"Иллирия" — История про грустную одинокую женщину и господина Синюю Бороду, за которого ей предстоит выйти замуж. Про Чудовище, которому предстоит стать не прекрасным принцем, но человеком. Про выбор из двух зол, про самопожертвование и умение отпустить. Мир, в котором живут герои, не слишком добр к слабым людям, в нем нет магии и волшебных существ - одни лишь интриги и жажда власти над древним городом понтификов. Да и на спасение к даме в беде прийти некому. Но все еще может закончиться хорошо...
Мария Заболотская — новое для меня имя писателя, "Иллирия" — первая прочитанная книга автора. Проглотила я её всего за один вечер, история зацепила и оставила серьёзное эмоциональное впечатление. Но обо всём по порядку.
Портрет главной героини на обложке книги намекает на эпоху позднего Возрождения, а название — на сеттинг, похожий своим антуражем на средневековую Италию, эпоху Папского государства и противостояния правящих семей Сфорца и Борджиа, о чём недвусмысленно говорят фамилии главных героев и их титулы. Времена суровые и жестокие, когда женщина была собственностью главы семьи — отца настолько, что он мог по своему усмотрению решать, как и с кем ей жить и когда умереть. Читая, словно ощущаешь себя на месте главной героини Гоэдиль (Годэ) — хрупкой спокойной женщины, против своей воли оказавшейся "яблоком раздора” между двумя враждующими семейными кланами, готовыми на всё ради власти.
Годэ — живая нестандартная героиня, скорее даже, "антимерисью". Двадцатишестилетняя вдова, чью судьбу всегда решают мужчины. После гибели любимого мужа она вынужденно подчинилась отцу, который до поры до времени совершенно не интересовался ею и не принимал участия ни в её воспитании, ни в её становлении. Собственно, Годэ никогда не нужна была знатному иллирийцу Гако Эттани. После того, как молодая женщина в порыве эмоций помогает заклятому врагу папеньки, Эттани решает использовать её в своих политических играх. В средневековой религиозной Иллирии для женщин выбор был невелик — пойти в жены или стать куртизанкой. Годэ просто и адекватно говорит о себе: "Из меня не получится ни содержанки, ни куртизанки. Я не особо хороша собой и совершенно не умею поддерживать разговор, не говоря о том, чтобы быть душой разгульных компаний". Для той, кто женой уже побывала, тем более, счастливой женой, путь усеян трудностями и страданиями. Автор не щадит свою героиню, без прикрас, пронзительно и горько описывая ужасающие, а порой и пугающие испытания, выпавшие на долю Годэ.
Главная героиня оказалась очень здравомыслящей, сильной духом женщиной, которая выживает, как может, в жестоком мире. Среди мужских персонажей идеальных прекраснодушных героев нет и в помине, разве что покойный муж главной героини Лесс Кападиа, жизнь с которым была для Годэ "единым солнечным днём". Они далеко не идеальны, но они меняются, развиваются, страдают и живут. Один из героев — скрывающийся под маской лицемерия жестокий душегуб и мерзавец Ремо Альмасио. Второй, Викензо Брана, стал понтификом по приказу своего могущественного отца ради интересов клана. На первый взгляд, он кажется просто жалким слабаком и трусом, погрязшим во всевозможных пороках, а на поверку оказывается бесконечно одиноким и усталым человеком. Каждый из них тянется к героине, пытаясь её завоевать. Но Гоэдиль не так проста, и каждый раз, потерпев очередную неудачу, мужчины — враги всё больше и больше погружаются в пучину потребности в этой женщине, до такой степени, что им уже не нужны ни власть, ни деньги. Даже Ремо, при всей его жестокости, всё же способен на чувства, хотя его привязанность имеет нездоровый и уродливый характер. В прогнившей насквозь лживой и религиозной Иллирии героине удаётся сохранить свою душу и остаться достойным человеком, несмотря на то, что люди и обстоятельства толкали Годэ на путь удобного, безопасного, но довольно подлого существования. Отношения Гоэдиль с Рено и Вико переплетаются в клубок из предательства, малодушия, обмана, мучений, давая всем троим трагическое осознание их невозможности. А ведь Вико единственный, кто верно понял суть натуры Гоэдиль: "Единственное, что ты любишь — это свобода, которой у тебя никогда не было, и счастливой тебя сделает только она". В благочестивой и гордой Годэ авантюризма и чертовщинки, на самом деле, хоть отбавляй. Так же, как и добра, самоотверженности, тёплого чувства к другому. Благодаря этому чувству, пройдя через сильную пертурбацию, Вико морально преображается, становясь собой настоящим.
Повествование в книге довольно размеренное, но не затянутое, сюжет без провисаний, события захватывают. Книга написана эмоционально, очень хорошим литературным слогом, читается на одном дыхании, действие не отпускает до конца. На протяжении всего повествования читатель не знает, но может только предполагать, чем же закончится история. Поражает, как глубоко и остроумно переданы диалоги героев, их перепалки, описание их чувств, отношений, неординарных характеров. Как тонко, очень точно, по-настоящему описаны страхи героини, её сомнения. Тот, кто казался самым слабым, оказывается на поверку самым стойким и сильным духом.
"Иллирия" — это рассказ о жестокости, боли и одиночестве. О насмешках судьбы и превратностях любви. Мне очень понравилась живая атмосфера этой книги, её наполненный всеми присущими людям эмоциями, страстями, подвигами и пороками мир.
Музыкальная ассоциация к "Иллирии" — "Танец рыцарей"(тема Монтекки и Капулетти) из балета Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта".