Найти тему

Светлана Логинова. Вязание в русских традициях.

Портрет Светланы Логиновой. Коллаж создан на основе фото вязаного ажурного изделия из книги Светланы Логиновой и её личной фотографии, находящейся в общем доступе на странице Светланы в Контакте.
Портрет Светланы Логиновой. Коллаж создан на основе фото вязаного ажурного изделия из книги Светланы Логиновой и её личной фотографии, находящейся в общем доступе на странице Светланы в Контакте.

Как бы не соблазняли нас всем заморским, сегодня, в конце первой четверти 21-го века, началось массовое осмысленное возрождение русской традиции вязания. Главным предметом изучения и вожделения многих женщин России и других стран, понимающих его неоспоримую ценность, вновь стал платок, исполненный в традициях оренбургской техники ажурного вязания, и, что для многих неожиданно, в традициях уникальной пензенской технологии.

И кому - низкий поклон за возможность узнать, изучить основы оренбургского и пензенского вязания, на практике освоить приёмы и связать по оригинальным авторским схемам невероятной красоты ажурные платки?

Обложка первой книги Светланы Логиновой.
Обложка первой книги Светланы Логиновой.

Спасибо Светлане Логиновой, автору трёх(!!!) новых книг-энциклопедий-учебников, благодаря содержанию которых все, кто интересуется традициями русского ажурного вязания, получат ответы на свои вопросы и станут обладателями бесценной, с любовью собранной информации.

Обложка второй книги Светланы Логиновой.
Обложка второй книги Светланы Логиновой.

Однако, цель этой статьи - не пересказ содержания этих книг, чтение которых само по себе является отдельным удовольствием, поэтому несправедливо лишать будущих их читателей возможности самим узнать тонкости русского ажурного вязания.

Обложка третьей книги Светланы Логиновой.
Обложка третьей книги Светланы Логиновой.

И я уверена, что приобретение этих книг в их печатном варианте станет подарком для любителей вязания.

Здесь я хочу рассказать больше предысторию своего знакомства с творчеством и исследованиями Светланы Логиновой в рамках вопроса поиска сведений о женском платке, связанном в русских традициях.

Но начну издалека.

Думаю, что многие опытные любители вязания хотя бы раз точно интересовались темой вязания женского платка с зубцами. Я не обозначаю эти изделия определением "оренбургские", потому что представители одноимённого промысла дорожат им ради чистоты торговой марки.

Причём, даже сильно не углубляясь в суть вопроса, я обратила внимание, что во многих известных ныне публикациях прошлых лет о техниках вязания платков с зубцами опытные авторы, в большинстве своём, тоже не использовали определение "оренбургский пуховый платок".

Здесь примеры старых публикаций, в которых даётся описание вязания платка:1.Е.Лихалатова Платок, вязанный на спицах.Бесплатное приложение к журналу "Крестьянка"N9за 1978 год. 2.М.Максимова Оренбургский платок.Бесплатное приложение к журналу "Работница"N2за 1980год. 3.Р.В.Раскутина Вязание на спицах.Платок с ажурной каймой. Петрозаводск"Карелия"1989 год. 4.М.В.Максимова Трикотаж зимой и летом Головной платок Ташкент "МЕХНАТ"1993 год. Если в 1980 году М.В.Максимова назвала в опубликованном описании платок оренбургским, то описание с аналогичным текстом в 1993 году имеет общий  заголовок Головной платок.
Здесь примеры старых публикаций, в которых даётся описание вязания платка:1.Е.Лихалатова Платок, вязанный на спицах.Бесплатное приложение к журналу "Крестьянка"N9за 1978 год. 2.М.Максимова Оренбургский платок.Бесплатное приложение к журналу "Работница"N2за 1980год. 3.Р.В.Раскутина Вязание на спицах.Платок с ажурной каймой. Петрозаводск"Карелия"1989 год. 4.М.В.Максимова Трикотаж зимой и летом Головной платок Ташкент "МЕХНАТ"1993 год. Если в 1980 году М.В.Максимова назвала в опубликованном описании платок оренбургским, то описание с аналогичным текстом в 1993 году имеет общий заголовок Головной платок.

