На курсы нашей онлайн-школы может записаться любой желающий. Но о некоторых курсах знают лишь те школьники, кто хотя бы раз пытались пройти отбор на очные программы «Сириуса».
Например, на курсах сопровождения учатся ребята, вернувшиеся из «Сириуса» домой. Обучение длится от нескольких месяцев до полугода. Если школьник получает итоговый зачёт, то может учиться на курсах сопровождения и дальше, независимо от того, пройдёт он на следующую очную программу или нет. И так вплоть до окончания школы.
Виталий Гагарочкин, одиннадцатиклассник из Калуги, обучается на курсе сопровождения по математике пятый год. А ещё старается решать все задачки на курсах сопровождения по биологии и химии.
Поговорили с Виталием о том, как эффективно совмещать школу и дополнительное образование, зачем глубоко изучать сразу несколько предметов и что делать, если решить сложную задачу не получается.
Вы окружены… людьми с мотивацией
— Расскажите, как вы узнали об Образовательном центре «Сириус»?
В 7-м классе я начал серьёзно увлекаться математикой и принимать участие в школьных и городских олимпиадах. Видя мой интерес, учительница посоветовала попробовать силы в отборе на декабрьскую математическую программу в «Сириус». Я уже знал, что такой образовательный центр существует, но не имел представления, как туда попасть. Поначалу думал, что отбор на программы осуществляется только на основании уже имеющихся олимпиадных достижений. Но, как оказалось, ученик может подать заявку на некоторые программы и пройти учебно-отборочный курс дистанционно. Курс гарантирует равные возможности при отборе и важен сам по себе, ведь это отличный шанс лучше понять предмет. Если хорошо написать заключительный тур, то можно попасть на программу. Мой первый опыт оказался успешным: я не просто окончил курс, но и сумел отобраться на декабрьскую программу по математике.
— Чем вам запомнилась первая очная программа?
Мне понравилось всё: условия, преподаватели, ученики. В «Сириус» приехали ребята, которым было интересно развиваться в математике, узнавать новое. Меня окружали люди с сильной мотивацией, что позволило мне быстро влиться в процесс обучения. Темы первой программы показались довольно сложными, но при этом безумно интересными. И я решил не останавливаться. Приехал домой, открыл сайт «Сириуса» и стал изучать, на какие ещё программы можно подать заявку.
С тех пор я был в Сочи на множестве программ: ещё одной математической, физической, химической, двух генетических и четырёх биологических. Последний раз ездил в «Сириус» в этом году на январскую программу по биологии.
— Когда вы поняли, что интерес к биологии, возможно, сильнее, чем к математике?
В конце 8-го класса, когда прошёл на майскую биологическую программу и попал в группу генетики. Меня впечатлило, что пришлось решать много логических задач, применяя математику. Через несколько лет я планирую связать своё будущее с биологическими науками. Думаю развиваться в направлении генной инженерии, одной из самых перспективных и востребованных областей.
— Какой совет вы можете дать школьникам, которые мечтают пройти отбор на очную программу и поехать в «Сириус»?
Не опускайте руки, если у вас не сразу получается решить все задачи. Значит, нужно просто поискать другой подход или почитать дополнительную литературу. Важно, чтобы сложные задачи становились не препятствием, а, наоборот, стимулом глубже изучить тему.
Биология, химия, математика (нужное подчеркнуть)
— Вы сейчас занимаетесь сразу на нескольких курсах сопровождения: по математике, химии, биологии, генетике, а до недавнего времени ещё и по физике. Вам важнее расширять кругозор, чем сосредоточиться на любимом предмете?
Я понял, что изучать биологию намного интереснее, когда обладаешь знаниями в других областях, ведь между науками много связей. Например, чтобы вычислить потенциал покоя и потенциал действия на клеточной мембране нейрона, необходимо вспомнить химические законы.
Если говорить о курсах сопровождения по математике, то понимание той же комбинаторики пригодится при решении ряда генетических задач. К тому же без постоянной практики сложно участвовать в олимпиадах.
— Что самое трудное в обучении на курсах сопровождения?
Занятия на нескольких курсах одновременно: в каждом есть задачный практикум, и к определённому времени нужно отправить решение. В этом случае гарантированно выигрышная стратегия — решать задачи сразу же, как они появляются. В противном случае можно выпасть из образовательного ритма и уже не вернуться.
— Я верю этому совету, ведь у вас есть диплом победителя практикума на первом курсе сопровождения по математике. Как его получили?
Решил все задачи в рамках курса, а диплом стал приятным бонусом. Потом я ещё несколько раз справлялся со всеми заданиями на других курсах сопровождения — по той же математике, генетике и биологии.
Успевать всё и не переживать, что не успеваешь
— Расскажите, как обычно проходит ваш учебный день?
Год назад я перевёлся в московскую школу на очно-заочное обучение. Онлайн-занятия заканчиваются в 14–16 часов, после чего я часто занимаюсь самоподготовкой. Например, изучаю темы по биологии, а для расширения кругозора не забываю физику и математику, решая задачи на тех же Сириус.Курсах. Стараюсь находить время и на программирование на Python, потому что сейчас это востребованный навык.
— Звучит очень внушительно. Поделитесь секретом, как всё успевать?
Важно ставить посильные цели и не требовать от себя слишком многого. Если честно, иногда не получается выполнить все поставленные задачи, но я отношусь к этому спокойно.
— Когда удаётся отдыхать и отвлекаться от учёбы, чем вы занимаетесь?
Смотрю фильмы и читаю книги. Для отдыха мне достаточно сменить вид интеллектуальной деятельности. Последняя понравившаяся книга — повесть Герберта Уэллса «Люди как боги». Это утопия, в котором автор описывает идеальный мир и реакцию землян на его принципы и законы. В книге можно встретить и критику нашей действительности, и описание особенностей утопического мира, которые могут показаться современному человеку странными.
— Представьте, что смотрите фильм, в котором прекрасно всё: визуальная составляющая, сюжет, юмор. И тут вы видите на экране откровенный научный ляп. Сможет ли этот фильм вам понравиться?
Если сюжет будет интересным, а в некоторых моментах непредсказуемым, то почему нет? С другой стороны, научная достоверность имеет для меня большое значение. Если в фильме окажется много серьёзных ляпов, то это не→гативно скажется на моём впечатлении о нём.
Именно поэтому мне, например, нравится картина «Интерстеллар». Её режиссёр, Кристофер Нолан, во время съёмок советовался с американским физиком и астрономом Кипом Торном, и в фильме всё продумано с точки зрения науки.
Читайте в нашем канале:
А спать-то когда?! Ученики и автор Сириус.Курсов о вредных привычках в учёбе