В истории штутгартской марки было немало талантливых конструкторов, дизайнеров. Но любой скажет, что самый заметный след в имидже марки "Мерседес-Бенц" оставил Бруно Сакко. На канале уже много статей. Несколько из них посвящены дизайну и дизайнерам. Пришло время наверстать упущенное и отдать должное мэтру.
Бруно Сакко родился 12 ноября 1933 года в итальянской Удине. Окончил туринский политехнический колледж и даже не помышлял о работе в автомобильной сфере. Пока не увидел на одной из выставок "Гиа-Гильда". Позже Сакко сказал, что это и стало поворотным моментом в его жизни. И, хотя его родители мечтали видеть Бруно инженером, он стал дизайнером. Некоторое время работал в той же "Гиа", немного - в "Пининфарина".
В итоге в 1958 году молодой итальянец оказывается в отделе дизайна "Даймлер-Бенц". Поначалу - работа "на подхвате" у Фридриха Гейгера, Карла Вильферта, Белы Барени. Вскоре молодому дарованию доверяют самостоятельную работу над экспериментальными автомобилями. Это были С111, С111-2, ESF.
C111 стоит особняком. До сих пор ведутся споры, почему этот автомобиль не нашел продолжения в серии.
Автомобиль был оснащен трехсекционным роторно-поршневым двигателем, который в те времена называли по фамилии изобретателя - Ванкеля. Внимание, которое было уделено машине, побудило руководство двигаться дальше. Уже к Женеве 1970 года была подготовлена следующая версия - С111-II, еще более выверенная в плане дизайна и уже с 4-секционным двигателем. После долгих споров в конце 1971 года было принято решение, что С111 не пойдет в серию, хотя именно такая задача ставилась перед создателями. Причина была в невозможности довести двигатель Ванкеля до ума в плане расхода топлива и угара масла.
После этого Сакко возглавил отдел разработки перспективных автомобилей. И выдал "на гора" концепт ESF, в котором были сосредоточены все наработки "Мерседес-Бенц" в плане безопасности. И здесь следовало бы рассказать еще об одном человеке, который получил за свою жизнь более 2000 патентов, а заодно и стал человеком, который на десятилетия определил главное направление имиджа компании - "безопасность". Это Бела Барени. Но описание его вклада в историю "Мерседес-Бенц" - дело одной или даже пары серьезных статей. Займусь этим чуть позже.
Но главное - Сакко заработал авторитет в компании. И в 1975 году он сменил на посту руководителя отдела стилистики Фридриха Гейгера. И началась эра, которую можно назвать "Мы говорим "Мерседес-Бенц" - подразумеваем Бруно Сакко".
Первым автомобилем, созданным под руководством Сакко, стал W123. Можно сказать много теплых слов в адрес этого автомобиля. Но их точно не хватит, чтобы описать степень влияния на имидж марки. Я думаю, еще пару десятков лет спустя где-нибудь на Ближнем Востоке мы вполне сможем найти такси W123 с пробегом в пару миллионов километров.
Сакко говорил, что автомобиль разрабатывается 3-5 лет, производится восемь - десять лет, а служит владельцам и вовсе 20 лет. А значит, дизайн "Мерседес-Бенц" должен оставаться актуальным в течение 30 лет, и в то же время должен оставаться вне времени. Главный принцип заключался в следующем: "Мерседес-Бенц" должен быть интуитивно узнаваем публикой во всем мире. И если какая-то модель получит дальнейшее развитие в следующем поколении, то идентичность модельного ряда должна быть сохранена. Сакко говорил о „вертикальной близости“. Это должно было гарантировать, что предшественник не будет выглядеть устаревшим после того, как будет представлено новое поколение модели.
Потом пошло-поехало. Под руководством Сакко были созданы S-классы, начиная с W126 и заканчивая W220. Кстати, купе W126 сам Сакко считал высшим своим творением. И никогда не изменял ему в плане владения личным автомобилем.
Сакко создал "бэби-Бенц" W201, который дал жизнь новому классу, позже получившему обозначение "C". За долгие годы Сакко руководил проектами W202 и W203.
Творческий век Бруно Сакко в концерне был долог. На его счету -по три поколения каждой модели. Это можно отнести и к E-классу. Выше уже я писал, что начал свой творческий путь в отделе серийных автомобилей с W123. Потом все продолжилось эпохальным W124, завершилось революционным W210.
Кроме W126, к числу эпохальных автомобилей, вышедших из-под карандаша Сакко, стал родстер R129. Это - автомобиль вне времени. Пройдут десятилетия, но его дизайн не потеряет своего шарма. Не считаю нужным что-то добавлять. Описывать R129 сродни попытке описать прелести "Подсолнухов" Ван-Гога или "Девочки на шаре" Пикассо.
Были в карьере Сакко и не самые удачные автомобили. Но здесь, скорее, он был заложником концепции, заложенной маркетологами. Уже в середине 90-х маркетинг начал превалировать над искусством. К таким автомобилям следует отнести первый А-класс W168, купе-кабриолет SLK R170, первый паркетник компании ML W163.
В 1999 году наш герой ушел на пенсию. Заслуги Бруно Сакко были по достоинству оценены. В 2006 году он был введен в "Зал автомобильной славы" в Детройте, в 2007 - в „Европейский автомобильный зал славы“.
Ну и в конце - фото героя нашего рассказа