Применялись такие названия, как женский вязаный платок, головной платок, бабушкин платок, пуховый платок.

Я никогда раньше не вязала подобное изделие, хотя на протяжении многих лет, знакомясь с описаниями, начиная с публикаций в журнале "Работница", мысленно прорабатывала план вязания, удовлетворяясь пониманием, что, "если потребуется, то свяжу".

Готовый образец. Мой платок-миниатюра связан по схеме Светланы Логиновой из её третьей книги. Пряжа п/ш Лидия, 1613 м/100г, спицы 1,5 мм.
Готовый образец. Мой платок-миниатюра связан по схеме Светланы Логиновой из её третьей книги. Пряжа п/ш Лидия, 1613 м/100г, спицы 1,5 мм.

И далее здесь я размещу фотографии этапов вязания платка-миниатюры по схеме из третьей книги Светланы Логиновой. Образец имеет конструкцию полотна, подобную тем, что были описаны в старых журналах. Эти фото не будут прямыми иллюстрациями к рядом размещённому тексту. Они лишь отражают моменты вязания, которые происходили вместе с написанием этой статьи, и под каждым снимком свои пояснения.

Начало вязания образца. Я изменила способ вязания первого ряда, так как имея спицы с гибкой леской, я могу сразу соединить начальные петли обеих половинок угла. Таким образом, мне не придётся сшивать это место, как предполагает обычная технология. Также я использую узелковые кромочные. Мне так нравится. Узелковые кромочные имеют и практическое значение. К ним более незаметно можно присоединять соседние участки так, что на обеих сторонах полотно выглядит одинаково, и не придётся испытывать комплекс Портоса, мушкетёра из "Трёх мушкетёров" А.Дюма.
Начало вязания образца. Я изменила способ вязания первого ряда, так как имея спицы с гибкой леской, я могу сразу соединить начальные петли обеих половинок угла. Таким образом, мне не придётся сшивать это место, как предполагает обычная технология. Также я использую узелковые кромочные. Мне так нравится. Узелковые кромочные имеют и практическое значение. К ним более незаметно можно присоединять соседние участки так, что на обеих сторонах полотно выглядит одинаково, и не придётся испытывать комплекс Портоса, мушкетёра из "Трёх мушкетёров" А.Дюма.

Что тут сложного?

Техника выполнения каймы с зубцами.

Кайма с зубцами сформирована в углах платка расширением и заужением полотна по биссектрисам углов с помощью прибавлений в виде накидов и убавлений в виде двух петель, связанных вместе.

Продолжение вязания образца. Связаны начальные зубцы на каждой половинке первого угла. Средняя полоса, по бокам которой выполняются прибавления накидами,  - граница двух половинок угла - делит угол пополам, как биссектриса в школьной геометрии.
Продолжение вязания образца. Связаны начальные зубцы на каждой половинке первого угла. Средняя полоса, по бокам которой выполняются прибавления накидами, - граница двух половинок угла - делит угол пополам, как биссектриса в школьной геометрии.

Первый угол (с расширением полотна по линии биссектрисы угла) и четвертый угол (с заужением полотна по линии биссектрисы угла) - цельновязанные из двух половин.

Продолжение вязания образца. Связан первый угол. Петли левой половинки угла оставлены открытыми. От петель правой половинки связан нижний участок каймы с зубцами и далее связана левая половинка второго угла с убавлениями вдоль средней линии второго угла. На спицах осталось 4 петли для перехода на следующий участок- правую половинку второго угла, которая будет расширяться вдоль средней линии от 4-х петель до количества петель, образующих начальную ширину каймы. Одновременно с расширением правого участка будет производиться его постепенное подвязывание в конце каждого лицевого ряда к каждой узелковой кромочной на средней линии угла. На каждую кромочную приходится два ряда - лицевой и изнаночный.
Продолжение вязания образца. Связан первый угол. Петли левой половинки угла оставлены открытыми. От петель правой половинки связан нижний участок каймы с зубцами и далее связана левая половинка второго угла с убавлениями вдоль средней линии второго угла. На спицах осталось 4 петли для перехода на следующий участок- правую половинку второго угла, которая будет расширяться вдоль средней линии от 4-х петель до количества петель, образующих начальную ширину каймы. Одновременно с расширением правого участка будет производиться его постепенное подвязывание в конце каждого лицевого ряда к каждой узелковой кромочной на средней линии угла. На каждую кромочную приходится два ряда - лицевой и изнаночный.

