Найти в Дзене
Киновед в штатском

Бабий бунт: "Барби" и "Бедные-несчастные" – это один и тот же фильм, снятый разными режиссерами

Снимать фильмы на очень схожие тематики и выпускать их едва ли не одновременно – старинное голливудское развлечение. И я сейчас даже не о картинах студии "Asylum", осознанно изготавливающей дешевые подделки блокбастеров, а об известном феномене "двойных ударов", когда одинаковые по сути студийные релизы вынуждены соревноваться за зрителя друг с другом. Вспомните "Армагеддон" и "Столкновение с бездной", "Падение Олимпа" и "Штурм Белого дома", "Вулкан" и "Пик Данте", "Красную планету" и "Миссию на Марс" – это не случайность, это намеренная эксплуатация трендов. И хотя примеров таких фильмов-близнецов предостаточно, впервые две "одинаковые" картины претендуют на "Оскар" в категории "Лучший фильм". ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ Из названия статьи понятно, что я и

Снимать фильмы на очень схожие тематики и выпускать их едва ли не одновременно – старинное голливудское развлечение. И я сейчас даже не о картинах студии "Asylum", осознанно изготавливающей дешевые подделки блокбастеров, а об известном феномене "двойных ударов", когда одинаковые по сути студийные релизы вынуждены соревноваться за зрителя друг с другом. Вспомните "Армагеддон" и "Столкновение с бездной", "Падение Олимпа" и "Штурм Белого дома", "Вулкан" и "Пик Данте", "Красную планету" и "Миссию на Марс" – это не случайность, это намеренная эксплуатация трендов. И хотя примеров таких фильмов-близнецов предостаточно, впервые две "одинаковые" картины претендуют на "Оскар" в категории "Лучший фильм".

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Из названия статьи понятно, что я имею в виду "Барби" и "Бедных-несчастных". Фильмы Греты Гервиг и Йоргоса Лантимоса могут вам показаться совершенно несопоставимыми, но ниже я легко докажу, что они не просто рассказывают об одном и том же, но даже используют совершенно одинаковый драматургический аппарат для того, чтобы выделить основную мысль. Ведь неважно, восстали ли вы в пластиковом мире, где никто не думает о смерти, или решили испытать свое тело на прочность там, где ученый может совершить пересадку мозга младенца – матери. Смысл имеет только то, что героини обеих картин противостоят патриархату и обретают свободу через познание себя.

-3

Итак, перед нами две масштабные ленты с большими звездами на ведущих ролях и с блистательным кастом на подпевках, два фильма в которых искательницы оказываются поругаемы за свое желание научиться чему-то большему, чему-то, что уготовано им другими, две картины, в которых дамам становится тесно в тех рамках, что обозначили для них мужчины. И именно мужчинам – будь то Кены, сотрудники Mattel, сумасшедшие ученые или обаятельные юристы – им, противостоящим женщинам, придется познать всю силу "бабьего бунта", сколь осмысленного, столь и способного на милосердие. Предлагаю погрузиться в исследование сходства и различий между "Бедными-несчастными" и "Барби".

-4

Прежде всего в глаза бросается удивительная параллель между Барби и Беллой – у них не только имена похожи, их сюжетные арки двигаются по одинаковой траектории. Стереотипная Барби обнаруживает на своем пластиковом теле несколько необъяснимых "уродств" и вынуждена отправиться во Внешний мир, вооружившись поддержкой энергичного, но не слишком умного Пляжного Кена. В свою очередь Белла очаровывается сладкими речами Дункана Уэддерберна и, разочаровавшись в золотой клетке, выстроенной ее "отцом", покидает дом ради познания мира за пределами утрированного Викторианского Лондона. Впрочем, здесь же обнаруживается и главное отличие двух женских персонажей – Белла проявляет себя более сильной и устремленной.

-5

Обратите внимание, Барби вовсе не стремится к самопознанию. Изначально она даже отказывается от вызова, брошенного ей Странной Барби – кукла предпочла бы остаться внутри иллюзии, в не знающем беспокойств Барбиленде. Белла – другая, ее тяга к познанию мира и себя внутри него обусловлена невероятным любопытством и желанием учиться. Она бросается в объятия Дункана, будучи помолвленной, не от любви, а потому что Уэддерберн становится ее билетом во внешний мир. К тому же импозантный мужчина сразу являет ей удивительное открытие – секс как неисчерпаемый источник удовольствия! Да, героинь двух фильмов мотивируют на начало путешествия разные стремления, но в итоге им ничего не остается, как покинуть любимый дом и отдаться непредсказуемой стихии неизведанного.

-6

Впрочем, самое интересное кроется в сходстве мужских персонажей двух фильмов. Нет, разумеется, Кена из "Барби" и Дункана из "Бедных-несчастных" нельзя назвать абсолютно равнозначными, но кое-что их всё же объединяет. Кен символизирует тот вид токсичности, при котором мужчина сверх меры навязывается объекту своего обожания. Заметьте, Барби ни разу не просит Кена о помощи, ей его компания в реальном мире в общем-то не нужна. Но герой Гослинга безо всякой нужды просто объявляется на заднем сидении авто и заявляет, что тоже едет в Лос-Анджелес. Кен не спрашивает, нужна ли его помощь, ведь он боится оказаться бесполезным, и тем не менее он навязывается, не думая о том, пользу он приносит или только мешает.

