Найти тему

«Фишер» – почему мы так любим «маньячную» тему

Рейтинг Кинопоиска - 7.8/10

Рейтинг IMDb – 6.70/10

Рейтинг КиноРО – 8/10

Российский зритель любит две вещи — это детективы и криминал. Казалось бы, довольно громкое заявление, но что поделать, когда каждый второй кинопроект — это либо расследование злодеяния, либо совершение того самого злодеяния. Почему так происходит? И плохо ли это сказывается на нас, да и на нашем кинематографе в целом? Попробуем разобраться на примере.

В 2023 году на свет вышел сериал «Фишер» — основанная на реальных событиях история поимки одного из самых жестоких серийных убийц современности, «ученика Чикатило», как его прозвали в народе. Работа оказалась довольно успешной — оно и немудрено, ведь это всеми любимый жанр и тематика. Прежде, чем ответить на вышеупомянутый вопрос, разберем поподробнее этот сериал. Во-первых, главное, чего смогла добиться съемочная группа, — это создание нагнетающей обстановки. Уже с первых секунд вы погружаетесь в мрачную, полную саспенса атмосферу, пробирающую вас до мурашек. Ощущение, будто вы не очередной детектив сейчас собрались смотреть, а какой-то фильм ужасов. Переделанная детская песня, кадры, дающие нам понять, с каким кошмаром нам придется столкнуться на протяжении всего просмотра — а ведь это всего лишь титры к кинокартине. Но дальше — лучше. Палитра цветов в сериале впечатляет. Она выполнена настолько искусно и так четко передает ту атмосферу страха перед чем-то неизвестным. Ну и сама операторская работа: в последнее время качество съемки в наших кинопроектах становится все лучше и лучше. Далее хочется отметить сам сюжет картины: отдельное спасибо режиссерам Сергею Тарамаеву и Любови Львове за проделанную работу, хоть и не самую идеальную (но о недостатках мы поговорим позже). В сериале все внимание приковано к следствию об убийце и практически нет лишних ответвлений — а это именно то, чего не хватило в работе Сарика Адреасяна «Чикатило».

Но теперь перейдем к недостаткам. И первое — это актерская игра. Дело даже не в самих актерах, ибо стоит отметить, что такие личности, как Иван Янковский (как же без него? Между прочим, самый востребованный российский актер на данный момент) и Андрей Максимов (думаю, вы понимаете сами, почему) выполнили свою работу на отлично. Вжились в свою роль максимально хорошо: чувствуется профессионализм и высокая степень отдачи от ребят. Но вот с остальными дела обстоят куда сложнее: Александра Бортич казалась лишней в сериале, Александр Яценко будто вообще не понял, что он здесь делает; от Сергея Гилева ожидала большего, в других кинопроектах даже его роли второго плана были более запоминающимися, чем у остальных. С чем же это связано? Ведь актеры-то довольно-таки хороши в своем ремесле. А дело все в том, что они просто потерялись среди всей этой суматохи: их затмили харизматичный герой Янковского и само расследование. Режиссеры будто не знали, за что им браться: за раскрытие других персонажей, но при этом сократить время на поиски маньяка или выделить большую часть хронометража на расследование. Очевидно, что выбрали второе. А по итогу получили сюжетные дыры в виде отсутствия объяснения поступков тех или иных героев. Да и любовная линия некоторых личностей тоже кажется бессмысленной. Проблема многих режиссеров (да и всех нас, обыкновенных людей) заключается в том, что мы пытаемся ухватиться за все сразу, а по итогу ничего толком не получаем. Казалось бы, 8 серий, но даже их было недостаточно, чтобы сформировать образ каждого персонажа более понятным для зрителя. Тем не менее, именно созданная угнетающая атмосфера смогла «замазать» те самые дыры и переключить внимание зрителя на основу всего сюжета.

Возвращаясь к нашему вопросу, хотелось бы сказать вот что: «маньячная» тема была и остается популярной в кинематографе на сегодняшний день. И на это есть несколько причин: первое — это доставляет нам удовольствие. Да, да, звучит странно, но, например, при просмотре детектива вам уже в самом начале дают решить некую задачу: найдите «того самого». Мы любим игры, мы любим отгадывать, и этот жанр дает нам такую возможность. Мы включаем воображение, начинаем размышлять над поступками героев, ставить каждого под сомнение, а если мы еще смотрим с кем–то этот фильм, то начинаются целые домашние дебаты. И какое же удивление нам приносит развязка сюжета, когда мы узнаем истинного «убийцу». Это ли не здорово?

Хорошо, отойдем от детективов и рассмотрим ситуацию, когда маньяк известен, но почему же нам все еще нравится на это смотреть? А вот тут уже ответ кроется в психологии человека. Мы не будем вдаваться в подробности, ибо мы не психологи, да и к тому же, у каждого есть свои личные мотивы, почему они выбрали именно эту тему. Но причин может быть масса: какие-то маньяки являются воплощением духа того или иного времени (как, например, Чикатило или тот же Фишер), для кого-то изучение расследований полезно с точки зрения недопущения подобных ситуаций (как например, главный посыл «Фишера» — проблема незаинтересованности родителей в своих детях и последствия халатного воспитания), кому-то эта история поможет понять свои внутренние переживания. Изучая серийных убийц и маньяков, мы пытаемся разгадать их мотивы, закономерности и приемы. А иногда, в глубине души, нам просто любопытно исследовать темную сторону человечества, на которую мы сами никогда не осмелимся ступить. И здесь нет ничего плохо. Я бы даже сказала, это своего рода, полезный урок для самоанализа.

«Фишер» — это неплохое кино, которое подойдет особенно тем, кто является ярым фанатом творчества Дэвида Финчера, ну и у кого выработана устойчивость к просмотру жестоких сцен насилия. Как мы можем заметить, российский кинематограф растет и развивается в лучшую сторону. Да, ошибки есть, но они есть у каждого. Без них никак. И очень здорово осознавать, что наконец-то за свое кино теперь не стыдно говорить.

Автор: Анастасия Самойленко, член «Русского общества ДВФУ»