А второй и третий углы выполнены моим любимым, как я назвала, методом "подвязывания" за кромочные петли к одной половине угла (выполненной с заужением вдоль биссектрисы) другой половины угла (выполненной с расширением вдоль биссектрисы угла).

Продолжение вязания образца. Связана правая половинка второго угла методом подвязывания.  От узелковых кромочных нижнего участка каймы (расположен между  первым и вторым углами) из их петельных дуг связан первый ряд середины образца (такой способ позволяет получить одинаковый внешний вид обеих сторон полотна). Весь следующий участок середины связан вместе с правым и левым вертикальными участками каймы едиными рядами.
Продолжение вязания образца. Связана правая половинка второго угла методом подвязывания. От узелковых кромочных нижнего участка каймы (расположен между первым и вторым углами) из их петельных дуг связан первый ряд середины образца (такой способ позволяет получить одинаковый внешний вид обеих сторон полотна). Весь следующий участок середины связан вместе с правым и левым вертикальными участками каймы едиными рядами.

Середина платка "подвязана" к нижнему участку каймы и выполнена цельновязанным способом с боковыми участками каймы. Далее, аналогично второму, выполнен третий угол, состоящий из двух половин. Затем к последнему ряду середины подвязан верхний участок каймы. Верхний участок каймы вместе с левым вертикальными участком каймы объединяются в четвёртый цельновязанный угол.

Продолжение вязания образца. Петли левого участка каймы и петли середины оставлены открытыми на леске. Связана правая половинка третьего угла. Произведён переход на вязание левой половинки третьего угла от четырёх петель. Начат процесс вязания правой половинки третьего угла с расширением этого участка и с его подвязыванием к узелковым кромочным правой половинки третьего угла в каждом лицевом ряде.
Продолжение вязания образца. Петли левого участка каймы и петли середины оставлены открытыми на леске. Связана правая половинка третьего угла. Произведён переход на вязание левой половинки третьего угла от четырёх петель. Начат процесс вязания правой половинки третьего угла с расширением этого участка и с его подвязыванием к узелковым кромочным правой половинки третьего угла в каждом лицевом ряде.

Для новичка это сложно, но, поскольку установленный порядок вязания такой каймы не меняется уже продолжительное время, то для мастеров, исполняющих это многократно, подобная кайма - "семечки".

Продолжение вязания образца. Связана левая половинка третьего угла. Третий угол завершён. Следующий участок - верхняя часть каймы- будет последовательно присоединяться подвязыванием к каждой открытой петле середины в конце каждого лицевого ряда.
Продолжение вязания образца. Связана левая половинка третьего угла. Третий угол завершён. Следующий участок - верхняя часть каймы- будет последовательно присоединяться подвязыванием к каждой открытой петле середины в конце каждого лицевого ряда.

Так вот, всегда в подсознании было - "так вяжут платки в Оренбурге"... (запомним для дальнейших рассуждений).

Продолжение вязания образца. Завершено подвязывание верхнего участка каймы к петлям середины. Осталось связать четвёртый угол каймы едиными рядами, сокращая по одной петле на обеих половинках угла в каждом лицевом ряде вдоль средней линии (она же биссектриса) угла.
Продолжение вязания образца. Завершено подвязывание верхнего участка каймы к петлям середины. Осталось связать четвёртый угол каймы едиными рядами, сокращая по одной петле на обеих половинках угла в каждом лицевом ряде вдоль средней линии (она же биссектриса) угла.

Окончание вязания образца.Восемь петель последнего ряда связаны "встык" из середины ряда: вместе 2 средние петли, *вместе три средние петли* - повторить ещё два раза.
Окончание вязания образца.Восемь петель последнего ряда связаны "встык" из середины ряда: вместе 2 средние петли, *вместе три средние петли* - повторить ещё два раза.