-7

Если на Кена можно смотреть с недоумением, то Дункан Уэддерберн персонаж, которого легко возненавидеть. Это нарцисс, считающий себя даром, ниспосланным всем женщинам с небес – сперва он восторгается Беллой, но очень скоро его начинает пугать проявления у девушки малейших признаков независимости, и Дункан предпочитает обманом запереть возлюбленную на лайнере вдали от остального мира. Персонажу Марка Руффало нравится считать себя освободителем и учителем, но ровно до тех пор, пока Белла не переступает пороги приличия, установленные Дунканом. И когда пытливая героиня Эммы Стоун начинает самостоятельное исследование городов, когда встревает в драки или постигает наслаждение, Уэддерберн быстро превращается в жестокого деспота.

-8

Форма обладания, исповедуемая Кеном, заключается в навязчивой любезности, в то время как Дункан пытается в более непосредственной форме продемонстрировать, что от него, буквально, зависит само выживание Беллы. При всей разности взглядов двух мужчин объединяет одно – они символизируют патриархальные фигуры, напуганные тем, как много и как жадно их возлюбленные познают внешний мир. Оба персонажа в ужасе от того, что станут не нужны своим "вторым половинкам", оба готовы противостоять росту и развитию женщины, оба полны решимости остановить своих пассий и спрятать от всех, сделав их своей собственностью.

-9

Это, впрочем, еще не всё. Почему бы нам не сравнить еще два мужских персонажа из этих картин? Разве вы не заметили сходства между Годвином из "Бедных-несчастных" в исполнении Уиллема Дефо и Генеральным директором Mattel из "Барби", которого сыграл Уилл Феррелл? Эти второстепенные герои не проявляют к молодым женщинам романтического интереса (Годвин об этом заявляет прямым текстом), но они зациклены на требовании соответствия их ожиданиям. Очевидно, это аллюзия на отцовскую фигуру в жизни женщины, помноженную на убеждение в том, что сфера, в которой они успешны, да и весь остальной мир принадлежат мужчинам.

-10

Годвин запрещает Белле выходить из дома, однако связано это не с беспокойством за "дочь", а с желанием контролировать ход эксперимента. Неслучайно с отъездом Беллы Годвин моментально находит себе новую "пациентку" и переключается на нее, имитируя поведение собственного отца, поставившего карьеру выше любви к собственным детям. Отцовская форма владения Гендира в "Барби" проявляется еще более буквально – он не фигурально, а в прямом смысле пытается упаковать героиню Марго Робби обратно в фабричную упаковку. Выход женщины за рамки означает для него угрозу бизнесу, а потому он делает единственное, что может представить себе в подобной ситуации – стремится лишить Барби свободы. Отличная метафора!

-11

Нужно при этом отметить, что даже с точки зрения столь профеминистских авторов как Гервиг и Лантимос, мужчины небезнадежны – есть вокруг женщин и такие партнеры, которым можно довериться. В "Барби" за эту светлую сторону отвечает Аллан в исполнении Майкла Серы. Этот приятель Кена не поддерживает взгляды мужской части Барбиленда на отношения с Барби, он пытается сбежать из пластмассового мира и помогает перепрограммировать девушек с "промытыми мозгами" и попутно на собственном примере показывает, что меньшинства (Алланов сняли с производства очень быстро) достойны и уважения, и поддержки.

-12

В "Бедных-несчастных" сторонником Беллы выступает ассистент Годвина Макс Маккэндлз, который, очевидно, любит обрученную с ним девушку такой, какая она есть, а не той, какой он хочет ее видеть. Макс, конечно, изначально пытается проявлять какие-то права собственности, но он способен учиться и готов стать для возлюбленной другом, а не хозяином. Он может простить похождения Беллы, не стыдит ее за работу в публичном доме, не корит за желание разобраться в прошлом. Всё это причиняет ему боль, но и открывает дорогу к полному и бесконечному доверию. Макс дает Белле свободу решений и действий, он позволяет ей познать себя и тем самым показывает собственную способность стать лучше и поделиться теплом и добротой.

-13

Возвращаясь к главным героиням, стоит повторить – ими двигают разные силы. Белла стремится познать мир и свое место в нем, а Барби встревожена тем, что привычная обстановка перестала быть к ней дружелюбна. Но оба фильма предлагают весьма схожие сюжетные арки женских персонажей, очерченные столкновением с патриархальными шаблонами. Изменяясь в результате взаимодействия с мнимыми возлюбленными, с формальными отцами, с теми, кто готов их по-настоящему поддержать Белла и Барби становятся лучшими версиями самих себя. И это самое главное – они становятся своими лучшими версиями, а не придуманными кем-то другим.

-14

Не подумайте, что автор каким-то образом разделяет радикальные феминистские взгляды, тут я как раз довольно консервативен (место женщины на кухне – да ведь, дорогая?...). Но в контексте анализа картин Гервиг и Лантимоса приходится переходить на язык и образ мысли "потенциального противника". А если серьезно, женщин, конечно, нужно любить со всеми их недостатками и достоинствами, с любопытством и тревожностью, Восьмого марта и во все другие дни в году. Нужно учиться взаимопониманию и идти на компромиссы, нужно быть добрее и стремиться стать лучшими друзьями. Настоящей парой. Настоящей семьей. Иначе, зачем вообще всё это нужно.

-15

И на этом мне, пожалуй, стоит остановиться – за пределами кино я обычно несу полную чушь. Лучше уж возьмусь написать о новых и старых фильмах и сериалах, вам это, полагаю, будет интереснее. Если я вас еще не распугал, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – тексты тут появляются довольно часто. Еще не будет лишним подписаться на наш телеграм-канал, там тоже бывают занятные посты. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, поцелуйте любимых прямо сейчас, и...

-16

Увидимся в кино!

Дополнительные материалы:

Оскар 2024 | Киновед в штатском | Дзен