большой – до 12-15 особей. Группа живет на своей территории. В норме представителей других семей они воспринимают как конкурентов и вытесняют. Не любят волки и собак. Но при нарушении стаи, например, при массовом истреблении волков, становится возможным скрещивание волков с собаками. Например, одинокий волк, встретив собаку, может образовать с ней пару.

Эксперты говорят, что в послевоенные годы волк считался вредным животным, как и многие другие хищники. Тогда в Воронежской области его практически истребили, тем самым породив волко-собачьи гибриды. Через 20 лет, когда отношение к волку изменилось, популяция постепенно восстановилась. Сегодня на территории заповедника численность хищника регулируют сотрудники по специальным разрешениям, выданным Министерством природы России.

По оценкам специалистов, в начале 2000-х в заповеднике было до 30 особей волков. Но на рубеже 2010-х постоянных наблюдений за ними не проводилось. Возобновилось систематическое изучение волка после 2012 года, а в 2015 году начали применять фотоловушки. И записывать «странных» волков с отклонениями по внешнему виду.

- У кого-то висячие уши, у кого-то повышенная лохматость, - говорит Мишин. – А в 2018 году в начале марта на территории заповедника нашли логово, где были уже месячные щенки, хотя у волка в норме потомство появляется в конце марта – начале апреля.

Сегодня зоологи предупреждают: в области, как полвека назад, снова созданы условия для возникновения гибридов. С одной стороны по всей области наблюдается сокращение волка из-за использования охотниками и браконьерами дальнобойного оружия и современной техники – квадроциклов и снегоходов. Поскольку волки в заповеднике живут не в замкнутой среде, но и выходят за пределы охраняемой территории, то здесь их численность также снизилась. Сейчас их здесь регистрируется около 8 особей. Другую опасность зоологи видят в обратном действии закона об ответственном отношении к животным.

ВОЛК В СОБАЧЬЕЙ ШКУРЕ?

Чем опасен волко-собачий гибрид? Он, как правило, крупнее, сильнее и выносливее обычной собаки. Гибриды вместе с собаками могут образовывать более крупные стаи, чем чистокровные волки. Соответственно, и ущерб дикой природе от них больше.

Опасны гибриды и для человека, поскольку у них может отсутствовать страх перед человеком, присущий чистокровному волку.

Еще одна опасность гибридов в вытеснении чистокровных волков и нарушении генетической чистоты вида. Например, сейчас зоологи уже не могут уверенно сказать, насколько чистокровные волки обитают в заповеднике. Ответить на этот вопрос дадут лишь дорогостоящие генетические исследования.

Волко-собаки появляются не только естественным образом. Некоторые заводчики выращивают их намеренно. Бытует мнение, что гибриды более сильные и выносливые. Действительно, их давно используют для служебных целей, например, на границе или в исправительных колониях. Но в условиях «бытового» содержания эти животные смертельно опасны для своих владельцев.

- Узнав, что волки и собаки дают плодовитое потомство, некоторые сразу хотят завести себе домой такую прекрасную лохматую волчару, ведь они огромные и красивые как в сериале, - говорит Елена Шерстяных руководитель Центра охраны животных «Наша природа». – Но по мнению экспертов, гибриды практически не поддаются дрессировке и признают только одного хозяина. От волка они имеют недоверие к человеку, а от собаки - отсутствие страха перед ним. Кроме того, волко-собачьи гибриды и бродячие собаки чаще, чем волки, являются носителями опасных инфекций, например бешенства, стригущего лишая или чесотки, поскольку контактируют с дикими жиотными и с человеком одновременно.

Гибриды также пытаются разводить охотники, думая, что такой «пес» за много километров чует зверя, обладает невиданной мощью и скоростью в преследовании добычи. Специально для этих целей их разводят в частных питомниках или самостоятельно - изымая волчат из логова волка и устраивая эксперимент у себя дома.

- Я изучила этот вопрос и не нашла ни одного отзыва с доказательствами о хорошей охоте с гибридами, - признается Елена. – Один матёрый охотник писал, что за 47 лет своей деятельности он не встречал ни видео, ни устного отзыва из надёжного источника о качественной охоте с такими зверями. В тоже время, описано много случаев нападения гибридов на хозяина, детей и собак, с которыми он вырос, на чужих охотничьих собак, встреченных во время охоты, или просто на животных на улице. Все как один отмечают, что гены волка, помимо выносливости, силы и обоняния, дают животным непонимание — зачем служить человеку? Волкособ не нападает на дичь во время охоты первым, если это опасно для него. Он очень осторожен, бережёт силы и может лишь додушить добычу, когда основную работу сделали рабочие собаки-коллеги. Столкнувшись с трудностями в содержании волкособов, владельцы часто специально их «теряют».

ЛИШЬ 10% УБИТЫХ КОСУЛЬ ПОПАДАЮТ НА ГЛАЗА ЛЮДЯМ

Специалистам центра «Наша природа» часто приходится выхаживать раненных, в том числе и бродячими собаками, диких животных. После курса реабилитации зверей выпускают в леса. Но Елена признается, что в последние годы безопасных мест для обитания диких животных в области почти не осталось.

- Например, мы регулярно получаем сообщения о случаях гибели косуль от бродячих собак. И понимаем, что люди узнают от силы о 5-10% случаев, остальные остаются не известными. Я не вижу смысла помогать лесным диким животным, пока в наших лесах такое количество волко-собачьих гибридов. Настолько они разрушительны для дикой природы, - признается Елена Шерстяных.

Все животные в лесу относятся к какой-либо категории, к которой существуют правила мониторинга численности и применяемых к ним мер поддержки или контроля. Это либо охотресурс, либо краснокнижный вид, либо особо охраняемый вид или же просто дикое животное. Но собаки и волко-собачьи гибриды не имеют такой категории, так как их нахождение в лесу противоестественно. Это домашние животные без хозяина, безнадзорные, и единственный закон, который на данный момент к ним применим — это закон "Об ответственном отношении", а единственные возможные применимые меры — ОСВВ . Поэтому, когда инспектор или егерь видит, как стая гибридов убивает животных, он не имеет права применить оружие. В лучшем случае за это он лишится работы, в худшем - будет привлечён к ответственности, в том числе и уголовной.

Елена, как и ее коллеги,обращает внимание на несовершенство правового регулирования со стороны государства в отношении домашних и бездомных животных, да и животных в целом. Кроме того, упорно отрицается или замалчивается наличие бродячих стай в лесу.

КАКИЕ МЕРЫ ПРЕДЛАГАЮТ ЗООЛОГИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ БРОДЯЧИХ СОБАК В ЛЕСАХ

1. Поднимать численность волка, формировать здоровую популяцию.

2. Не допускать появлений скотомогильников и скоплений доступных пищевых отходов на окраинах населенных пунктов.

3. Снижать численность собак на границе леса и населенных пунктов, а не ставить там будки.

4. Вести мониторинг и учёт численности собак и волко-собачьих гибридов. Дать право регулировать их численность только государственным инспекторам, как гарантию недопущения распространения браконьерства. Тем самым устранить правовой пробел путём, предусмотренным в Федеральном законодательстве.

5. Разработать законопроект, направленный на контроль за обращением домашних животных. Развивать культуру обращения и содержания домашних животных.

Автор: Елена ФЕДЯШЕВА