Внешний вид начала вязания.
Внешний вид начала вязания.

Следуя хронологии, признаюсь, десятилетиями меня не затрагивала эта тема. Но начало дружбы с Ниной Александровной Мурашовой, художественно одарённой и увлечённой различными видами рукоделий, дало толчок расширению и моих интересов. Благодаря Нине Александровне в моей жизни появилось кружевоплетение на коклюшках. Благодаря Нине Александровне я заинтересовалась техникой оренбургского ажурного вязания. Именно техникой. Нина Александровна вначале дала почитать, со словами "ты же вяжешь", а затем подарила мне брошюру из серии ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ РУКОДЕЛИЯ.

Обложка брошюры с авторским способом рукоделия А.А.Васильченко издательство ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
Обложка брошюры с авторским способом рукоделия А.А.Васильченко издательство ОЛМА-ПРЕСС, 2004.

Автор А.А.Васильченко, название "Панно и гобелены в нетрадиционной технике".

Алла Александровна Васильченко - художник, искусствовед, член Союза художников России. И её работы- предметы искусства.

Нижняя сторона обложки с информацией об авторе.
Нижняя сторона обложки с информацией об авторе.

Для своего метода изготовления живописных, с помощью цветных нитей, произведений художница взяла за основу, как "холст", вязаное полотно с использованием традиционных приёмов оренбургского ажурного вязания.

Фото из брошюры, на которых изображения работ А.А.Васильченко.
Фото из брошюры, на которых изображения работ А.А.Васильченко.

Мысль "вот бы мне так!" захватила меня на некоторое время, пока я не осознала, какой талант и колоссальный труд вложен в разработку и воплощение этих неповторимых изделий. Но времени, пока продолжалось моё заблуждение насчёт моих способностей (в первую очередь терпения и самоотдачи), хватило на то, чтобы меня "зацепило". Ведь я прочла эту брошюру сначала по подписям к фотографиям, затем в тексте "по диагонали", затем построчно, затем, вглядываясь в картинки. Это не отпускало тем более , что убедительны были слова "эта техника достаточно проста и доступна для желающего овладеть ею". Думаю, это не совсем так (рассуждения на эту тему-предмет другой статьи, которую я хочу написать. Когда-нибудь).

Фото из брошюры, на которых изображения работ А.А.Васильченко.
Фото из брошюры, на которых изображения работ А.А.Васильченко.

Итак, работы Аллы Александровны Васильченко восхитили меня, повергли в культурный шок.

Но что изумило меня?

Что стало открытием?

От чего я в очередной раз осознала правоту высказывания "чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что я ничего не знаю"?

До знакомства с темой из этой брошюры я не знала простых для каждой вязальщицы из Оренбурга названий приёмов традиционного ажурного пуховязания, наивно думая, что техника вязания описывается примитивными "лицевая, накид, две вместе лицевой..."

Разворот из брошюры авторства А.А.Васильченко с фотографиями образцов традиционных ажурных узоров в технике оренбургского вязания.
Разворот из брошюры авторства А.А.Васильченко с фотографиями образцов традиционных ажурных узоров в технике оренбургского вязания.

А там ГОРОХ, РЫБКИ, ГЛУХОТИНКА, БИСЕРНАЯ ЦЕПОЧКА, МЫШИНЫЙ СЛЕД, КОШАЧЬЯ ЛАПКА, КОСОРЯДКА, СОТЫ...(перечисляю эти названия в том порядке, как они указаны в брошюре).

Обращение к первым двум книгам Светланы Логиновой позволит ещё больше расширить изумительный (музыка!) лексикон, узнать о трёх группах приёмов оренбургской техники ажурного вязания со схемами и объяснениями. А чтение третьей книги, посвящёной особенностям пензенских платков, позволит узнать и о других исконных названиях.

Но, всё-таки одних картинок недостаточно. А книги Светланы Логиновой в то время ещё не появились. Чтобы удовлетворить свой интерес, я не оставляла без внимания публикации об оренбургском вязании, мне хотелось найти хотя бы упоминание о народных названиях комбинаций ажурных отверстий.

