Найти в Дзене
Дорога в цветах

Тайны морского дна Цемесской бухты

Морская история Новороссийска тесно связана с историей кораблей, навсегда погребённых на дне Цемесской бухты. И одна из причин тому - суровый ветер Бора. Бора - это сильный порывистый холодный ветер , возникающий в случае когда поток холодного воздуха встречает на своем пути возвышенность. Преодолев препятствие, Бора с огромной силой обрушивается на побережье. Первая трагедия после основания Новороссийска произошла в Цемесской бухте в 1839 году, когда на берег, словно щепка, был выброшен Люгер " Геленджик". 1847-1848 года - в результате урагана на берег выброшено 6 парусных судов. Тогда стихия унесла жизни 50 моряков. В последующем страшный бора не щадил ни русские, ни иностранные суда. В 1918 году в Цемесской бухте произошла трагедия для всего Черноморского флота: после заключения Брестского мира на дно бухты было отправлено более десятка кораблей Черноморского флота, а также транспортные суда Бельгии, Франции, Великобритании, Италии. Впоследствии большинство кораблей

Морская история Новороссийска тесно связана с историей кораблей, навсегда погребённых на дне Цемесской бухты. И одна из причин тому - суровый ветер Бора.

Бора - это сильный порывистый холодный ветер , возникающий в случае когда поток холодного воздуха встречает на своем пути возвышенность. Преодолев препятствие, Бора с огромной силой обрушивается на побережье.

Якорь адмиралтейский
Якорь адмиралтейский

Первая трагедия после основания Новороссийска произошла в Цемесской бухте в 1839 году, когда на берег, словно щепка, был выброшен Люгер " Геленджик".

1847-1848 года - в результате урагана на берег выброшено 6 парусных судов. Тогда стихия унесла жизни 50 моряков.

В последующем страшный бора не щадил ни русские, ни иностранные суда.

Якорь кошка
Якорь кошка

В 1918 году в Цемесской бухте произошла трагедия для всего Черноморского флота: после заключения Брестского мира на дно бухты было отправлено более десятка кораблей Черноморского флота, а также транспортные суда Бельгии, Франции, Великобритании, Италии. Впоследствии большинство кораблей были подняты со дна и вернулись в строй.

Но на сегодняшний день два корабля, чей подъем был признан нецелесообразным, все ещё лежат на дне Цемесской бухты. Это линкор "Свободная Россия" ( " Императрица Екатерина Великая") и миноносец "Громкий ".

Якорь системы капитана Роджера
Якорь системы капитана Роджера

Но наибольшее количество кораблей было затоплено в период 1942-1943 годы. Многие из них связаны с транспортными перевозками на Малую Землю, рейсами по оказанию помощи осажденным Одессе и Севастополю, десантными операциями.

Мины корабельные
Мины корабельные

Но и после войны корабли продолжали тонуть в бухте. Бора 1976 года отправил на дно морское сразу три научно- исследовательских судна.

-5

Страшная трагедия 31 августа 1986 года : в результате столкновения судов отправился на дно круизный лайнер "Адмирал Нахимов". Катастрофа унесла жизни 423 человек.

Бора 1993 года отправил на дно несколько судов на подводных крыльях ( стоявших у причала) и судно Петербургской морской академии "Профессор Щёголев".

Корабельная артустановка
Корабельная артустановка

В городе много памятников, посвященных погибшим кораблям и экипажам. А в Кабардинке установлен памятник погибшим при катастрофе " Адмирала Нахимова". Есть несколько музеев под открытым небом, где выставлены предметы, поднятые со дна Цемесской бухты.

Этот сухогруз Рио был выброшен на  берег  в декабре 2018 года недалеко от Кабардинки. Пробитое дно и сильные повреждения сделали его непригодным к дальнейшему использованию.  Фото из личного архива.
Этот сухогруз Рио был выброшен на берег в декабре 2018 года недалеко от Кабардинки. Пробитое дно и сильные повреждения сделали его непригодным к дальнейшему использованию. Фото из личного архива.

И до сих пор проводятся различные морские экспедиции, в ходе которых со дна моря поднимают различные артефакты.

В качестве иллюстраций в статье использованы фотографии, сделанные автором, на открытой музейной площадке Малой Земли.