ПЛАТОШНИЦЫ. Какое мягкое, тёплое определение.  В поисках ответов я сохранила это фото из статьи "Исторический альманах села Жёлтое об оренбургском пуховом платке на канале dzen Оренбургский пуховый платок. Мастера из села Жёлтое вели летопись промысла и записывали свои секреты, но публикация их не содержит.
ПЛАТОШНИЦЫ. Какое мягкое, тёплое определение. В поисках ответов я сохранила это фото из статьи "Исторический альманах села Жёлтое об оренбургском пуховом платке на канале dzen Оренбургский пуховый платок. Мастера из села Жёлтое вели летопись промысла и записывали свои секреты, но публикация их не содержит.

На Pinterest стали попадаться сложные композиции, геометрически "стройные" и завораживающе гармоничные.

Изображение в Pinterest  с платком, связанным по схеме Светланы Логиновой. Платок исполнила дизайнер вязаных изделий Ярослава Рудь (на фото).
Изображение в Pinterest с платком, связанным по схеме Светланы Логиновой. Платок исполнила дизайнер вязаных изделий Ярослава Рудь (на фото).

И возникло имя Светлана Логинова. Люди вязали ажурные платки в оренбургском стиле по схемам Светланы Логиновой и фото с этими работами занимали меня.

Таких изображений много на Pinterest.
Таких изображений много на Pinterest.

Но я заметила особенность именно конструкции таких платков. Не было тех самых "сложносвязанных" углов. Цельновязаное полотно обрамляли только зубцы. А кайма, середина и (как я узнала позже из книги Светланы Логиновой) решётка платка были словно "нарисованы" на вязаном полотне с помощью разных комбинаций ажурных отверстий. Каждый элемент был продуман и занимал своё место. А в сочетании с однородным платочным переплетением (традиционно именуемым "глухая вязка"* - оставим слово "вязка", как вышедшее из доморощенного лексикона платошниц для аутентичных народных формулировок, и осознаем, как нелепо оно звучит в иных случаях, ведь в современном обороте есть слова "вязание" и "переплетение", а слово "вязка" в одном значении - из лексикона собаководов, а в другом - термин мебельного производства) ажурные мотивы создавали контраст, повышающий градус своей филигранности. Уникальная особенность подобных изделий заключается, на мой взгляд, в композиции середины платка.

Фото разворота первой книги Светланы Логиновой.
Фото разворота первой книги Светланы Логиновой.

На выбор, по внешнему виду середины, платки условно делятся на "однокруговой", "пятикруговой" и со "сплошной серединой".

Фото разворота второй книги Светланы Логиновой.
Фото разворота второй книги Светланы Логиновой.

Квадратные ромбы - один, или пять, и есть "круги", то есть замкнутые линии, изначально несущие сакральный смыл оберегов, или символизирующие засеянную пашню, или солнце, хотя в настоящем эти ромбические фигуры на поле платка выполняются по традиции, как красивые составляющие, переданные через поколения.

Фото разворота первой книги Светланы Логиновой.
Фото разворота первой книги Светланы Логиновой.

С серединой гармонирует кайма , зубцы, решётка. Все части соразмерны и, дополняя, не противоречат друг другу. Без продуманного плана такой платок не связать, нужна хорошая схема.

Разнообразие, особенности распределения узоров, их классификация и примеры готовых уникальных схем с описанием вязания паутинок в технике оренбургского вязания - в книгах Светланы Логиновой.

Но недоумение из-за отсутствия каймы с углами переродилось в вопрос, требующий ответа. Тем более, я встречала изображения платков с такой каймой, названных "оренбургскими".

На тот момент книги Светланы Логиновой ещё не успели осчастливить своих читателей и ответа не было.

Зато появилась возможность познакомиться с книгой О.А.Федоровой "Так вяжут платки в Оренбурге".

Обложка книги Ольги Александровны Фёдоровой.
Обложка книги Ольги Александровны Фёдоровой.

Электронную версию этого издания я нашла в Pinterest . Это подробное учебное руководство, в котором пошагово, начиная с азов, буквально с первой петли, преподносится техника ажурного вязания в русском стиле. Я считаю ценной информацию, которую содержит данная книга, так как в ней ощутимо прослеживается преемственность поколений. Описан порядок всего традиционного технологического процесса изготовления пряжи из козьего пуха. В книге упоминаются многие местные термины, которые использовали в своем техническом обиходе мастера ручного вязания из Оренбурга.

Портрет Ольги Александровны Фёдоровой.
Портрет Ольги Александровны Фёдоровой.

Ольга Александровна Федорова, предложив пользоваться современными определениями, упомянула об оригинальных названиях предметов и понятий.

Спицы - ИГЛЫ

Ряд - ИГОЛКА

Два ряда(лицевой и изнаночный, оборот) - ОДИН РЯД

Лицевой ряд - УЗОРНАЯ ИГОЛКА

Изнаночный ряд - ПРОСТАЯ ИГОЛКА

Делаем прибавления вдоль кромки зубца (увеличиваем ширину) - РАЗВОДИМ ЗУБЕЦ

Делаем убавления вдоль кромки зубца (уменьшаем ширину) - СВОДИМ ЗУБЕЦ.

И все эти ГЛУХОТИНКИ, ПШЁНКА, ГОРОХ...

Книга наполнена любовью к делу жизни и в ней представлена авторская система обозначений на схемах узоров. Даны оригинальные схемы для вязания изделий. Причём, конструктивно это именно те платки-паутинки, которые имеют обрамление только в виде зубцов, а основное полотно с узорами связано единым куском. То есть именно такие, как и у Светланы Логиновой.

Светлана Логинова считает Ольгу Александровну Федорову своим учителем, так как именно с книги Фёдоровой началось её увлечение ажурным вязанием.

Получается, если связать для платка кайму с углами, то это будет - "не так вяжут платки в Оренбурге").

Ольга Александровна Федорова упоминает, что в Оренбурге ранее вязали платки и вовсе без зубцов, и позднее были переняты приёмы оформления краёв зубцами. Видимо, следует понимать, что с развитием промысла появились и другие заимствованные приёмы, в том числе и кайма с углами. Во всяком случае для теплого платка, не паутинки, середину вязали "глухую", без узора, часто на машине. И отдельно, вручную, вязали ажурную кайму, которая после вязания присоединялась к середине.

Вот ещё одно оригинальное фото из Альманаха села Жёлтое. На фото мастерица в своём платке, сложный узор каймы которого заимствован, но это свидетельство мастерства и умений рукодельницы, которая демонстрирует, что способна исполнять не только те узоры, которым обучена, но может догадаться и связать, как не учили. Здесь ажурные отверстия и места компенсирующих убавлений размещены не характерным для оригинальных оренбургских узоров образом. Они находятся не рядом, а разделены участками простых петель. Но, поскольку платок связан из традиционной пряжи и в  исконном месте промысла, его считают оренбургским.
Вот ещё одно оригинальное фото из Альманаха села Жёлтое. На фото мастерица в своём платке, сложный узор каймы которого заимствован, но это свидетельство мастерства и умений рукодельницы, которая демонстрирует, что способна исполнять не только те узоры, которым обучена, но может догадаться и связать, как не учили. Здесь ажурные отверстия и места компенсирующих убавлений размещены не характерным для оригинальных оренбургских узоров образом. Они находятся не рядом, а разделены участками простых петель. Но, поскольку платок связан из традиционной пряжи и в исконном месте промысла, его считают оренбургским.

Политика оренбургского пуховязального производства декларирует в основном принадлежность к оригинальному промыслу не столь по традиционным узорам и конструкциям, сколь по наличию козьего пуха в пряже и самому географическому месту пребывания исполнителя в момент изготовления изделия. Если я правильно поняла.

О книгах Светланы Логиновой я узнала, попав на страницу её группы в Контакте. Невозможно было не проникнуться той тёплой атмосферой, которую создали Светлана и её подписчики, люди, полюбившие вязание платков и делающие это на хорошем профессиональном уровне.

Фото разворота второй книги Светланы Логиновой с изображением двухцветного изделия.
Фото разворота второй книги Светланы Логиновой с изображением двухцветного изделия.

Сначала я увидела милые моему сердцу названия Рыбки, Грамошки,... Затем увидела информацию про книги. Приобретение последовательно на ОЗОН сначала двух книг об Оренбургском вязании, а позже - книги о Пензенском вязании стало для меня приятным событием.

Итак, третья книга Светланы Логиновой содержит исследование развития пуховязания в городе Пензе и в Пензенской губернии. Как в первых двух книгах, здесь дана информация о подготовке пуховой пряжи, о других видах пряжи, которая может быть использована для вязания, представлены названия и способы вязания ажурных элементов и их групп, даны описания вязания платков-миниатюр со схемами и описания и схемы больших изделий с характерными признаками пензенских платков, имеющих ту самую кайму с углами и традиционную сплошную середину. В своих книгах Светлана Логинова знакомит с историей развития промыслов и доносит до читателя идею поддержания оригинальных признаков, как оренбургского ажурного вязания, так и самобытности пензенских традиций кружевного вязания. Все три книги предназначены для умеющих вязать.
Фото разворота третьей книги Светланы Логиновой.
Фото разворота третьей книги Светланы Логиновой.

Знакомство с постами Светланы Логиновой дало, как пищу для размышлений, так и стало полезным способом проведения досуга.

Фото разворота третьей книги Светланы Логиновой.
Фото разворота третьей книги Светланы Логиновой.

Интересные исторические экскурсы, рассуждения о родственных оренбургскому традициях вязания других народов, просмотр фото с виртуозно выполненными работами автора и других исполнителей.

Фото разворота третьей книги Светланы Логиновой.
Фото разворота третьей книги Светланы Логиновой.

Некоторые фото платков были сделаны на природе, на фоне неких строений и вызывали у меня мысли: "Надо же, как похожи природа-погода, деревянные сооружения в России, прямо, как у нас, в Мурманске..." И где-то рядом возникло упоминание о местах фотосъёмок. Ну да, Мурманск.

Скромная такая женщина, эта Светлана Логинова)... Моя землячка. Никому в Мурманске, кроме своих родных и друзей, не известная. Никому из мурманских любителей вязания на спицах. Вот так сидим по домам и узнаём о тех, кто рядом, через интернет ...

Фото разворота первой книги Светланы Логиновой.
Фото разворота первой книги Светланы Логиновой.

Но сотрудники Мурманского Дома ремёсел исправили положение дел и организовали встречу автора с людьми, занятыми вязанием в Мурманске и теми, кому просто интересна эта тема. Встреча прошла в тёплой дружеской обстановке и не оставила никого равнодушным. Для меня это было мероприятие, которое я ждала.

Фото разворота второй книги Светланы Логиновой.
Фото разворота второй книги Светланы Логиновой.

Вживую Светлана произвела на всех неизгладимое впечатление своим умением держаться на публике - быть простой и величественной. Она рассказывала о своём увлечении с любовью и достоинством, знание ею предмета не оставило ни у кого сомнений, что эта тема по-настоящему её волнует и она способна убедить своих слушателей в актуальности своего занятия.

Фото разворота второй книги Светланы Логиновой.
Фото разворота второй книги Светланы Логиновой.

Хотя, изданные книги - лучшее подтверждение ненапрасного, очень полезного труда.

На этой встрече я удержалась от соблазна сделать фото для статьи, так как опыт показывает, что достичь хорошего качества фотографий, сделанных телефоном, сложно при музейном освещении, предназначенном для демонстрации выставочных экспонатов. Но, повторюсь, вживую Светлана выглядела великолепно. Высокая женщина приятной наружности в красивом по- русски стилизованном платье. И платки, ажурные платки, много платков из разных видов пряжи в стиле оренбургского и пензенского вязания. Поэтому и не хотелось искажать действительность неудачными снимками.

Если личность и деятельность Светланы Логиновой заинтересовали моих читателей, много интересного и нового можно узнать на странице Светланы в контакте:

ВКонтакте | ВКонтакте

А также, как выяснилось, Светлана Логинова публикует видео на канале YouTube.

Надеюсь, мне удалось Вас порадовать и заинтересовать. Во всяком случае себя я мотивировала ещё раз перелистать страницы замечательных книг Светланы Логиновой.